[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
старшего вожатого
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Старший вожатый относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Старший вожатый непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Старший вожатый должен знать:
- возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию рабочих программ воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования (далее - РПВ);
- вариативные модели детского самоуправления в образовательной организации и механизмы их реализации;
- воспитательный потенциал институтов социализации;
- игровые технологии включения обучающихся в проектирование совместной деятельности;
- игровые технологии организации проектной деятельности обучающихся разного возраста;
- методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта, интересов, потребностей;
- методы педагогического стимулирования, мотивации обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
- методы изучения динамики развития детского коллектива, самоуправления, результатов деятельности детских общественных объединений;
- методы анализа результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений;
- методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- методы и формы работы по формированию у обучающихся готовности к самореализации и самоопределению;
- методы, приемы, способы обеспечения позитивного общения обучающихся, сотрудничества;
- методы, способы педагогической диагностики для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений;
- механизмы социального партнерства институтов социализации;
- механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей;
- нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- нормативные правовые основы организации социального партнерства институтов социализации;
- основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
- основы проектирования воспитательного процесса, примерной рабочей программы воспитания, федеральной рабочей программы воспитания при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования (далее - ФРПВ);
- основы организации проектной деятельности обучающихся разного возраста;
- основы организации массовых мероприятий для обучающихся разного возраста и способы оценки их эффективности;
- особенности разработки локальных актов в образовательной организации;
- приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
- примерное содержание социальных проектов обучающихся;
- примерное содержание гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;
- педагогические приемы включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в образовательной организации;
- педагогические технологии мотивации родителей (законных представителей) к совместной деятельности с обучающимися;
- подходы к формированию детско-взрослой общности в образовательной организации;
- подходы к педагогическому сопровождению совместной деятельности субъектов воспитания в образовательной организации;
- подходы к разработке и реализации программ совместной деятельности образовательной организации и институтов социализации;
- современные цифровые технологии;
- способы организации взаимодействия институтов социализации с целью поддержки детских социальных инициатив;
- способы организации совместных семейных проектов детей и взрослых;
- способы организации участия различных институтов социализации в проведении массовых мероприятий для обучающихся разного возраста;
- способы привлечения к работе с обучающимися специалистов разного профиля, волонтеров;
- способы педагогической поддержки участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных организаций;
- требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к разработке РПВ;
- требования ФГОС к организации воспитательного процесса в образовательной организации;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении мероприятий в образовательной организации и вне организации;
- теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в детском коллективе;
- теоретические и методические основы развития детского самоуправления в образовательной организации;
- теорию и методику педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;
- теорию и методику коллективной творческой деятельности, основы организации коллективных творческих дел;
- технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности;
- технологии педагогического стимулирования обучающихся к активному участию в совместной деятельности;
- технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности;
- формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления в образовательной организации;
- формы и методы организации оценочной деятельности обучающихся с целью анализа результатов совместной деятельности;
- формы и методы проведения творческих занятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей;
- формы и методы контроля результатов реализации программ совместной деятельности.
1.8. Старший вожатый должен уметь:
- анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений;
- выявлять социальные способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный опыт, интересы, потребности;
- выбирать направления и формы сотрудничества с институтами социализации;
- мотивировать обучающихся к реализации социальных проектов;
- мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора;
- осуществлять проектирование содержания воспитательной работы на основе требований ФГОС;
- осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив;
- осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений обучающихся;
- осуществлять педагогическую поддержку участия волонтеров в развитии деятельности детских общественных объединений;
- осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания;
- осуществлять воспитательную работу с учетом требований ФГОС;
- осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности;
- осуществлять координацию совместных действий образовательной организации с институтами социализации по поддержке детских инициатив;
- организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах;
- организовывать обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности;
- организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной работы образовательной организации;
- организовывать участие семьи в проведении коллективных творческих, массовых мероприятий;
- организовывать совместное с обучающимися проектирование моделей детского самоуправления в образовательной организации;
- организовывать совместную социально и личностно значимую деятельность детей и взрослых;
- организовывать проектную деятельность обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов;
- организовывать сотрудничество детских общественных объединений с органами педагогического и родительского самоуправления;
- организовывать взаимодействие детских общественных объединений с различными социальными институтами;
- организовывать поддержку детских социальных проектов на основе социального партнерства институтов социализации;
- оказывать педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления;
- оказывать педагогическую поддержку обучающимся в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности;
- оказывать методическую помощь институтам социализации по взаимодействию с детскими общественными объединениями;
- применять игровые педагогические технологии с целью включения обучающихся в планирование совместной деятельности;
- применять диагностические технологии для выявления динамики развития деятельности детских общественных объединений;
- применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
- применять технологии организации мониторинга для анализа эффективности совместных действий институтов социализации по поддержке детских общественных объединений;
- проводить консультирование обучающихся по вопросам реализации ими социальных инициатив;
- проводить занятия по развитию у обучающихся лидерского потенциала и организаторских способностей;
- проводить коллективные творческие, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания;
- пропагандировать поддержку деятельности детских объединений в социуме, мотивировать специалистов разного профиля к работе с детьми и подростками;
- руководить деятельностью детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки;
- работать в цифровой образовательной среде;
- устанавливать контакты с учреждениями культуры, спорта по вопросам воспитания обучающихся;
- формировать пространство для социальных инициатив обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Старший вожатый в ходе организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений:
- организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания;
- организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности;
- педагогическое стимулирование детских социальных инициатив;
- определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с субъектами воспитания;
- организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества.
2.2. Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений:
- организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, интеллектуального и физического воспитания;
- педагогическая поддержка обучающихся в реализации программ деятельности общественных объединений;
- организация работы органов самоуправления обучающихся;
- организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей;
- психолого-педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся;
- проведение коллективных творческих, массовых мероприятий.
2.3. Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов:
- развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации;
- развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с институтами социализации;
- организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив;
- привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров;
- педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с институтами социализации;
- мониторинг и анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений.
3. Права
Старший вожатый имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Старший вожатый несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции старшего вожатого
Подготовлено экспертами компании "Гарант"