Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 7143/08
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Бабкина А.И., судей Никифорова С.Б., Сарбаша С.В.
рассмотрел в судебном заседании заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области и открытого акционерного общества "Ванадий-Тула" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2007 по делу N А68-АП-361/14-05-414/14-05-665/14-05, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007, постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2008 по тому же делу, установил:
открытое акционерное общество "Ванадий-Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлениями о признании недействительными: решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - инспекция) от 12.07.2005 N 214-Д (возбуждено дело N А68-361/14-05); требований от 25.08.2005 N 939, N 940 (возбуждено дело N А68-665/14-05); требования от 18.07.2005 N 753 (возбуждено дело N А68-414/14-05).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 25.01.2007 указанные дела объединены в одно производство. Предмет спора уточнен заявителем, который отказался от оспаривания требования инспекции от 18.07.2005 N753.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.06.2007 требования общества удовлетворены частично. Решение и требования инспекции в части доначисления и предложения уплатить налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (в общей сумме 311324 894 рублей); 127 337 014 рублей пеней, 58 838 412 рублей штрафа признаны недействительными. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Этим же решением арбитражный суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 19.02.2008 отменил судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества по эпизоду доначисления налога на прибыль соответствующих пеней и налоговых санкций в связи с включением в состав расходов стоимости излишков товарно-материальных ценностей. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В заявлениях, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора, стороны просят отменить их: инспекция - в части признания недействительными ее решения и требований; общество - в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Подобных оснований в заявлениях о пересмотре судебного акта в порядке надзора не приведено.
Доводы, изложенные в заявлениях о пересмотре в порядке надзора судебных актов, фактически сводятся к иной оценке доказательств и обстоятельств дела, установленных в ходе рассмотрения дела по существу. Однако они не могут служить основанием для отмены судебного акта, вступившего в законную силу. Установление фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда надзорной инстанции, которая определена статьями 292 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов о признании правомерными актов налогового органа в части налога на добавленную стоимость соответствуют постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" в котором даны следующие разъяснения. В частности, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом; деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Суды установили, что общество создало схему движения товара (ванадиевый шлак) и расчетов за него, создающую условия для его искусственного удорожания (завышения его цены) с целью дальнейшего неправомерного изъятия средств из федерального бюджета. Участники не являлись собственниками товара, уплата налогов осуществлялась только с агентских вознаграждений, а не с реализации ванадиевого шлака, иностранные организации - принципалы не состоят на налоговом учете на территории Российской Федерации. Довод общества о приобретении им товара по рыночным ценам судами был отклонен по причине отсутствия доказательств.
Факт существования долгосрочного характера взаимоотношений между обществом и контрагентом, а также наличие долгосрочных контрактов между перепродавцами товара, использование схемы на протяжении длительного времени, свидетельствует об отсутствии должной осмотрительности и осторожности общества.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды правомерно пришли к выводу об осведомленности общества о нарушении налоговых обязанностей контрагентами, так как по аналогичным операциям предыдущих периодов ему правомерно было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 02.12.2004 по делу N А68-А11-464/11-04, а также постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.11.2006 N 9387/06, от 28.11.2006 N 9680/06, от 28.11.2006 N 9687/06.
Проверяя законность и обоснованность актов инспекции по вопросам исчисления налога на прибыль (за исключением эпизода, по которому дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции), суды исходили из наличия (отсутствия) доказательств и положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом, в одних случаях действия общества признаны неправомерными, поскольку не соответствуют закону и не подтверждены документально, в других - признано обоснованным уменьшение доходов на величину расходов в целях указанной главы.
В силу статьи 252 Кодекса расходы - это обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Отличительным признаком расходов, связанных с производством и реализацией (статьи 253-255, 260-264 Кодекса), является их направленность на развитие производства и сохранение его прибыльности. В частности, подпунктом 18 пункта 1 статьи 264 Кодекса установлена возможность для отнесения налогоплательщиками в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходов на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
При этом Кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. Аналогичный подход содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 14616/07.
Таким образом, исходя из материалов дела и доводов, содержащихся в заявлениях, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче дела N А68-АП-361/14-05-414/14-05-665/14-05 Арбитражного суда Тульской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 28.06.2007, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2007, постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2008 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
С.Б. Никифоров |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2008 г. N 7143/08
Текст определения официально опубликован не был