Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N 11-Г03-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 27 июня 2003 г. дело по заявлению Ш., С., Х. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм закона Республики Татарстан от 15 октября 2002 г. N 14-ЗРТ "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан" и Указа Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 г. N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидата в представители общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан"
по кассационной жалобе Ш., С., Х. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2003 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., объяснения представителя Государственного Совета Республики Татарстан К.М.М., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ш., С. и Х. обратились в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что названные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2003 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Ш., С., Х. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации. В части 3 п. 6 той же статьи предусмотрено, что представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Федерального закона был принят закон Республики Татарстан "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
Согласно статьи 3 закона республики представители общественности назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан (пункт 1). Предварительный отбор кандидатов на должности представителей общественности для их представления в Государственный Совет Республики Татарстан осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Татарстан (пункт 4).
Во исполнение названных законов был издан Указ Президента Республики Татарстан от 17 октября 2002 года N УП-880 "Об утверждении Положения о порядке предварительного отбора кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан".
Суд правомерно не согласился с доводами заявителей о том, что представительный орган государственной власти Республики Татарстан в нарушение п. 6 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона передал полномочия по отбору и формированию представителей общественности Президенту Республики, поскольку в данном случае именно во исполнение указанной нормы Федерального закона представительный орган субъекта Российской Федерации определил орган, осуществляющий предварительный отбор кандидатов от общественности в квалификационную коллегию судей, на условиях, устанавливаемых им самим (этим органом).
То обстоятельство, что не все изъявившие желание представители общественности могут быть предложены Президентом Республики для назначения их Государственным Советом Республики представителями общественности в состав квалификационной коллегии субъекта Российской Федерации, не указывает на не соответствие обжалуемых нормативных правовых актов федеральному законодательству, поскольку порядок отбора таких кандидатов федеральным законодательством не предусмотрен, а отдан на усмотрение субъекта Российской Федерации.
Заявители также не указывают на несоответствие установленных условий отбора какому-либо Федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в данном случае должен применяться принцип о конкурсном отборе, установленный Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", не состоятельна, поскольку к указанным правоотношениям названные законы РФ применяться не могут, другого Федерального закона, предусматривающего конкурсный отбор представителей общественности, не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что при этом нарушается принцип разделения властей, и названные представители фактически будут представителями Президента, а не общественности, нельзя признать правильным, как не основанный на законе. В данном случае Президент лишь вносит кандидатуры, решение о назначении или об отказе в таком назначении принимает представительный орган государственной власти.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что обжалуемый Указ Президента был опубликован ранее закона Республики, во исполнение которого был принят, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку на момент рассмотрения дела они оба вступили в законную силу и данных о том, что этим обстоятельством нарушены чьи-либо права и законные интересы, в материалах дела не имеется и заявителями не представлено.
Другие доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию установленных обжалуемыми нормами условий отбора названных кандидатур, тогда как ограничений по установлению таких условий федеральное законодательство не содержит, кроме требований, установленных Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", которые продублированы и в законе Республики Татарстан "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Татарстан", и которые в свою очередь заявители не оспаривают.
Доводы кассационной жалобы на несвоевременное рассмотрение судом данного дела не влечет за собой незаконности постановленного судом решения. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш., Х. и С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июня 2003 г. N 11-Г03-21
Текст определения официально опубликован не был