Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2003 г. N 58-Г03-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 марта 2003 г. по кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 13 января 2003 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы Администрации Хабаровского края от 6 августа 1996 года N 376 "О перевозке и торговых операциях по реализации и приобретению объектов водных биоресурсов и орудий их добычи на территории Хабаровского края" (в редакции постановления Главы Администрации края от 19 января 2001 года N 21).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., объяснения представителя Губернатора Хабаровского края С. (доверенность от 25.01.2002 г. N 8.28-523), объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 376 от 6 августа 1996 г. "О перевозке и торговых операциях по реализации и приобретению объектов водных биоресурсов и орудий их добычи на территории Хабаровского края" (в редакции постановления N 21 от 19 января 2001 г.) регулируются отношения в сфере проведения физическими и юридическими лицами торговых операций по реализации и приобретению объектов водных биоресурсов и продукции, получаемой из них, орудий добычи и принадлежностей к ним, введены ограничения на осуществление физическими и юридическими лицами прав по владению, пользованию и распоряжению водными биоресурсами и на оборот орудий лова и принадлежностей к ним. Пунктом 4 данного постановления устанавливается обязанность органов рыбоохраны, госконтроля и госнадзора, органов внутренних дел по проверке соблюдения законов в сфере оборота объектов водных биоресурсов.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании постановления Главы Администрации Хабаровского края N 376 от 6 августа 1996 г. "О перевозке и торговых операциях по реализации и приобретению объектов водных биоресурсов и орудий их добычи на территории Хабаровского края" (в ред. постановления от 19 января 2001 г.) противоречащим федеральному законодательству, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление издано с превышением полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, противоречит нормам Федерального закона "О животном мире" и Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Решением Хабаровского краевого суда от 13 января 2003 г. заявление прокурора было удовлетворено.
В кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются Федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота) должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом.
Отношения в области охраны и использования животного мира регулируются нормами Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".
Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира согласно ст. 3 Федерального закона "О животном мире", регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона "О животном мире" установлено, что отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Под водными биоресурсами согласно статье 1 закона Хабаровского края N 338 от 26 сентября 2001 г. "О рыболовстве и охране водных биологических ресурсов в Хабаровском крае" подразумеваются обитающие в состоянии естественной свободы в водных объектах рыбохозяйственного значения рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли и другие водные животные и растения.
Постановление же Главы администрации Хабаровского края N 376 от 6 августа 1996 года (в редакции постановления Главы администрации Хабаровского края N 21 от 19 января 2001 г.) принято в целях упорядочения отношений не в сфере охраны животного мира и его использования, а в сфере проведения физическими и юридическими лицами торговых операций по реализации и приобретению (скупка, продажа, обмен) объектов водных биоресурсов (рыба, водные беспозвоночные, морские млекопитающие, водные растения) и продукции, получаемой из них, орудий добычи и принадлежностей к ним.
Исходя из этих норм федерального и регионального законодательства, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое прокурором постановление Главы администрации Хабаровского края регулирует отношения по приобретению и реализации водных биоресурсов прекративших биологическое существование и ставших объектами гражданских прав, то есть гражданские правоотношения.
Федеральным законом "О животном мире" права граждан и юридических лиц по владению, пользованию, распоряжению орудиями добычи водных биоресурсов и водными биоресурсами, прекратившими биологическое существование, не регулируются, в связи с чем доводы кассационной жалобы о том, что данный Федеральный закон предоставляет субъекту Российской Федерации ряд прав в сфере охраны биоресурсов, правильность выводов суда не опровергают.
Пунктом 4 оспариваемого постановления Главы администрации Хабаровского края проверка соблюдения законности действий юридических и физических лиц при перевозке и проведении торговых операций, привлечение их к ответственности и изъятие незаконно добытых объектов водных биоресурсов и продукции, получаемой из них, а также орудий добычи и принадлежностей к ним возложена на органы государственной рыбоохраны, госконтроля, госнадзора и органы внутренних дел края в пределах их компетенции.
В силу ст. 19 Федерального закона "О животном мире" организация охраны животного мира осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющим статус этих органов.
Полномочия в области государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания, специально уполномоченных государственных органов определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Уставом Хабаровского края Главе администрации Хабаровского края не предоставлены полномочия по возложению каких-либо обязанностей на федеральные органы исполнительной власти и их территориальное органы.
При таких условиях вывод суда о том, что постановление Главы администрации Хабаровского края N 376 от 6 августа 1996 г. "О перевозке и торговых операциях по реализации и приобретению объектов водных биоресурсов и орудий их добычи на территории Хабаровского края" (в редакции постановления Главы администрации края N 21 от 19 января 2001 г.) противоречит федеральному законодательству и издано Главой администрации Хабаровского края при отсутствии у него соответствующих полномочий, является правильным. Оснований для отмены законного решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании ст.ст. 360, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Хабаровского краевого суда от 13 января 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Губернатора Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 марта 2003 г. N 58-Г03-4
Текст определения официально опубликован не был