Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2003 г. N 11-Г03-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 11 июля 2003 г. гражданское дело по заявлению И. о признании недействующим п. 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2003 г. N 160 "О временном ограничении движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в весенний период 2003 года" по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 7 мая 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2003 г. N 160 "О временном ограничении движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в весенний период 2003 года". Пунктом 6 указанного Постановления на период ограничения движения введена оплата пропуска на проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан механических транспортных средств общей фактической массой 9 тонн и более. По мнению заявителя, Постановление Кабинета Министров принято с превышением полномочий, ограничивает свободу передвижения, противоречит федеральному законодательству, в частности приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2003 года N 4.
Представители Кабинета Министров РТ и Министерства финансов РТ требование заявителя не признали.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 7 мая 2003 г. заявление И. удовлетворено. Суд признал противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2001, г. N 160 "О временном ограничении движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в весенний период 2003 года".
В кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда и о передаче дела на новое рассмотрение, поскольку судом неправильно применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях обеспечения сохранности дорог общего пользования Республики Татарстан и дорожных сооружений на них, в связи со снижением несущей способностью конструкций дорожной одежды, 24.03.2003 г. принято постановление N 160 "О временном ограничении движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в весенний период 2003 года".
Оспариваемым пунктом 6 Постановления на период ограничения движения вводятся платные пропуска единого образца на проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Татарстан механических транспортных средств общей фактической массой 9 тонн и более.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.1991 г. N 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" автомобильные дороги общего пользования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги, и дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Татарстан находятся как федеральные дороги общего пользования, так и дороги, находящиеся в собственности Республики Татарстан.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что Кабинет Министров РФ вправе устанавливать плату за провоз тяжеловесных грузов только по дорогам Республики Татарстан, то есть находящимся в собственности Республики Татарстан. Из названия оспариваемого постановления видно, что оно распространяется на дороги общего пользования Республики Татарстан.
Однако из этой правильной посылки судом сделан неверный вывод о том, что, устанавливая в Постановлении ограничения движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был расширять условия движения транспортных средств, определенные приказом Минтранса России на федеральных дорогах общего пользования.
Вопросы оплаты провоза тяжеловесных грузов по федеральным дорогам урегулированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 696 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", от 14.10.1996 г. "Об установлении временных ставок платы за проезд тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 962"
Пунктом 1 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2003 года N 4 "Об организации движения транспорта по федеральным дорогам в весенний период 2003 года" с 25 марта по 15 мая 2003 г. 55 федеральных автомобильных дорогах общего пользования введено временное ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось, превышающей значения, указанные в приложении к настоящему Приказу.
Поскольку этот приказ регламентирует вопросы движения по федеральным дорогам, то его действие не может распространяться на дороги общего пользования Республики Татарстан.
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования (с изменениями от 1 декабря 1997 г., 2 февраля 2000 г.) (п. 4) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации.
Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб дорожным объектам собственности Республики Татарстан, поэтому такие сверхнормативные затраты должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, признав недействующим п. 6 оспариваемого Постановления, неправильно истолковал материальный закон, что является основанием для отмены решения суда (п. 4 ст. 362 ГПК РФ).
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, имеются законные основания для принятия по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 мая 2003 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать И. в признании недействующим п. 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2003 г. N 160 "О временном ограничении движения механических транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Республики Татарстан в весенний период 2003 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2003 г. N 11-Г03-23
Текст определения официально опубликован не был