[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
социального педагога
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Социальный педагог относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Социальный педагог непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Социальный педагог должен знать:
- источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации;
- международный документ "Конвенция о правах ребенка", законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципального образования в сфере обучения и воспитания;
- методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;
- методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации, обеспечения позитивного общения обучающихся;
- методы диагностики и анализа результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- методику социальной реабилитации обучающихся;
- механизмы реализации социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ;
- механизмы обеспечения досуговой занятости обучающихся, проведения культурно-просветительных мероприятий;
- механизмы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации по вопросам социально-педагогической поддержки обучающихся;
- нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- нормативно-правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем, пособиями, пенсиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного возраста;
- особенности детей, проявляющих девиантное поведение, имеющих различные формы зависимостей;
- особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их консультирования;
- основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
- основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации;
- основы образовательного менеджмента, управления воспитательным процессом, организационной культуры;
- основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся;
- основные направления и виды деятельности обучающихся, обеспечивающие расширение у них актуального социокультурного опыта;
- подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования;
- подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся;
- подходы к методическому обеспечению программ социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации;
- подходы к программно-методическому обеспечению социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства;
- права и свободы обучающихся в области образования;
- педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение;
- способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
- способы обеспечения досуговой занятости обучающихся;
- способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
- социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение;
- социально-педагогический потенциал различных институтов социализации, методы его изучения и условия эффективной реализации;
- социально-педагогические средства поддержки обучающихся в построении социальных отношений, социальной адаптации;
- средства профилактики социальных рисков, девиантного поведения;
- современные информационные технологии;
- теорию и методику организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время;
- теорию и методику социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические требования к организации работы с обучающимися;
- технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения;
- технологии социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
- формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
- формы и методы профилактической работы с детьми, подростками и семьями группы социального риска;
- формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся;
- формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности обучающихся разного возраста;
- формы и методы профилактики социальных девиаций, работы с детьми, подростками и семьями группы социального риска;
- формы и методы контроля реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;
- формы социального партнерства институтов социализации в целях позитивной социализации обучающихся.
1.8. Социальный педагог должен уметь:
- координировать совместную деятельность с социальными институтами по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения жизненных ситуаций обучающихся;
- осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки обучающихся;
- осуществлять поиск и анализ информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта;
- осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся;
- осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся;
- осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- определять необходимый перечень мер социально-педагогической поддержки обучающихся;
- определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся;
- оказывать обучающимся первую помощь;
- оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
- оказывать консультационную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях самоопределения;
- организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся с целью формирования у них социокультурного опыта;
- организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска;
- организовывать досуговую деятельность обучающихся;
- применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей;
- применять социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения обучающихся;
- применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся;
- применять педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение;
- проектировать содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
- планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем;
- планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся;
- проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования;
- проводить занятия и культурно-просветительные мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности;
- проводить мероприятия по адресной социально-педагогической поддержке обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем;
- проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды;
- разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности;
- разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации;
- разрабатывать меры социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение;
- разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в образовательной организации и по месту жительства;
- разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников - педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся;
- реализовывать меры социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ;
- реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержке разных категорий обучающихся;
- реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- работать в цифровой образовательной среде;
- согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся;
- согласовывать содержание совместной деятельности с социальными институтами по обеспечению позитивной социализации обучающихся;
- формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Социальный педагог в ходе осуществления социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Планирование мер социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:
- анализ жизненных ситуаций обучающихся;
- разработка мер социально-педагогической поддержки обучающихся;
- проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
- разработка мер социально-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка мер профилактики социальных девиаций среди обучающихся;
- планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся.
2.2. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации:
- организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования;
- реализация культурно-просветительных программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
- организация социально-педагогической поддержки обучающихся, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации;
- профилактическая работа с обучающимися группы социального риска;
- организация социальной реабилитации обучающихся, проявлявших девиантное поведение;
- обеспечение досуговой занятости обучающихся;
- организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся.
2.3. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся:
- разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
- осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
- организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся;
- организация и методическое обеспечение мониторинга деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся.
3. Права
Социальный педагог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции социального педагога
Подготовлено экспертами компании "Гарант"