Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 июля 2008 г. N КГ-А40/6211-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве (далее - УФРС по г. Москве) о признании незаконным отказа N 14/017/2006-516 от 01.06.07 г. в регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, дом 2, строение 1, кадастровый номер 77:01:03059:028, обязании зарегистрировать право собственности заявителя на названный земельный участок площадью 700 кв.м.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку представленные для регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок, на нем находится недвижимое имущество, внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД". Кроме того, заявленный к регистрации участок относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, а часть спорного земельного участка площадью 4,56 кв.м. не относится к землям общего пользования, приватизация которых запрещена.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции счел доводы заявителя обоснованными, а отказ регистрирующего органа не соответствующим положениям Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку представленные заявителем на регистрацию документы были надлежаще оформлены и отражали всю необходимую для регистрации информацию.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2008 года N 09АП-2169/2008-АК решение оставлено без изменения, с подержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе УФРС по г. Москве, которое считает, что при принятии судебных актов судами неправильно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом неправильно дана оценка кадастровому плану спорного земельного участка, так как согласно разделу В.3 кадастрового плана часть земельного участка площадью 4,56 кв.м. является территорией особого режима использования, а именно расположена на землях общего пользования. Кроме того, суды не дали оценку положениям Постановления Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП, положенного в основу кадастрового плана. Помимо этого, на момент внесения в качестве вклада в уставный капитал ФГУП "Московская железная дорога МПС России" не являлось собственником земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, в ней изложенные, просил решение и постановление отменить.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Кассационным судом направлена в адрес Департамента земельных ресурсов г. Москвы копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанного лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" был создан единый хозяйствующий субъект ОАО "РЖД", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации.
Вместе с тем сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", был утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р.
В соответствии со Сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" и приложением к нему в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено здание, расположенное по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.04 г. N 77 АБ 245076.
ОАО "РЖД" обратилось в УФРС по г. Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 2, стр. 1.
Между тем, письмом N 14/017/2006-516 от 1 июня 2007 года регистрирующий орган на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на названный земельный участок.
Регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие у ФГУП "Московская железная дорога" прав на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок. Кроме того, регистрирующий орган указал на расположение части земельного участка размером 4, 56 кв.м. земельного участка на землях общего пользования, что следует из формы В.3 представленного для регистрации кадастрового плана земельного участка от 21.09.2005 г. N Л1/05-0179.
При этом, УФРС по г. Москве сослалось на установленный п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации запрет приватизации земель общего пользования.
Суды обеих инстанций сочли такой отказ регистрирующего органа не законным и не соответствующим положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как посчитали, что заявителем были представлены документы, отражающие всю необходимую для регистрации информацию.
При этом, как указал апелляционный суд, кадастровый план является лишь местом учета, определяющим границы земельного участка, и не является правоустанавливающим документом.
Однако, с такими выводами судов нельзя согласиться, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании обстоятельств дела в связи со следующим.
В соответствии с нормами ст.ст. 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии с пунктом 1 статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно статьям 13-14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года.
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Таким образом, сведения и характеристики, отраженные в кадастровом плане земельного участка в данном случае имеют существенное правовое значение, и подлежали исследованию судом по настоящему делу.
Между тем, из материалов дела усматривается, что при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Комсомольская пл., д. 2, стр.1 с кадастровым номером 77:01:03059:028, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка от 21 сентября 2005 года N Л1/05-0179.
Как указывает регистрирующий орган, согласно разделу В.3 указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 4,56 кв.м. учетный кадастровый номер 001 расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети - ул. Краснопрудная). При этом имеется ссылка на постановление Правительства г. Москвы от 13.07.2004 г. N 490-ПП, ст. 21 Закона г. Москвы от 28.06.1995 г. "Устав г. Москвы", ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 25).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.07.04г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельный участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).
В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель города Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.
В то же время, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако, суды обеих инстанций не исследовали кадастровый план спорного земельного участка, не установили относится ли его часть к землям общего пользования, возможна ли его приватизация и препятствует ли данное обстоятельство совершению регистрационных действий.
Учитывая изложенное, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть вышеизложенное, исследовать кадастровый план спорного земельного участка, установить относится ли его часть к землям общего пользования, возможна ли его приватизация и препятствует ли данное обстоятельство совершению регистрационных действий, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 декабря 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2008 года N 09АП-2169/2008-АК по делу N А40-50247/07-84-321 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2008 г. N КГ-А40/6211-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании