Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 мая 2003 г. N КАС03-183
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2003 года гражданское дело по жалобе К. о признании незаконным п. 11 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября 1998 года N 1054, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской федерации от 4 марта 2003 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.А.Я. и заключение прокурора Г.И.А., полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Кассационная коллегия установила:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконным п. 11 вышеуказанных Правил, поскольку оспариваемым нормативно-правовым актом нарушаются его конституционные права и свободы, закрепленные в ст. 7 Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 года, ч. 2 ст. 2 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года, ч.ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ. Кроме того, по мнению К., оспариваемой нормой нарушается его право на жилье, продекларированное в ч.ч. 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ и п.п. 1 и 8 ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих", согласно которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, в том числе с учетом права на дополнительную площадь. При этом, заявитель обращает внимание на то, что данная норма закона лишает военнослужащих, имеющих жилье по установленным нормам, улучшить жилищные условия и реализовать свое право на дополнительную жилую площадь.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года К. отказано в удовлетворении жалобы.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения Верховного Суда РФ, ссылаясь на его незаконность. По его мнению, оспариваемый нормативно-правовой акт в том смысле, который ему придается сложившейся правоприменительной практикой, нарушает его право на жилье, а также основные права и свободы, предусмотренные ст.ст. 2, 15, 19, ч.ч. 1 и 2, 35, ч.ч. 1 и 2, 40, ч.ч. 1 и 2, ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 ЖК РСФСР, сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь, а порядок и условия предоставления этой дополнительной жилой площади устанавливается действующим законодательством. Определенным категориям военнослужащих, в качестве льготы, также разрешено получать дополнительную жилую площадь. Так, на основании п. 8 ст. 15 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих" офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу по контракту, занимающиеся научной либо преподавательской деятельностью, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Данная норма позволяет вышеназванным военнослужащим получать дополнительную площадь, помимо социальной нормы, установленной законодательством субъектов Российской Федерации, но она не является основанием для признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как эти вопросы регулируются только жилищным законодательством, о чем прямо указано в ст. 15 Федерального Закона РФ "О статусе военнослужащих".
Так, статья 28 ЖК РСФСР определяет, что правом на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищных фондов наделены граждане, в установленном законом порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий приведен в статье 29 ЖК РСФСР.
В жилищном законодательстве не имеется нормы, позволяющей признавать граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, только на том основании, что они не имеют дополнительной жилой площади при наличии на нее права. Право на дополнительную площадь может быть реализовано при предоставлении жилья в случае признания гражданина нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных ст. 29 ЖК РСФСР.
Что же касается действий Правительства РФ, то оно, издавая оспариваемое постановление, действовало в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", принимая соответствующее Постановление, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
С учетом изложенного, требования К. о признании незаконным п. 11 оспариваемых Правил, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 мая 2003 г. N КАС03-183
Текст определения официально опубликован не был