[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. [число, месяц, год] М. П. |
Должностная инструкция
тьютора
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 января 2023 г. N 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Тьютор относится к категории педагогических работников, принимается на работу и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].
1.2. Тьютор непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.3. Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.4. Требования к опыту практической работы: без предъявления требований к опыту практической работы.
1.5. Особые условия допуска к работе:
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью;
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
1.6. Другие характеристики: дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности (не реже чем один раз в три года).
1.7. Тьютор должен знать:
- возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
- виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
- виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации;
- дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса;
- законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты, нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
- источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
- локальные акты образовательной организации, регулирующие организацию образовательной среды, использование образовательных ресурсов;
- методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;
- методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия участников образовательных отношений;
- методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализу социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;
- методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;
- методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;
- методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
- методы и приемы делегирования обучающемуся ответственности за реализацию его индивидуального образовательного маршрута;
- методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;
- методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
- методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования образовательной среды;
- нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании;
- нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия;
- основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;
- основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
- основы общей и специальной педагогики;
- основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в образовательных организациях разных типов;
- основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
- основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ;
- особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
- особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
- особенности образовательного процесса в образовательных организациях разных типов, потенциал их сетевого взаимодействия;
- принципы и правила создания предметно-развивающей среды;
- подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;
- подходы к проектированию образовательной среды с учетом участников образовательных отношений;
- подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;
- подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;
- подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- подходы к разработке методических средств обеспечения совместной деятельности участников образовательных отношений;
- подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;
- подходы к созданию алгоритмов построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования;
- программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;
- ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;
- структуру и содержание образовательных программ;
- способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;
- способы координации взаимодействия участников образовательных отношений для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам;
- способы консультирования участников образовательных отношений по вопросам формирования образовательной среды;
- современные информационные технологии;
- теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
- теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
- технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;
- технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся;
- технологии исследований запросов обучающихся на образовательные услуги;
- требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне образовательной организации;
- формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии открытого образования, тьюторские технологии;
- формы и методы консультирования семьи при построении семейной образовательной среды для развития обучающихся;
- формы и методы консультирования участников образовательных отношений по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
- формы социального партнерства институтов социализации.
1.8. Тьютор должен уметь:
- анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;
- анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
- выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;
- выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
- использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися;
- использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы;
- консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;
- консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
- консультировать участников образовательных отношений по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
- координировать взаимодействие участников образовательных отношений в образовательной организации;
- координировать взаимодействие образовательной организации с институтами социализации;
- осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;
- осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;
- осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
- осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся;
- осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
- осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;
- осуществлять подбор методических средств педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- осуществлять подбор методических средств анализа качества образовательной среды;
- оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;
- оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- оказывать консультационную поддержку обучающимся в процессе профессионального самоопределения;
- оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;
- организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися;
- организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;
- организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
- оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
- применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
- применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
- проводить развивающие игры, беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися;
- проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся;
- проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
- проводить исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования;
- предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
- проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
- реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
- разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными участниками образовательных отношений;
- разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся;
- разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса;
- разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- работать в цифровой образовательной среде;
- создавать алгоритмы самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ;
- учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся.
2. Трудовые функции и должностные обязанности
Примечание. В данной обобщенной трудовой функции описывается деятельность тьютора как педагогического работника.
Тьютор в ходе тьюторского сопровождения обучающихся выполняет следующие трудовые функции и должностные обязанности:
2.1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в образовательной деятельности;
- организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
- педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- работа по реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с трудовыми обязанностями.
2.2. Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:
- проектирование открытой вариативной образовательной среды образовательной организации;
- повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- координация взаимодействия участников образовательных отношений с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
2.3. Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:
- разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- разработка и подбор методических средств для формирования образовательной среды;
- разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- методическое обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений в целях индивидуализации образовательного процесса;
- подбор и разработка методических средств анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Права
Тьютор имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Тьютор несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность, инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия, подпись]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма должностной инструкции тьютора
Подготовлено экспертами компании "Гарант"