Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 11-Г03-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 17 июня 2003 г. гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан", по кассационной жалобе Президента Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2003 г., которым пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан" признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не влекущими правовых последствий со дня издания.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Заслушав доклад судьи К., выслушав мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия установила:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением, в государственных и общественных интересах, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий п.п. 1 и 2 Указа Президента Республики Татарстан N УП-643 от 26 июля 2002 года "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан", указав в обоснование своих требований, что пунктом 1 Указа утверждается перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан - министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, иных органов исполнительной власти. Пунктом 2 Указа предусмотрено, что в районах и городах республиканского значения Республики Татарстан могут быть образованы территориальные органы министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Территориальные органы республиканских органов исполнительной власти обеспечивают реализацию их полномочий на уровне административно-территориальных единиц Республики Татарстан и отраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению в соответствии с законодательством. Руководство деятельностью территориальных органов министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти Республики Татарстан возлагается на руководителей соответствующих республиканских органов исполнительной власти и глав администраций районов и городов республиканского значения Республики Татарстан. Пунктами 1 и 2 Указа и Приложением к Указу обозначены структура, общий план построения и организация органов исполнительной власти в Республике Татарстан, как на республиканском уровне, так и на уровне районов и городов республиканского подчинения - на уровне административно-территориальных единиц, что противоречит федеральному законодательству.
Представители Президента Республики Татарстан С. и Кабинета Министров Республики Татарстан У. с заявлением и.о. прокурора не согласились, пояснив, что оспариваемый Указ Президента Республики Татарстан федеральному законодательству не противоречит, данным Указом установлена система органов исполнительной власти Республики, что не равнозначно понятию схемы управления субъектом Российской Федерации, которая утверждается законом субъекта РФ.
Верховным Судом Республики Татарстан постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе ставит вопрос представитель Президента РТ, указывая, что судом неправильно истолкован и применен федеральный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.
Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с подпунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ) структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определяется законом субъекта Российской Федерации.
Из преамбулы указанного Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Из материалов дела видно, что пунктом 2 оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан обозначены структура, общий план построения и организация органов исполнительной власти в Республике Татарстан, пунктом 1 Указа утвержден прилагаемый Перечень органов исполнительной власти Республики Татарстан, то есть установлена схема управления субъектом Российской Федерации.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что из содержания оспариваемого Указа Президента Республики Татарстан следует, что им устанавливается система органов исполнительной власти Республики Татарстан, а также приводится перечень республиканских органов исполнительной власти. Тем самым данным Указом устанавливается структура органов исполнительной власти Республики Татарстан.
С учетом названных положений вышеуказанного федерального закон, суд пришел к правильному выводу о том, что система органов управления Республики, определяющая их функциональное построение и организацию, должна устанавливаться законом, а не Указом Президента Республики Татарстан. Решение Президентом Республики Татарстан вопросов, составляющих предмет законодательного регулирования противоречит принципу разделения властей, закрепленному в Конституции РФ, а оспариваемый Указ, устанавливающий фактически как схему управления Республикой, так и систему высших органов исполнительной власти Республики, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим со дня издания, поскольку издан с превышением предоставленной Президенту Республики Татарстан компетенции.
Доводы представителей Президента Республики Татарстан и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что данным Указом установлена лишь система органов исполнительной власти республики, а не схема управления, которая определена в Конституции Республики Татарстан, правильно признаны судом несостоятельными. Как обоснованно указано в решении суда, система органов исполнительной власти является составной частью понятия схемы управления и должна утверждаться в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства законом субъекта Российской Федерации.
Судом правильно отклонены доводы представителей заинтересованных лиц о том, что схема управления Республикой установлена в Конституции Республики Татарстан, т.к. система органов исполнительной власти в Конституции Республики не определена и она должна быть утверждена законом субъекта Российской Федерации.
Утверждение в кассационной жалобе о том, что Указ лишь констатирует и воспроизводит уже ранее созданную систему и структуру управления, не свидетельствует о его законности, поскольку после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" схема управления субъектом Российской Федерации и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта должна утверждаться только законом субъекта Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 364, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Президента Республики Татарстан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 11-Г03-16
Текст определения официально опубликован не был