[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
педагога-организатора
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Педагог-организатор относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Педагог-организатор непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Педагог-организатор должен знать:
- возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной работы с обучающимися разного возраста;
- диагностические технологии, позволяющие выявлять интересы, особенности, потребности обучающихся;
- игровые технологии организации воспитательного процесса;
- источники актуальной информации, методических рекомендаций и разработок, инновационного опыта в области воспитания;
- методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
- методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста;
- методические основы воспитания экологической культуры обучающихся;
- методические основы трудового воспитания обучающихся;
- методические основы организации проектной деятельности обучающихся;
- методические основы проведения мероприятий по направлениям внеурочной деятельности;
- методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;
- механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании рабочих программ воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее - РПВ);
- механизмы реализации организационно-педагогического сопровождения социально и личностно значимой деятельности обучающихся;
- методы анализа результатов воспитательной работы педагогов, реализации федеральной рабочей программы воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (далее - ФРПВ), РПВ;
- методы консультирования родителей по вопросам организации совместной воспитательной работы с образовательной организацией;
- методы консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время;
- методы, способы педагогической диагностики, оценки результатов реализации программ воспитания, мониторинга воспитательного процесса;
- нормативно-правовые основы и социально-педагогические механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей;
- нормативно-методические основы организации воспитательной деятельности педагогов, ее планирования, ресурсного обеспечения;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
- организационно-педагогические механизмы контроля реализации программ внеурочной деятельности;
- особенности современной семьи, ее воспитательный потенциал и способы его изучения;
- приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
- примерное содержание внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям;
- подходы к разработке локальных актов об организации внеурочной деятельности в образовательной организации;
- подходы к разработке локальных актов образовательной организации, необходимых для осуществления воспитательной деятельности и повышения ее качества;
- подходы к разработке информационно-методических материалов, сопровождающих реализацию ФРПВ, РПВ;
- подходы к разработке программно-методических материалов для организации досуговой деятельности обучающихся;
- подходы к разработке анкет, опросников для выявления мнений участников совместной деятельности о ее результатах;
- подходы к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности;
- подходы к планированию и проведению творческих мероприятий в рамках программ внеурочной деятельности;
- подходы к оценке результатов внеурочной деятельности обучающихся;
- педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации в творческой внеурочной деятельности;
- способы организации оценочной деятельности обучающихся;
- способы организации практической деятельности обучающихся по направлениям внеурочной деятельности;
- способы организации консультационной поддержки педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности;
- способы организационно-методического обеспечения проектной деятельности обучающихся разного возраста;
- способы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации;
- современные цифровые технологии;
- технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
- технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации, поддержки социальных инициатив обучающихся;
- технологии педагогической поддержки деятельности детского творческого объединения;
- требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к организации внеурочной деятельности обучающихся;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
- теоретические и методические подходы к организации воспитательного процесса во внеурочное время;
- теоретические и методические основы формирования детского творческого коллектива;
- теоретические и методические основы организации досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время;
- теоретические и методические основы организации взаимодействия образовательной организации и семьи;
- теоретические и методические основы семейного воспитания;
- формы и методы нравственного обучения обучающихся;
- формы и методы развития этической культуры обучающихся;
- формы и методы развития эстетической культуры обучающихся;
- формы и методы физического воспитания обучающихся, формирования у них ценностного отношения к здоровью;
- формы и методы формирования информационной культуры обучающихся;
- формы и методы внеурочной деятельности;
- формы и методы внеурочной деятельности по социальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям;
- формы и методы организационно-методической поддержки обучающихся в проектировании ими индивидуального маршрута в коллективной деятельности, самовоспитании;
- формы и методы включения обучающихся в оценочную деятельность;
- формы участия обучающихся в подведении итогов внеурочной деятельности, способы развития навыков самооценки.
1.8. Педагог-организатор должен уметь:
- анализировать методическую литературу, современный педагогический опыт организации воспитательной работы;
- анализировать динамику воспитательного процесса на основе изучения результатов деятельности обучающихся и полученного ими социокультурного опыта;
- выявлять индивидуальные интересы, потребности, способности обучающихся по направлениям развития личности;
- консультировать родителей (законных представителей) по вопросам организации досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время;
- организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании РПВ;
- организовывать участие обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов в проектировании программ внеурочной деятельности;
- организовывать участие обучающихся в оценочной деятельности, применять формы и методы развития навыков самооценки;
- организовывать мероприятия по развитию экологической культуры обучающихся;
- организовывать мероприятия с целью повышения социально-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
- организовывать художественно-эстетическую деятельность обучающихся, применять технологии развития у них эстетической культуры;
- организовывать процесс физического воспитания обучающихся, проводить спортивные мероприятия;
- организовывать игровую, проектную, творческую деятельность обучающихся с целью расширения социокультурного опыта;
- организовывать практическую деятельность обучающихся в рамках реализации программ внеурочной деятельности;
- осуществлять организационно-педагогическое сопровождение воспитательной работы педагогов;
- осуществлять педагогическое сопровождение мероприятий в соответствии с программами внеурочной деятельности;
- осуществлять организационно-методическое обеспечение социального партнерства образовательной организации с семьями обучающихся;
- осуществлять разработку программ внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- осуществлять оценку и контроль результатов внеурочной деятельности обучающихся;
- осуществлять поиск и отбор актуальных информационных источников с целью методической поддержки воспитательной работы;
- осуществлять отбор диагностических технологий для анализа результатов воспитательной работы;
- осуществлять консультационную поддержку педагогов по вопросам организации воспитательной работы;
- осуществлять консультационную поддержку обучающихся в процессе их самоопределения в ходе совместной деятельности;
- обеспечивать взаимосвязь и взаимодополняемость ФРПВ, РПВ и программ внеурочной деятельности;
- оказывать организационно-методическую поддержку педагогам в проведении ими досуговых мероприятий;
- проводить педагогическую диагностику с целью выявления индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
- проводить мероприятия по развитию информационной культуры обучающихся;
- проводить мероприятия по выбранному направлению внеурочной деятельности;
- проводить мероприятия информационно-просветительного характера по направлениям внеурочной деятельности;
- проводить мероприятия в рамках реализации программ внеурочной деятельности;
- проводить консультирование родителей (законных представителей) по вопросам организации совместной воспитательной работы с образовательной организацией;
- применять педагогические методы работы с детским коллективом с целью включения обучающихся в создание РПВ;
- применять педагогические технологии трудового воспитания обучающихся;
- применять педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации во внеурочной деятельности;
- применять формы и методы нравственного воспитания обучающихся, проводить мероприятия по развитию у них этической культуры;
- применять формы и методы организации оценочной деятельности обучающихся, развития у них навыков самооценки, самоанализа;
- применять технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
- применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации;
- применять соответствующие возрастным особенностям обучающихся формы и методы организации воспитательной работы;
- привлекать семью, волонтеров, социальные институты к оказанию поддержки в работе с обучающимися по направлениям внеурочной деятельности и организовывать их работу;
- разрабатывать РПВ в соответствии с требованиями ФГОС;
- разрабатывать локальные акты для осуществления воспитательной работы в образовательной организации и повышения ее качества;
- разрабатывать информационно-методические материалы для воспитательной работы по основным направлениям воспитания;
- разрабатывать анкеты, опросники для выявления мнений участников совместной деятельности о ее результатах;
- реализовывать формы и методы воспитательной работы с целью развития у обучающихся патриотизма, гражданской позиции;
- работать в цифровой образовательной среде;
- учитывать возрастные особенности обучающихся при организации внеурочной деятельности.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Педагог-организатор в ходе организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания:
- изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
- проектирование содержания воспитательной работы в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС;
- организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании РПВ;
- вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
- организационно-педагогическое обеспечение воспитательной работы педагогов;
- анализ результатов реализации ФРПВ, РПВ.
2.2. Организация работы по направлениям внеурочной деятельности:
- разработка программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному;
- реализация программ внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
- организация мероприятий в соответствии с программами внеурочной деятельности;
- педагогическое сопровождение мероприятий в соответствии с программами внеурочной деятельности.
2.3. Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности:
- поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной работы;
- разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной работы;
- консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательной работы, досуговой деятельности обучающихся;
- организационно-методическое обеспечение взаимодействия образовательной организации с семьей по вопросам воспитания;
- организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий;
- организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной работы.
3. Права
Педагог-организатор имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Педагог-организатор несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции педагога-организатора
Подготовлено экспертами компании "Гарант"