Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 74-Г03-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 17 июня 2003 г. гражданское дело по кассационной жалобе муниципального образования поселок Жатай на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2003 г. по заявлению муниципального образования пос. Жатай о признании недействующим и не подлежащим применению п. 6 ст. 8 Закона Республики Саха (Якутия) "О финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 июня 2002 г. постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был принят Закон РС(Я) "О финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
Муниципальное образование пос. Жатай обратилось в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению п. 6 ст. 8 названного закона по тем основаниям, что данная норма противоречит п. 4 ст. 14 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку необоснованно, по мнению заявителя, возлагает обязанность по заключению соглашения об исполнении местных бюджетов в органах республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия). В связи с этим Министерство финансов РС(Я) оказание финансовой помощи муниципальному образованию ставит в зависимость от заключения этого соглашения, тем самым ущемляются права заявителя.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2003 г. муниципальному образованию пос. Жатай в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе муниципального образования пос.Жатай поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Статья 8 Закона РС(Я) "О финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" регулирует принципы межбюджетных отношений, средства и порядок бюджетного регулирования между органами государственной власти республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 закона муниципальные образования, получающие финансовую помощь из республиканского бюджета, обязаны заключить соглашение об исполнении местных бюджетов в органах Республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
В соответствии со ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ оказание финансовой помощи местным бюджетам финансируется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 215 названного кодекса в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Согласно ст. 8 этого кодекса в области регулирования бюджетных отношений к ведению субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, определение порядка и условий предоставления финансовой помощи из бюджета субъекта.
Проанализировав указанные положения Федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку финансовая помощь местным бюджетам осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации, последний вправе установить порядок его исполнения путем заключения соглашения с региональным казначейством. Из содержания ч. 1 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ следует, что основным условием предоставления финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ является подписание соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через федеральное казначейство. Как правильно указал суд в решении, по аналогии с данным положением межбюджетные отношения между субъектом РФ и местным бюджетом могут быть основаны на условии заключения соглашения.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма противоречит п. 4 ст. 14 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" обоснованно признаны несостоятельными. Из анализа всех приведенных норм в совокупности, как правильно указал суд, следует, что органы местного самоуправления помимо заключения соглашений с республиканским казначейством по поводу исполнения местного бюджета в части получения финансовой помощи вправе заключать соглашения с федеральным казначейством по отдельным вопросам.
О том, что органы местного самоуправления по отдельным вопросам вправе заключать соглашения с территориальными органами Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, не оспаривали в судебном заседании и представители Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
С учетом указанных обстоятельств вывод суда о том, что оспариваемое положение Закона не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав муниципального образования на получение финансовой помощи из фонда поддержки муниципальных образований, является правильным.
Нарушения судом норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования поселок Жатай - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 74-Г03-16
Текст определения официально опубликован не был