Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 августа 2008 г. N КА-А40/7223-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2008 г.
Государственное унитарное предприятие г. Москвы"Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций" (ДЭЗИСК) (далее- заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд г. Москвы к Инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве о признании недействительными требований NN 11400,11401 от 05.09.2007 г об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г. заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными требования ИФНС России N 19 по г. Москве об уплате налога, сбора, пени, штрафа NN 11400,11401 от 05.09.2007 г.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г. решение арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Инспекции ФНС России N 19 по г. Москве- без удовлетворения.
ИФНС России N 19 по г. Москве, не согласившись с принятыми судебными актами, подана кассационная жалоба, в которой налоговая инспекция просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2008 г. по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и имеющимся в деле доказательствам, неправильного применения норма материального права.
В обоснование жалобы налоговая инспекция указала, что в требовании N 11400 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 5 сентября 2007 г. пени в сумме 238 руб 05 коп. выставлены правомерно.
Пени в сумме 8 руб. 02 коп. начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей за 2 квартал 2005 г. Срок уплаты 28.06.2005 г., фактически оплата произведена 29.06.2005 г., что подтверждается платежным поручением N 354 от 28.06.2005 г., а также картой расчета пеней по состоянию на 14.01.2008 г.
Пени в сумме 230 руб.03 коп. начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей за 1 квартал 2007 г..Срок уплаты 28.04.2007 г.,фактически оплата произведена 24.05.2007 г., что подтверждается платежным поручением N 306 от 24.05.2007 г., а также картой расчета пени по состоянию на 14.01.2008 г.
Задолженность по налогу на имущество образовалась вследствие уплаты налогоплательщиком не всей суммы исчисленного налога за 4 квартал 2003 г.
Пени в сумме 106159 руб. согласно карте расчета пени начислялись с 2000 г. в связи с тем, что ГУП Москвы "ДЭЗИСК" несвоевременно уплачивались исчисленные суммы налога.
В требовании N 11401 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 5 сентября 2007 г. пени в сумме 877 руб. начислены за несвоевременную уплату налога за 3 квартал 2005 г. Срок уплаты налога 31.10.2005 г.,фактически уплата произведена 30.11.2005 г., что подтверждается платежным поручением N 618 от 30.11.2005 г., а также картой расчета пени по состоянию на 14.01.2008 г.
В пункте 2 "земельный налог" (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 г., мобилизуемый на территориях внутригородских муниципальных образований, городов федерального назначения Москвы и Санкт-Петербурга) пени в сумме 407 руб.71 коп начислены за несвоевременную уплату налога, из них :
Пени в сумме 403 руб.46 коп. начислены за несвоевременную уплату налога за 4 квартал 2003 г. Срок уплаты налога 20.03.2003 г., фактически уплата произведена 24.04.2005 г., что подтверждается платежным поручением N 193 от 24.04.2005 г., а также картой расчета пени по состоянию на 14.01.2008 г.
Пени в сумме 4 руб.67 коп. начислены за несвоевременную уплату налога за 4 квартал 2004 г. Срок уплаты 22.03.2004 г., а фактически уплата произведена 25.03.2004, что подтверждается платежным поручением N 134 от 25.03.2004 г., а также картой расчета пени по состоянию на 14.01.2008 г.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выставления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким документом в данном случае явилась справка о переплате и недоимки по ГУП г. Москвы"Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций.
На основании изложенного ИФНС России N 19 просит отменить решение арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2008 г. в признании недействительным требования от 05.09.2007 г. N 1400 в части пунктов 2, 3, 4, а также в признании недействительным требования от 05.09.2007 г. N 11401., принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ГУП г. Москвы "ДЭЗИСК" отказать.
Государственное унитарное предприятие г. Москвы "Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций" в судебное заседание явилось, возражало по доводам кассационной жалобы, указав, что по требованию N 11400 от 5 сентября 2007 г.:
Сумма налогов и сборов составила 1428 руб. 47 коп.,
Сумма пени-118 302 руб.45 коп.
При этом общая сумма задолженности определена в размере 122 661 руб.09 коп.
По требованию N 11401 от 5 сентября 2007 г.:
Сумма налогов, сборов составляет 0 руб.00 коп.
Сумма пени-1284 руб.00 коп.
При этом общая сумма задолженности определена ошибочно в размере 122 661 руб.09 коп.
Произведенными с участием ИФНС актами сверки было выявлено, пени по платежам, производимым ГУП"ДЭЗИСК" образуются в результате программной ошибки компьютера со стороны налогового органа.
Таким образом, сведения, содержащиеся в требованиях N 11400 и N 11401 не соответствуют требованиям ст.ст. 69, 70 НК РФ.
В нарушение ст. 69 НК РФ оспариваемые требования не содержат даты, с которых начисляются пени и их ставка, документально не подтверждены суммы недоимки.
В нарушение ст. 70 НК РФ ИФНС России N 19 по г. Москве пропущен срок направления требования.
На основании изложенного ГУП г. Москвы"Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций" просит оставить решение арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г. без изменений, кассационную жалобу ИФНС России N 19 г. Москвы- без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ИФНС России N 19 по г. Москве, ГУП г. Москвы"Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций",проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по г. Москве в адрес ГУП "Дирекция по эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций" выставлены требования N 11400,11401 от 5 сентября 2007 г. об уплате в срок до 15.09.2007 г. недоимки в сумме 1 428,47 руб., пени в сумме 118 302,45 руб., штраф-1 284,00 руб.(л.д. 8-9)
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога., установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и исполнению обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщика.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог
Правила, предусмотренные настоящей статьей. применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые налогоплательщикам сборов и налоговым агентам
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации" указано, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
В нарушение требований п. 4 ст. 69 НК РФ требование N 11400 в части суммы пени по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъекта РФ в размере 737 руб., не содержит оснований начисления налогов и пени, в связи с чем невозможно определить, по каким налоговым обязательствам обществу предложено уплатить сумму налога и пени.
Пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 9 474 руб. начислены в результате программной ошибки, что подтверждается актом сверки расчетов N 1 от 25.09.2003 г.
Судами установлено, что пени в сумме 328 руб.(п. 5 требования N 11400) по налогу на пользователей автомобильных дорог начислены ошибочно, так как согласно карте расчета пени, у заявителя числится переплата в сумме 149 руб. 67 коп, которая налоговым органом не отрицается. Кроме того, с 01.01.2002 г. указанный налог отменен, в связи с чем пени начислены не обоснованно.
По пунктам 3, 6-11 требования N 11400 суд первой и апелляционной инстанции сделал правильный вывод о нарушении требований ст.ст. 46, 47, 70 НК РФ, поскольку к моменту направления обществу требования N 11400 от 05.09.2007 г. в части недоимки по налогу на имущество по сроку уплаты 05.05.2003 г.,платы за негативное воздействие на окружающую среду по срокам уплаты 20.12.2004 г., 21.07.2003 г., 20.10.2003 г., 20.01.2004 г., 20.12.2004 г. и пресекательный срок принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и пеней истек.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сбора, а также пени, штрафов.
В п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 указано, что судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам. При этом срок обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении исков юридических лиц исчисляется с момента истечения 60 дневного срока для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Согласно п. 6 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 г. N 71 пропуск налоговым органом срока для направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.
Судом первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что к моменту направления требования N 11400 от 05.09.2007 г. в части начисления пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты Российской Федерации в сумме 8 руб. 02 коп. пресекательный срок принудительного исполнения обязанности по уплате налога истек.
Судами правомерно признано необоснованным начисление пени в сумме 230 руб.03 коп., пени в сумме 8 руб.02 коп. начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей за 2 квартал 2005 г., 230 руб.03 коп.- начислена за 1 квартал 2007 г. Из карточки расчета пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ следует, что пени по налогу на прибыль за период с 26.07.2005 г. по 27.04.2007 г. не начислялись.
Судами установлено, что по требованию N 11401 от 05.09.2007 г. налогу на имущество в сумме 877 руб. и по земельному налогу в сумме 407 руб указаны справочно., то есть размер пени, подлежащий взысканию на основании указанного требования документально не доказан.
Кроме того к моменту направления требования N 11401 от 05.09.2007 г срок для принудительного взыскания пени в сумме 877 руб. по налогу на имущество и 407 руб.71 коп. по земельному налогу истек.
Начисление пени по земельному налогу в размере 407 руб. 71 коп. обоснованно признано судами неправомерным ввиду того, что родна часть суммы 403 руб.46 коп начислена за несвоевременную уплату налога за 4 квартал 2003 г.,другая часть суммы-4 руб. 67 коп.-за 4 квартал 2004 г., то есть за разные периоды.
В нарушение требований ст. 69 НК РФ требование N 11401 не содержит указания на размер недоимки, даты, с которой начисляются пени, ставку пени, не позволяет установить, в связи с неисполнением какого налогового обязательства оно направлено.
Подписанный сторонами акт сверки расчетов, согласно которому у заявителя имеется задолженность по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 808 руб.33 коп. по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 493 руб.43 коп., по налогу на имущество в сумме 8 руб.31 коп. правомерно не приняты судом первой и апелляционной инстанции, так как акт сверки составляет по состоянию на 24.01.2008 г.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильно применены норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с налоговой инспекции подлежит взысканию госпошлина в размере 100 руб. за подачу рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 20 февраля 2008 г. по делу N А40-59317/07-11-309,постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 19 по г. Москве -без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 19 по г. Москве госпошлину в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 августа 2008 г. N КА-А40/7223-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании