Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 7-Г03-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Пирожкова В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 17 марта 2003 г. дело по заявлению Федосеевой Ольги Владимировны о признании п.п. 1, 5 п. 5 ст. 41 Закона Ивановской области "О выборах в Ивановской области", в части допускающей отказ в регистрации за нарушения, не предусмотренные п. 23 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" противоречащими федеральному законодательству, по ее кассационной жалобе на решение Ивановского областного суда от 16.01.2003 г., которым в удовлетворении заявленного требования ей было отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации настоящим законом порядка сбора подписей, а также существенного нарушения порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, противоречат п.п. 23, 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании ее представитель обосновал заявленное требование также тем, что согласно перечня оснований отказа в регистрации кандидата, предусмотренного п. 23 ст. 38 указанного Федерального Закона, являющегося исчерпывающим, п.п. 1, 5 п. 5 ст. 41 Закона Ивановской области содержат новые основания к отказу в регистрации кандидата, противоречащие Федеральному Закону и эти новые основания привели к отказу в регистрации ее кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ивановской области 18.11.2002 г. окружной избирательной комиссией избирательного округа N 3 "Южный" г. Иванова.
Решением Ивановского областного суда от 16.01.2003 г. в удовлетворении заявленных требований Федосеевой О.В. отказано.
В кассационной жалобе она просит решение отменить, утверждая, что оно вынесено судом в результате неправильного толкования норм федерального закона, регламентирующих вопросы избирательного права, а также применение закона, не подлежащего применению.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ивановского областного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом правильно учтено, что в силу ст. 2 Федерального закона от 14.12.95 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" к действиям (решениям) государственных органов, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его права и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в редакции Федерального закона от 14.12.95 г.)"
Более того, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства заявления, поданные заинтересованным лицам от своего имени, оспаривающие правовые акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу этих обстоятельств суд обоснованно рассмотрел лишь требования Федосеевой О.В., вытекающие из факта отказа ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ивановской области.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона "О выборах в Ивановской области" от 21.08.2000 г. сбор подписей в поддержку кандидата начинается со дня уведомления инициатором выдвижения соответствующей избирательной комиссии в порядке, установленном этим законом.
В соответствии с п. 1 ст. 61 данного закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей.
Аналогичный уведомительный порядок начала сбора подписей и создания кандидатом избирательного фонда для финансирования избирательной компании содержится в п. 5 ст. 37, п. 1 ст. 58 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в этой части данные нормы федерального закона и закона субъекта Российской Федерации не противоречат друг другу.
Основания отказа в регистрации кандидата согласно этим вышеуказанным нормам содержатся в п.п. 2, 5 п. 5 ст. 41 Закона Ивановской области и п.п. "в", "ж" п. 23 ст. 38 Федерального Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду п.п. "в", "ж" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Следует согласиться с выводом суда о том, что требования заявительницы в этой части являются необоснованными.
Проведенный судом сравнительный анализ положений закона Ивановской области и норм федерального законодательства в части установления гарантий реализации избирательных прав граждан Российской Федерации позволил суду сделать правильный следующий вывод.
Нормы п.п. 1 п. 5 ст. 41 Закона "О выборах в Ивановской области" не противоречат нормам федерального законодательства, содержащимся в п. 23 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как согласно п. 3 ст. 1 этого Федерального закона, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным Законом.
Существенное нарушение установленного законами Ивановской области порядка сбора подписей, которое выразилось в представлении заявительницей избирательной комиссии письменного уведомления о начале сбора подписей после их сбора и открытия специального финансового счета, судом обоснованно расценено как частная норма п.п. 2 п. 5 ст. 41 Закона "О выборах в Ивановской области", не противоречащая перечню оснований отказа в регистрации, содержащемуся в п. 23 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Утверждение заявительницы о неправильном толковании и применении положений законодательства, регулирующего вопросы регистрации либо отказа в этом кандидатам в депутаты представительного органа власти не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности.
Доводы кассационной жалобы по существу уже являлись предметом судебного разбирательства, что нашло соответствующее отражение в решении суда.
Относительно ссылки на основания отказа заявительницы в регистрации, которое по ее мнению судом указано неверно, то следует учесть, что предметом судебного разбирательства в данном случае являлась не жалоба о правомерности такого отказа, а заявление о противоречии нормы закона области федеральному законодательству.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 16.01.2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федосеевой О.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 7-Г03-3
Текст определения официально опубликован не был