[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности, в том числе с получением его после трудоустройства, или высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности.
1.4. Требования к опыту практической работы: не менее одного года работы с детьми и молодежью при наличии высшего образования в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или не менее двух лет работы с детьми и молодежью при наличии высшего образования.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями должен знать:
- международный документ "Конвенция о правах ребенка", законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального образования в сфере образования;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями/законными представителями;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с социальными партнерами;
- методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, необходимой для осуществления воспитательной деятельности;
- образовательные теории, технологии и средства обучения и воспитания, в том числе основанные на виртуальной и дополненной реальности, границы и возможности их использования в образовании;
- основы физиологии и гигиены детей школьного возраста;
- основы педагогики инклюзивного образования;
- основы педагогики;
- основы социального проектирования;
- основы социальной психологии, психологии развития личности, возрастной психологии и педагогики детей школьного возраста, психологии девиантного поведения, психологии семьи и семейного воспитания;
- основы теории коммуникации;
- основы конфликтологии и медиации;
- основы менеджмента в сфере образования;
- основы культурологии и теории межкультурной коммуникации;
- основы информационной культуры;
- основы проектной деятельности;
- основы этики и культуры делового общения;
- принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации федеральных рабочих программ воспитания и федеральных календарных планов воспитательной работы при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (далее - ФРПВ и ФКПВР), рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее соответственно - РПВ и КПВР), дополнительных образовательных программ, программ профессионального обучения для достижения запланированных результатов;
- практики управления реализацией образовательных программ, ФРПВ и РПВ, в том числе зарубежный опыт;
- признаки буллинга, в том числе кибербуллинга;
- тенденции развития образования в Российской Федерации и в мировом образовательном пространстве, приоритетные направления государственной политики в сфере образования;
- технологии работы со способными, одаренными и талантливыми детьми и подростками, лидерами, детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детьми и подростками "группы риска", детьми и подростками, имеющими слабую образовательную мотивацию, детьми и подростками, склонными к девиантному поведению, дидактически запущенными детьми и подростками, детьми мигрантов;
- технологии командной деятельности;
- технологии развития лидерства обучающихся;
- технологии и регламенты взаимодействия работников образовательной организации с родителями/законными представителями обучающихся;
- технологии и регламенты взаимодействия образовательной организации с общественными объединениями;
- технологии и регламенты сотрудничества образовательной организации с общественно-государственными и общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность;
- теорию и практику организации социальной работы;
- требования охраны труда и пожарной безопасности;
- формы и методы обучения и воспитания;
- формы и методы координации ученического самоуправления в образовательной организации;
- формы деятельности (творческие, социально-культурные практики, наставничество) и формы жизнедеятельности детско-взрослой образовательной общности (в том числе клубные формы);
- характеристики и функции воспитывающей общности.
1.7. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями должен уметь:
- анализировать информацию для разработки стратегии развития системы воспитания образовательной организации;
- анализировать результаты реализации ФРПВ и ФКПВР, РПВ и КПВР, дополнительных образовательных программ, программ профессионального обучения и корректировать организацию воспитательной деятельности;
- выявлять способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный опыт, интересы, потребности;
- выбирать формы воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;
- вовлекать обучающихся в социально значимые детско-юношеские/детско-взрослые проекты;
- информировать участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающегося, в том числе посредством информационных технологий;
- информировать участников образовательных отношений о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе мероприятий в сфере молодежной политики;
- консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;
- организовывать мероприятия по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленные на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;
- организовывать проведение мероприятий, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующих творческие и спортивные достижения обучающихся, интерес к научной деятельности и волонтерскому движению;
- организовывать актив обучающихся для реализации проектов;
- организовывать взаимодействие участников образовательных отношений, в том числе в мультимедийной среде, для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;
- организовывать взаимодействие образовательной организации с образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
- организовывать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями;
- обеспечивать участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня;
- обеспечивать участие образовательной организации в установленном порядке в работе общественно-государственных и общественных объединений, имеющих патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность;
- обеспечивать организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;
- обеспечивать взаимодействие образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации проектной деятельности;
- ориентироваться в содержании популярных у обучающихся ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетей;
- определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- осуществлять оценку эффективности взаимодействия участников образовательных отношений с социальными партнерами;
- планировать результаты реализации основных образовательных программ (ФРПВ и ФКПВР), РПВ и КПВР;
- разрабатывать предложения по стратегии развития системы воспитания образовательной организации;
- разрабатывать предложения по разработке и корректировке основных образовательных программ (РПВ и КПВР), в том числе с учетом мнений участников образовательных отношений;
- разрабатывать предложения по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся и на формирование их личности;
- разрабатывать рекомендации по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания обучающихся в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия;
- разрабатывать мероприятия по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации (девиантных проявлений обучающихся, буллинга и кибербуллинга в отношении всех участников образовательного процесса, угроз интернет-активности детей и подростков);
- разрабатывать планы и программы организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, мероприятий по поддержке обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- разрабатывать социально значимые детско-юношеские/детско-взрослые проекты;
- разрабатывать регламенты, механизмы и инструменты взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- разрабатывать и корректировать технологии организации воспитательной работы, основываясь на социокультурных, духовно-нравственных ценностях, принятых в российском обществе, целевых установках формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, социальных запросах участников образовательных отношений, возможностях обучающихся, педагогического коллектива и требованиях к содержанию, условиям и результатам реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС), ФРПВ и ФКПВР, РПВ и КПВР;
- работать в цифровой образовательной среде;
- реализовывать ФРПВ и ФКПВР, РПВ и КПВР, дополнительные образовательные программы, программы профессионального обучения образовательной организации, в том числе в сетевой форме;
- реализовывать мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- содействовать в организации проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации;
- содействовать функционированию системы ученического самоуправления, стимулировать развитие новых форм ученического самоуправления;
- формировать предложения и рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации;
- формировать событийное пространство образовательной организации.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в ходе организации воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Организация воспитательной деятельности в образовательной организации:
- сбор, анализ информации и подготовка предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации;
- подготовка предложений по разработке и корректировке основных образовательных программ (РПВ и КПВР);
- участие в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации;
- подготовка мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;
- участие в разработке рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания обучающихся в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия;
- содействие в функционировании системы ученического самоуправления, стимулирование развития новых форм ученического самоуправления;
- участие в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности;
- участие в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации;
- выбор во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;
- участие в разработке планов и программ организации мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также мероприятий по поддержке обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;
- участие в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов;
- вовлечение обучающихся в социально значимые детско-юношеские/детско-взрослые проекты;
- организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;
- организация мероприятий, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующих достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и волонтерскому движению.
2.2. Организация взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями:
- организация взаимодействия участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;
- организация сотрудничества образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность;
- организация взаимодействия образовательной организации с образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
- обеспечение взаимодействия образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации проектной деятельности;
- информирование участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся;
- информирование участников образовательных отношений о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе мероприятий в сфере молодежной политики;
- формирование событийного пространства образовательной организации;
- оценка эффективности взаимодействия участников образовательных отношений с социальными партнерами.
3. Права
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями
Подготовлено экспертами компании "Гарант"