Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2003 г. N 83-Г03-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России
рассмотрела в судебном заседании 20 мая 2003 г. кассационную жалобу Брянской областной думы на решение Брянского областного суда от 14 марта 2003 г., которым признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия постановление Брянской областной думы "Об упразднении Беловодского сельского муниципального образования, расположенного на территории Мглинского района Брянской области" от 27 сентября 2001 г. N 3-295; в остальной части требования Б. и М. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н., объяснение Б., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации В. полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия установила.
Б. и М. обратились в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Брянской областной думы "Об упразднении Беловодского сельского муниципального образования, расположенного на территории Мглинского района Брянской области" от 27 сентября 2001 г. N 3-295 и возложении на Брянскую областную думу обязанности принять закон о разделении бюджетов с Мглинским районом. В обоснование заявления они ссылаются на то, что при принятии данного нормативного акта органами государственной власти Брянской области не были учтены гарантии конституционных прав населения на местное самоуправление, предусмотренные ст.ст. 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации, в том числе на определение территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Были нарушены требования ст.ст. 5 и 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нарушение ст. 131 Конституции Российской Федерации и п. 2 ст. 13 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не было получено мнение населения Мглинского района, куда было включено упраздненное муниципальное образование "Беловодский сельсовет".
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Брянская областная дума просит отменить решение суда, считая, что оспариваемое постановление не противоречит требованиям федерального законодательства. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1). Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ч. 2).
Согласно ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление и изменение границ муниципального образования, в том числе, в частности при упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (п. 2).
По смыслу приведенных правовых норм, изменение границ муниципального образования, в том числе и при упразднении муниципального образования, не допускается без учета мнения как граждан населенного пункта, на территории которого муниципальное образование упраздняется, так и граждан, проживающих на территории муниципального образования, к которому переходят предметы ведения упраздненного муниципального образования, и границы которого увеличиваются за счет территории упраздненного муниципального образования.
Как видно из оспариваемого постановления, в нем рекомендовано Мглинскому районному муниципальному образованию принять к своей компетенции предметы ведения упраздненного муниципального образования (пункт 2). Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что в настоящем случае необходимо было выяснить мнение населения, проживающего на территории Мглинского районного муниципального образования (границы этого муниципального образования подлежали изменению за счет территории Беловодского сельского муниципального образования, подлежавшего упразднению). А поскольку это не было сделано, суд обоснованно признал данное обстоятельство нарушением требований ст. 131 Конституции Российской Федерации и ст. 13 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила
оставить решение Брянского областного суда от 14 марта 2003 г. без изменения, кассационную жалобу Брянской областной думы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2003 г. N 83-Г03-7
Текст определения официально опубликован не был