Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 июля 2008 г. N КА-А41/5635-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2008 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области о признании частично недействительным решения от 5 марта 2007 года N 21, согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и ему предложено уплатить налоговые санкции и суммы налогов и пени (том 1, л.д. 6-34).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 года решение суда оставлено без изменения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация города Ивантеевки.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление суда и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отзывы поступили от Предприятия и Администрации и переданы другой стороне. Представитель Инспекции ознакомлен с отзывами в судебном заседании и не возражал о приобщении отзывов к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил приобщить два отзыва на кассационную жалобу к материалам дела.
Посчитав свои права нарушенными, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции с учетом уточнения заявления (том 9, л.д. 98), принятого Арбитражным судом, что отражено в Протоколе судебного заседания от 6 ноября 2007 года (том 9, л.д. 12).
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд руководствовался нормами статей 122, 81, 146, 381, 154, 162 НК РФ с учетом норм бюджетного и гражданского законодательства.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, рассмотрев доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
С учетом всех обстоятельств суды правильно пришли к выводу, что предприятие в проверяемый период правомерно пользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость по п.п. 10. п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку в этот период предприятие содержало и обслуживало жилищный фонд, находящийся на его балансе и получало бюджетные средства на покрытие убытков. Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного органа, объектом налогообложения не является. Предприятие вправе было определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ, т.к. при получении средств на компенсацию убытков предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были необходимы целевые бюджетные средства, а само оказывало жилищно-коммунальные услуги по тарифам, утверждаемым Ивантеевским городским Советом депутатов.
Судами исследовался довод налоговой инспекции о том, что ремонт отмостки здания и ремонт тротуаров не относится к текущему ремонт и подлежит налогообложению по налогу на прибыль, ему дана оценка, и он был отвергнут как противоречащий собранным по делу доказательствам.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
В проверяемый период предприятие оказывало услуги населению по техническому обслуживанию, профилактическому ремонту жилых домов, их инженерного оборудования, внутриквартальных и внутридомовых территорий, объектов внешнего благоустройства и озеленения по утверждённым Ивантеевким городским Советом тарифам и ставкам.
Осуществляя уставную деятельность, предприятие заключало договора о производстве работ по ремонту отмостки и укладке тротуаров с различными предприятиями, стоимость которых была отнесена на затраты предприятия, как ремонтные работы, и НДС принят к налоговым вычетам по мере оплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств, в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Судом установлены все обстоятельства, связанные с санкцией и суммой налога и пени, при этом суд исследовал разделительный баланс, имеющий отношение к налоговому спору (стр. 3 решения суда, стр. 3 постановления апелляционной инстанции).
В спорной налоговой ситуации Инспекция не доказала суду обоснованность своего решения от 5 марта 2007 года N 21 в конкретной части.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права судом не установлено.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2007 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2008 года по делу N А41-К2-4691/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 3 по Московской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, введенное определением ФАС МО от 30 июня 2008 года N КА-А41/5635-08.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.2 ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Налогоплательщик, являющийся муниципальным унитарным предприятием, обжаловал решение налогового органа о доначислении НДС.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик занизил налоговую базу по НДС, не включив в нее суммы бюджетных средств, полученных на покрытие убытков.
Суд, рассмотрев дело, установил, что налогоплательщик оказывает жилищно-коммунальные услуги по утвержденным тарифам. В проверяемый период занимался содержанием и обслуживанием жилищного фонда, находящегося на его балансе. Налогоплательщиком были получены бюджетные средства на покрытие убытков.
Как пояснил суд, компенсация расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного органа, НДС не облагается.
На основании изложенного, суд признал незаконным решение налогового органа. Суд кассационной инстанции оставил решение нижестоящего суда.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июля 2008 г. N КА-А41/5635-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании