[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
педагога-библиотекаря
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Педагог-библиотекарь непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Педагог-библиотекарь должен знать:
- алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
- возрастные особенности обучающихся;
- виды творческих мероприятий по формированию у обучающихся интереса к чтению и формы их проведения;
- воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их совместной деятельности с целью поддержки детского чтения;
- механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
- механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде;
- механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации федеральной рабочей программы воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (далее - ФРПВ), рабочих программ воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее - РПВ);
- методику социально-педагогического проектирования РПВ;
- методику выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения;
- методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
- нормативные правовые акты в сфере образования;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
- основы общей педагогики;
- основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации;
- основные направления воспитательной деятельности педагогов;
- образовательные технологии, формы и методы формирования у обучающихся информационной культуры;
- перечень образовательных программ, реализуемых образовательной организацией;
- примерное содержание процесса формирования у обучающихся информационной культуры;
- примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности обучающихся разного возраста;
- примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров;
- примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
- педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации образовательных программ и ФРПВ, РПВ;
- педагогические технологии работы с детским коллективом, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности;
- педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг;
- подходы к организации коллективных творческих мероприятий обучающихся, направленных на развитие информационной культуры;
- способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
- способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами образовательной организации;
- способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации;
- способы формирования у обучающихся интереса к чтению;
- способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
- способы обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной организации;
- способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
- способы педагогической поддержки детского литературного творчества;
- способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
- способы и технологии обеспечения доступа работников образовательной организации к ресурсам библиотеки;
- современные цифровые технологии;
- теорию библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
- теорию и методику социально-культурной деятельности;
- теорию и методику организации воспитательной работы;
- технологии создания электронных каталогов;
- технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с библиотеками;
- технологии мотивации обучающихся к литературному творчеству;
- технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества;
- технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
- технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию печатных средств массовой информации;
- требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательной деятельности;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
- формы детского литературного творчества;
- формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников образовательной организации;
- формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд;
- формы и методы консультирования участников образовательных отношений по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
- формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
- формы и методы пропаганды детского чтения;
- формы и методы воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
- формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у обучающихся интереса к чтению, литературе;
- формы и методы педагогической поддержки семейного чтения.
1.8. Педагог-библиотекарь должен уметь:
- выявлять в потоке информации наиболее ценные источники и знакомить с ними обучающихся;
- осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата;
- осуществлять справочно-библиографическое обслуживание обучающихся, работников образовательной организации;
- осуществлять информационно-библиографическую деятельность;
- осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
- осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности обучающихся;
- осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций газет образовательных организаций);
- осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности;
- осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения;
- осуществлять педагогическую поддержку инициатив обучающихся по созданию медиасреды образовательной организации;
- осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;
- осуществлять учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию;
- осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
- организовывать электронные каталоги;
- организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;
- организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы;
- организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации ФРПВ, РПВ в образовательной организации и вне образовательной организации;
- организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у обучающихся интереса к чтению;
- обеспечивать доступ работников образовательной организации к ресурсам библиотеки;
- обеспечивать связь с библиотеками, межбиблиотечный обмен;
- обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;
- обучать рациональным способам оформления результатов учебной и научно-исследовательской деятельности;
- проводить занятия, направленные на освоение обучающимися методов поиска и критического анализа информации;
- проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий;
- проводить занятия по формированию у обучающихся сознательного и ответственного поведения в информационной среде;
- проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации;
- проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества;
- реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;
- реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации;
- реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ и ФРПВ, РПВ;
- реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у обучающихся интереса к чтению, литературе;
- работать в цифровой образовательной среде;
- разрабатывать программы воспитания информационной культуры обучающихся;
- формировать развивающее и комфортное книжное пространство в библиотеке образовательной организации;
- формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами образовательной организации.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Педагог-библиотекарь в ходе осуществления библиотечно-педагогической деятельности в образовательной организации выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса:
- формирование и пополнение библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами образовательной организации;
- создание развивающего и комфортного книжного пространства в библиотеке образовательной организации;
- справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников образовательной организации;
- информационно-библиографическая деятельность, обеспечение свободного доступа к библиотечным ресурсам;
- контроль поступления новых документов в библиотечный фонд;
- обеспечение связи с библиотеками, организация межбиблиотечного обмена.
2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры:
- проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры;
- консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности;
- информационно-методическая поддержка реализации образовательных программ и ФРПВ, РПВ;
- проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся;
- реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации.
2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению:
- проведение мероприятий по формированию у обучающихся интереса к чтению;
- осуществление информационно-методической поддержки воспитательной деятельности по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;
- организация выставок книг в образовательной организации с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений;
- осуществление взаимодействия с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения;
- педагогическая поддержка детского литературного творчества.
3. Права
Педагог-библиотекарь имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Педагог-библиотекарь несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции педагога-библиотекаря
Подготовлено экспертами компании "Гарант"