Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2008 г. N КГ-А40/5472-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2008 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Федерального агентства связи с иском о взыскании с казны в порядке субсидиарной ответственности 17.705 руб. 33 коп.
Решением суда от 05.03.2008 г. иск удовлетворен. Суд первой инстанции признал недействительным договор займа от 28.02.2006 г. N ПР/30/344-06, заключенный между истцом и ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Курской области" (далее - ФГУ "УФПС Курской области").
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное агентство подало кассационную жалобу, в которой просит изменить решение суда, указав на взыскание суммы долга с Российской Федерации за счет казны.
Отзыв на жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Федерального агентства связи поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель ФГУП "Почта России" возражал против удовлетворения жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела установлено, что 28.02.2006 г. между ФГУП "Почта России" (заимодавец) и ФГУ "УФПС Курской области" (заемщик) заключен договор займа N ПР/30/344-06, по условиям которого заимодавец передал заемщику беспроцентный целевой заем в сумме 65.385 руб. 54 коп. Заемщик обязался вернуть сумму займа в обусловленный договором срок по требованию заимодавца.
Сумма займа в размере 65.385 руб. 54 коп. перечислена истцом ФГУ "УФПС Курской области", что подтверждено платежным поручением от 09.03.2006 г. N 643. Сумма займа возвращена частично.
Согласно ст.ст. 49, 50, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью и не в праве отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц.
При таком положении суд правомерно указал на то, что заключенный сторонами договор займа от 28.02.2006 г. N ПР/30/344-06 как сделка, выходящая за пределы специальной правоспособности ФГУ "УФПС Курской области" - государственного учреждения, является ничтожным в силу норм ст. 168 ГК РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2005 г. N 1362 и Приказом Россвязи от 15.09.2005 г. N 175 "О мероприятиях по ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи", принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе ФГУ "УФПС Курской области".
Суд установил, что истцом направлено в адрес ликвидационной комиссии ФГУ "УФПС Курской области" требование кредитора о включении в реестр требований кредиторов денежной суммы в размере 17.705 руб. 33 коп. и об удовлетворении требований кредитора в порядке статьи 64 ГК РФ. Данное требование было признано ликвидационной комиссией. Однако в выплате отказано со ссылкой на отсутствие денежных средств достаточных для погашения кредиторской задолженности.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по этим обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с положением о ФГУ "УФПС Курской области" его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Полномочия собственника в отношении имущества закрепленного за ФГУ "УФПС Курской области" осуществляет Федеральное агентство связи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 (в редакции от 19.04.2007 г.) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств необходимых для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
Поскольку материалами дела подтвержден факт недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств достаточных для удовлетворения требований ФГУП "Почта России", суд правомерно взыскал сумму долга с Российской Федерации в лице Федерального агентства связи за счет казны.
Довод заявителя жалобы относительно необходимости взыскания суммы долга с Российской Федерации за счет казны основан на ошибочном толковании закона.
Из Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 320, усматривается, что агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно п. 10 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Федеральное агентство связи, как орган государственной исполнительной власти, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за ГУ "УФПС Курской области" на праве оперативного управления.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 марта 2008 года по делу N А40-65918/07-39-588 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств необходимых для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
...
Из Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 320, усматривается, что агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно п. 10 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам, предъявленным к Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2008 г. N КГ-А40/5472-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании