В [наименование суда, в который подается исковое заявление]
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по [субъект РФ]
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Ответчик: [Ф. И. О./наименование]
если ответчик - гражданин:
[дата и место рождения (если известно)]
проживающий по адресу: [место жительства или пребывания]
место работы [указать (если известно)/неизвестно]
[один из идентификаторов:
СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, ОГРНИП,
серия и номер водительского удостоверения]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
если ответчик - юридическое лицо:
адрес: [вписать нужное]
ИНН: [указать номер]
ОГРН: [указать номер]
телефон/факс: [вписать нужное]
адрес электронной почты: [вписать нужное]
Примечание. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в случае, если истцу неизвестны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) налоговыми органами, и (или) органами внутренних дел. В указанных случаях срок принятия искового заявления к производству суда, предусмотренный ч. 1 ст. 133 данного Кодекса, исчисляется со дня получения судом такой информации
Исковое заявление
в суд общей юрисдикции об уничтожении изъятой из оборота табачной продукции
На основании [вписать нужное, например, материалов проверки поступивших от иного органа, внеплановой выездной проверки и т. д.] установлено, что в магазине [наименование], расположенном по адресу: [вписать нужное] реализована табачная продукция, не маркированная специальными (акцизными) марками. При осмотре была изъята табачная продукция, находящаяся на хранении в [вписать нужное].
[указать, привлекался ли ответчик к административной ответственности со ссылкой на конкретные доказательства].
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по [субъекту РФ], утвержденного Приказом Роспотребнадзора от [число, месяц, год] N [значение], Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Как ранее указывалось, в магазине [наименование], расположенном по адресу: [вписать нужное] реализована табачная продукция, не маркированная специальными (акцизными) марками.
При осмотре была изъята табачная продукция с наименованием сигарет (иной табачной продукции): [вписать нужное], находящаяся на хранении в [вписать нужное].
Предпринимательскую деятельность в данном магазине осуществляет [Ф. И. О./наименование] (ИНН: [значение]).
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции" табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с данным постановлением образцов.
В соответствии с положениями раздела VII ТР ТС 035/2014 Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 года N 107, на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (п. 18).
Оборотом табачной продукции признается, в том числе ввоз в Российскую Федерацию табачной продукции, ее хранение, транспортировка, приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В статье 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (заключена в г. Женеве 21 мая 2003 г., 24 апреля 2008 г. принят Федеральный закон N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака") закреплено, что Стороны признают, что ликвидация всех форм незаконной торговли табачными изделиями, включая контрабанду, незаконное производство и подделку, а также разработка и осуществление соответствующего национального законодательства, помимо субрегиональных, региональных и глобальных соглашений, являются необходимыми компонентами борьбы против табака. Каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры для обеспечения того, чтобы все пачки и упаковки табачных изделий и любая внешняя упаковка таких изделий были маркированы для оказания Сторонам помощи в определении происхождения табачных изделий и, в соответствии с национальным законодательством и соответствующими двусторонними и многосторонними соглашениями, оказания Сторонам помощи в установлении точки отклонения, а также мониторинга, документирования и контроля за движением табачных изделий и их юридическим статусом.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Как ранее указывалось, под оборотом табачной продукции следует понимать хранение, транспортировку, ввоз в Российскую Федерацию, получение и передачу табачной продукции, в том числе ее приобретение и реализацию (продажу) на территории Российской Федерации (подп. 5 п. 6 Методических рекомендаций для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции на территории Российской Федерации (утв. Министерством промышленности и торговли РФ 25 декабря 2017 г.).
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При этом оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через печатное средство массовой информации либо путем размещения на сайте истца не имеется, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом, в том числе путем размещения в общественных местах общего пользования.
Исходя из вышеуказанных норм, оборот табачной продукции без маркировки запрещен.
Спорная продукция изъята из оборота (находилась в незаконном обороте), возврату ответчику не подлежит, поскольку не соответствует требованиям нормативных документов и не может находиться в обороте, признается некачественной и опасной, и подлежит направлению на уничтожение вне зависимости от того, привлечен или не привлечен ответчик к административной ответственности.
Изъятую из оборота табачную продукцию с наименованием [вписать нужное], находящуюся на хранении в [вписать нужное], истец просит уничтожить.
При этом, истец обращает внимание, что изъятый товар подлежит уничтожению Росимуществом (его территориальными органами), с учетом требований (п. 1, подп. 5.5. п. 5) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432). Данный вывод, в частности, изложен в Кассационном определении СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07 июня 2023 г. по делу N 8а-8597/2023[88а-10025/2023], Кассационном определении СК по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023 г. по делу N 8а-6972/2023[88а-8755/2023].
В соответствии с п. 2 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со ст. 45 и 46 ГПК РФ, ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065 ГК РФ, ст. 46 Закона).
На основании изложенного, руководствуясь Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322), ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции", положениями раздела VII ТР ТС 035/2014 Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 года N 107, ст. 4 Федерального закона от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", ст. 15 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, ст. 131-132 ГПК РФ,
прошу суд:
1. Обязать [Ф. И. О./наименование ответчика] прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в обороте табачной продукции, не маркированной специальными (акцизными) марками в магазине [наименование], расположенном по адресу: [вписать нужное].
2. Обязать [Ф. И. О./наименование ответчика] в соответствии со ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным общедоступным способом.
3. Изъятую из оборота табачную продукцию с наименованием [вписать нужное], находящуюся на хранении в [вписать нужное], уничтожить в установленном порядке.
Приложение:
1) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
3) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде.
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма искового заявления в суд общей юрисдикции об уничтожении изъятой из оборота табачной продукции
Подготовлено экспертами компании "Гарант"