Настоящая форма разработана в соответствии с положениями Алгоритма сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической, направленного письмом Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 г. N АБ-3386/07 "О направлении алгоритма"
[организационно-правовая форма, |
Утверждаю [должность, подпись, инициалы, |
Порядок
взаимодействия педагогических работников и иных специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) специальной военной операции
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок взаимодействия педагогических работников и иных специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) специальной военной операции (далее - порядок) разработан и утвержден в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Алгоритма сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической, направленного письмом Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 г. N АБ-3386/07 "О направлении алгоритма", Устава [указать наименование дошкольной образовательной/общеобразовательной/профессиональной образовательной организации/образовательной организации высшего образования] (далее - образовательная организация).
1.2. Образовательная организация обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическую поддержку детям ветеранов (участников) специальной военной операции (далее - СВО).
1.3. Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.
К категории "дети ветеранов (участников) специальной военной операции" относятся как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, нуждающиеся в сопровождении.
1.4. Настоящий порядок включает в себя рекомендации по следующим направлениям:
- по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;
- по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
- по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;
- по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
1.5. Настоящий порядок утверждается приказом руководителя образовательной организации.
2. Мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО
2.1. [Воспитателями/классными руководителями/кураторами групп/заместителем декана по воспитательной работе] на постоянной основе проводится мониторинг психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО.
Для проведения мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО в образовательной организации используется протокол стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО.
Протокол стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО заполняется на обучающегося из семьи ветерана (участника) СВО [воспитателем/классным руководителем/куратором группы/заместителем декана по воспитательной работе] совместно или на основе наблюдений родителей (законных представителей) обучающихся, не участвующих в СВО.
2.2. О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО, включенных в группу ПППВ, педагогу-психологу (психологу) рекомендуется еженедельно докладывать своему непосредственному руководителю в образовательной организации.
3. Работа педагогов-психологов (психологов) по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО
3.1. Примерный перечень оснований для отнесения детей ветеранов (участников) СВО в группу нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее - ПППВ):
N |
Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ |
Источники сведений |
1. |
Сниженные адаптационные способности (проблемы социальной адаптации) |
Психологические заключения (справки). В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
2. |
Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц, или кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др. |
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
3. |
Склонность к аддиктивному поведению |
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
4. |
Склонность к девиантному поведению |
Психологические заключения (справки). В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников |
5. |
Склонность к суицидальному поведению |
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
6. |
Нарушения в развитии |
Медицинское заключение (справка), заключение ППк/ПМПК/ЦПМПК |
7. |
Сниженная самооценка |
Информация от педагога-психолога (психолога). В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося |
8. |
Проявления депрессивного состояния |
Информация от педагога-психолога (психолога). В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающегося |
9. |
Посттравматическое стрессовое расстройство |
Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов. В случае если это несовершеннолетний, дополнительно: информация от педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося |
Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать психологические заключения (справки), которые составляет педагог-психолог (психолог), а в случае, если это несовершеннолетний, то дополнительно - результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также справки (заключения) профильных специалистов (при наличии).
3.2. При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся, нуждающихся в ПППВ, организуется взаимодействие с педагогами-психологами (психологами), а также родителем (законным представителем), не участвующим в СВО.
Работа с обучающимися, включенными в группу ПППВ, осуществляется командой педагогического коллектива образовательной организации, в которой педагог-психолог (психолог) может выступать организатором взаимодействия; также при необходимости привлекаются другие специалисты в рамках межотраслевого и межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.
3.3. В своей профессиональной деятельности педагоги-психологи руководствуются положениями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н.
3.4. Деятельность педагога-психолога (психолога) по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО осуществляется по следующим направлениям:
- комплексная психологическая диагностика обучающихся (наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленная психодиагностика) (при необходимости);
- коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации;
- психологическое консультирование участников образовательных отношений;
- психологическое просвещение, повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие;
- психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования в образовательных организациях необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);
- психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды (консультирование педагогов образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся, психологическая экспертиза программы развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды);
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для обучающихся; разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей).
3.5. Работу педагогов-психологов (психологов) по психологическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется выстраивать в зависимости от статуса пребывания обучающегося в образовательной организации:
Обучающиеся, вновь зачисленные в образовательную организацию |
Обучающиеся образовательной организации |
Собеседование на момент поступления - оценка эмоциональной уравновешенности и устойчивости |
Психологическое консультирование - оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО |
Наблюдение, диагностика - мониторинг актуального психологического состояния в период адаптации, в том числе выявление признаков деструктивного переживания горя (утраты) (первые две недели) |
Наблюдение, психологическая диагностика в соответствии с планом мониторинга - отслеживание актуального психологического состояния, особенностей взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в течение триместра/четверти/полугодия) |
Психологическое консультирование - оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматические события |
Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери |
3.6. Каждое направление деятельности педагога-психолога (психолога) включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение в форме программ адресной помощи (далее - психолого-педагогические программы) с учетом выявленных психолого-педагогических проблем, рисков и трудностей обучающихся целевой группы.
При необходимости педагогом-психологом (психологом) осуществляются коррекция психолого-педагогических рисков, трудностей в проявлении состояний, поведении, адаптации и содействие социально-психологической реабилитации детей участников СВО.
3.7. Рекомендуемые программы психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развивающие, профилактические программы, а также перечень диагностического инструментария подробно представлены в методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, с учетом возрастных особенностей и категорий обучающихся.
Содержание коррекционно-развивающей работы с обучающимися целевой группы, в том числе работа по восстановлению и реабилитации, предполагает:
- разработку и реализацию планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-болевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;
- организацию и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации;
- формирование и реализацию планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
3.8. Проведение психодиагностической, коррекционной и развивающей работы (всего комплекса работ, включенных в психолого-педагогическое сопровождение) осуществляется только при наличии согласия родителей (законных представителей) обучающихся.
В случаях когда таковое согласие не было получено ранее, предлагается провести работу с родителями (законными представителями) обучающихся для получения такого согласия. Кроме того, важным фактором эффективности всей работы является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся целевой группы.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся предоставляется возможность получения консультации специалистов психолого-педагогического сопровождения службы консультирования родителей в очной форме, а также посредством телефонной связи или видеосвязи.
4. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО
4.1. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
[Воспитателем/классным руководителем/куратором группы/заместителем декана по воспитательной работе] совместно с педагогом-психологом (психологом), социальным педагогом и иными педагогическими работниками проводятся мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу, на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки (далее - мероприятия).
Указанные мероприятия помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей.
4.2. Образовательная организация путем разработки и реализации программ психологического сопровождения (коррекционно-развивающих программ, профилактических и просветительских программ, общеразвивающих программ дополнительного образования и т. д.), направленных на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоционального и социального интеллекта, создает условия для того, чтобы обучающиеся учились самопознанию и взаимопониманию в первую очередь.
На занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим поведением, способов разрешения конфликтов, организации взаимодействия, понимания и принятия индивидуальных и культурных различий.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны своих одноклассников (одногруппников) или учителей (преподавателей). Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
Организация помощи обучающимся силами сверстников может помочь обучающемуся справиться с переживаниями и вложить в сознание мысль о том, что его чувства ценятся другими людьми.
4.3. При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности:
4.3.1. Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан, выехавших из зоны проведения СВО и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
4.3.2. Необходимо помнить, что обсуждение СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
4.3.3. Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.
4.3.4. Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять обучающегося и дать ему понимание, что принимают его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.
4.3.5. Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти к ложным выводам и интерпретациям.
4.3.6. Педагогу-психологу (психологу) важно проводить психологическое просвещение среди детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Как в индивидуальном, так и в групповом обсуждении рекомендуется освещать вопросы психологии горя, конструктивного преодоления скорби, способов совладания и психологической самопомощи.
4.4. В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
- уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
- создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся целевой группы, находящихся в кризисных состояниях, предполагает соблюдение организационных требований к проведению профилактических, диагностических и консультационных мероприятий, следование принципам деятельности педагога-психолога (психолога) в кризисной ситуации, алгоритмам оказания психологической помощи с учетом эмоционального состояния участников образовательных отношений.
В целом создание благоприятного психологического климата в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
5. Оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режимах
5.1. В случае гибели ветерана (участника) СВО возможен следующий алгоритм сопровождения обучающегося:
5.1.1. Информирование детей ветеранов (участников) СВО о гибели (смерти) родителя (законного представителя).
Следует отметить, что в зависимости от обстоятельств детям ветеранов (участников) СВО о смерти родителя (родственника) могут сообщать значимые взрослые: воспитатель, классный руководитель, куратор группы, педагог-психолог (психолог), социальный педагог и т. д. Ключевым критерием выбора человека, сообщающего обучающемуся о смерти родителя (законного представителя), должна быть степень эмоциональной близости, взаимного доверия. Также сообщение обучающемуся о смерти родителя (законного представителя) должно происходить лично, и ни в коем случае не в дистанционном режиме - это необходимо в целях заботы о жизни и здоровье ребенка, которые подвержены опасности из-за возможной сильной эмоциональной реакции.
5.1.2. Формирование отношения обучающегося к утрате.
Отношение как несовершеннолетнего, так и совершеннолетнего лица к утрате должно сложиться из трех компонентов - когнитивного, аффективного и поведенческого:
- обучающемуся важно понять, что люди вокруг него разделяют его эмоции и готовы поддержать его;
- обучающемуся важно почувствовать, что он продолжает быть значимым для оставшихся членов семьи;
- обучающегося важно сориентировать на дальнейшую деятельность и составить вместе с ним план действий на ближайшее будущее.
5.1.3. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется довести до педагогических работников рекомендации об особенностях взаимодействия с детьми ветеранов (участников) СВО при пережитой ими острой фазе утраты на разных возрастных этапах.
5.1.4. Педагогическим работникам рекомендуется применять данные педагогом-психологом (психологом) рекомендации в учебной деятельности и в воспитательном процессе.
5.1.5. При возникновении кризисной ситуации у обучающихся целевой группы предлагается руководствоваться алгоритмами, приведенными в рекомендациях педагогу в ситуации кризисного состояния обучающегося.
5.1.6. Педагогу-психологу (психологу) рекомендуется разработать и (или) применять специальные программы кризисного сопровождения детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы) и осуществлять коррекционную работу по переживанию горя с обучающимися, находящимися в состоянии утраты родителя - участника СВО, в очном и дистанционном режимах.
5.1.7. С целью совершенствования психолого-педагогических компетенций педагогических работников при оказании психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО педагогам рекомендуется освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, направленные на формирование психологических компетенций в области оказания помощи обучающимся в стрессовых состояниях, состоянии утраты и при психоэмоциональных нарушениях вследствие переживания психотравмирующих событий.
5.1.8. Для того чтобы оперативно преодолеть тревожное состояние у обучающегося, предлагаются следующие приемы:
- "Контроль дыхания". Уменьшение физиологических симптомов тревоги возможно путем регулирования дыхания. Сделайте вместе с обучающимся глубокий вдох животом на четыре счета и выдох на шесть счетов. Повторяйте в течение нескольких минут;
- "5-4-3-2-1". В состоянии острой тревоги человек, как правило, зацикливается на предмете переживаний и почти не способен отвлечься от него. Для снятия остроты состояния может быть полезно расширить восприятие, это поможет взглянуть на свое нынешнее положение более объективно. Попросите обучающегося перечислить: пять вещей, которые он может видеть, четыре вещи, которые он может потрогать, три вещи, которые он может услышать, две вещи, которые он может обонять, и одну вещь, которую он может попробовать на вкус;
- "Проговаривание собственных эмоций". Осознанное проговаривание собственных эмоций действенный способ нейтрализации отрицательных эмоций, так как в это время происходит торможение механизмов нервной системы, ввергающих людей в состояние аффекта. Попросите обучающегося как можно более четко обозначить и назвать эмоции, которые он испытывает. Вербализованные эмоции и чувства обучающегося должны получить принятие со стороны взрослого.
Эти приемы могут помочь взрослому установить контакт и начать разговор с детьми ветеранов (участников) СВО.
6. Об информировании детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки
6.1. Предоставление экстренной анонимной кризисной помощи осуществляется по телефону 8 (800) 600-31-14 в круглосуточном режиме.
Круглосуточная горячая линия функционирует на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ.
Психологическая помощь и поддержка оказываются бесплатно, анонимно, конфиденциально.
Основными задачами сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ являются:
- оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии эмоциональной дезадаптации и испытывающим высокий уровень психологического стресса;
- профилактика состояний эмоциональной дезадаптации;
- развитие устойчивости к стрессу и формирование конструктивных навыков совладения с ним;
- повышение социальной компетентности в проблемных и кризисных жизненных ситуациях;
- развитие способности к саморазвитию и самоопределению;
- профилактика и преодоление отклонений в личностном развитии.
6.2. В случае возникновения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, травли в образовательной среде на фоне предвзятого отношения к особому статусу детей ветеранов (участников) СВО с целью урегулирования отношений можно воспользоваться практикой медиативных технологий.
На базе подведомственного Минпросвещения России ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" организована горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 (мск) по телефону 8 (800) 222-34-17. Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" https://fcprc.ru.
6.3. При организации дополнительных мер поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей) семей ветеранов (участников) СВО можно воспользоваться ресурсами государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", созданного Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. N 232 (далее - Фонд). Маршрутизация сопровождения участников СВО и членов их семей, контакты Фонда и филиалов Фонда размещены на сайте Фонда в сети Интернет и на официальных страницах Фонда в социальных сетях, куда можно обратиться по вопросам в рамках компетенции Фонда, установленной законодательством Российской Федерации.
В помощь педагогам-психологам (психологам), социальным педагогам и другим педагогическим работникам, а также обучающимся и их родителям (законным представителям) из числа семей ветеранов (участников) СВО предоставляются дополнительные онлайн-ресурсы для обращения за психологической помощью:
Сервисы по оказанию психологической помощи, номер телефона |
Время работы |
Целевая аудитория |
1 |
2 |
3 |
Горячая линия кризисной психологической помощи, 8 (800) 600-31-14 |
Круглосуточно |
Экстренная психологическая помощь детям, подросткам и их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии |
Общероссийская горячая линия детского телефона доверия, 8 (800) 2000-122 |
Круглосуточно |
Психологическая помощь несовершеннолетним, а также их родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения |
Круглосуточная экстренная психологическая помощь МЧС России, 8 (495) 989-50-50 |
Круглосуточно |
Экстренная психологическая помощь детям, подросткам, их родителям (законным представителям), а также взрослым в кризисном состоянии, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций |
Анонимный телефон доверия ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 8 (495) 637-70-70 |
Круглосуточно |
Психиатрическая помощь |
Горячая линия по вопросам домашнего насилия, 8 (495) 637-22-20 |
Круглосуточно |
Психологическая, социальная, юридическая помощь |
Горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи, 8 (800) 222-55-71 |
Круглосуточно |
Психологическая помощь студенческой молодежи |
Горячая линия Российского Красного Креста, 8 (800) 700 44 50 |
Круглосуточно |
Психологическая помощь семьям мобилизованных и военнослужащих |
Горячая линия помощи родителям проекта бытьродителем.рф, 8 (800) 444-22-32 (доб. 714) |
С 9.00 до 21.00 (по мск) в будни |
Психологическая помощь родителям по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с детьми |
Чат-бот по оказанию психологической помощи Ссылка для входа: https://vk.com/psy_myvmeste |
С 09:00 до 00:00 (по мск) |
Сервис по оказанию бесплатной психологической поддержки населению |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма порядка взаимодействия педагогических работников и иных специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) специальной военной операции
Подготовлено экспертами компании "Гарант"