Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N КАС03-15
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2003 года гражданское дело по жалобе Л.С.А. о признании части 2 пункта 6 раздела 3 "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2000 года N 450) не соответствующей с момента ее издания пункту 1 статьи 13 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" и пункту 1 приложения N 3 "Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.А.Я., объяснения представителей Министерства обороны РФ Г.В.В. и С.В.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку, по их утверждениям, ч. II п. 6 раздела III "Инструкции об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей" соответствует действующему законодательству, а размер выплаты материальной помощи в виде двух окладов денежного содержания установлен Министром обороны РФ в пределах тех размеров, которые предусмотрены действующим Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и постановлением Правительства РФ, и заключение военного прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации П.Р.Х., предложившего кассационную жалобу оставить без удовлетворения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Л.С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой с указанными выше требованиями, поскольку полагает, что Министр обороны РФ приказом от 27 августа 2000 года N 450, утверждая названную выше "Инструкцию", грубо нарушил права военнослужащих, установив размер материальной помощи лицам проходящим военную службу по контракту, в виде двух окладов денежного содержания, тогда как п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 1 приложения N 3 приведенных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524, предусмотрено оказание материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания. По мнению заявителя Федеральным законом и постановлением Правительства РФ установлена нижняя граница размера материальной помощи, в то время как приказом Министра обороны РФ установлена ее верхняя граница, что лишает военнослужащих возможности получения, в случае необходимости, материальной помощи в большем размере, чем два оклада денежного содержания. Этим самым нарушаются права военнослужащих, гарантированные пунктами 2, 4 и 5 ст. 3, пунктом 2 ст. 4 и пунктом 2 ст. 10 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", ст. 55 Конституции РФ и другими нормативными актами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года жалоба Л.С.А. была оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, заявитель просит об его отмене, поскольку суд не принял во внимание требования ст. 55 и ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 и ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", которые регламентируют отмену нормативных актов, противоречащих федеральным законам.
С учетом этих доводов автор кассационной жалобы просит отменить данное судебное решение и удовлетворить заявленное им требование.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что приказ N 450, которым утверждена "Инструкция об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", издан Министром обороны РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей". Пунктом I Правил, утвержденных данным постановлением (приложение N 3), предусмотрено оказание военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно по их рапорту материальной помощи в размере не менее 2 окладов денежного содержания, что согласуется и с требованиями ст. 13 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", которым определено, что материальная помощь выплачивается в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 названного постановления Правительства Российской Федерации, выплаты производятся в пределах денежных средств, предусмотренных на денежное довольствие военнослужащих в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации. Следовательно, Министр обороны Российской Федерации действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с вышеназванными законом и постановлением Правительства РФ. Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" предписано выделение средств на выплату федеральным государственным служащим материальной помощи в размере двух окладов в расчете на год. Таким образом, Министр обороны Российской Федерации определил размер ежегодной материальной помощи, исходя из денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и не допустил нарушения, установленного указанными выше нормативными актами ее предела, поскольку предусмотренный низший размер материальной помощи включает в себя и возможность выплаты ее в размере двух окладов денежного содержания, что не противоречит Федеральному Закону "О статусе военнослужащих" и постановлению Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Л.С.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N КАС03-15
Текст определения официально опубликован не был