Применение бланков строгой отчетности
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применении ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 171 было утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Согласно п. 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населения. Пунктом 3 Положения предусматривалось, что формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. В Положении также указано, какие документы должны быть приложены к указанному обращению и обязательные реквизиты бланка. Устанавливалось также, что документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами.
Во исполнение указанного Положения Минфином России был утвержден ряд форм бланков.
Кто теперь утверждает бланки, приравненные к кассовым чекам
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.08 г. N 359 было утверждено новое Положение о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Указанное Положение изменяет порядок утверждения форм бланков. Так, п. 5 Положения установлено, что, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ. В настоящее время положения об утверждении форм бланков содержатся в ряде уставов и кодексов. В частности, на основании ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации формы документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Статьей 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации также предусмотрено, что формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов (приказ Минтранса России от 23.07.07 г. N 102 "Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте").
Таким образом, Минфин России теперь не является органом, утверждающим формы бланков, приравненных к кассовым чекам. В Положении с достаточной четкостью не определено (за исключением п. 5), должны ли такие формы утверждаться каким-либо федеральным органом и в каком порядке. Это дает основания предположить, что теперь формы бланков могут разрабатываться и утверждаться каждым субъектом, осуществляющим в ходе предпринимательской деятельности наличные денежные расчеты с населением без применения ККТ, при условии наличия в них обязательных реквизитов. К последним относятся: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование и организационно-правовая форма (для организаций) и фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя); место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); ИНН налогоплательщика, присвоенный организации или индивидуальному предпринимателю, выдавшим документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и(или) с использованием платежной карты; дата осуществления расчета и составления документа; должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документы организация (индивидуальный предприниматель).
В случае когда из перечисленных реквизитов необходимо исключить размер оплаты, дату осуществления расчета и составления документа, должность, ФИО лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, личную подпись указанного лица, его личную подпись и печать организации (индивидуального предпринимателя), то формы бланков документов при оказании услуг учреждениями культуры (учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха), включая услуги выставочного характера и художественного оформления, и услуг физической культы и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (например, к таким органам может быть отнесено Минкультуры России).
Бланки, содержащие указанные реквизиты, могут быть изготовлены с использованием автоматизированной системы или типографским способом (в этом случае бланк также должен содержать сведения об изготовителе бланка).
Бланки документов должны заполняться четко и разборчиво, какие-либо исправления не допускаются, испорченный или неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись (ранее предусматривалось, что такие бланки прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны.
Если бланки документов формируются с использованием автоматизированной системы с учетом требований, установленных в п. 11 Положения, следует иметь в виду, что организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.
В части приемки, хранения бланков, их учета и уничтожения каких-либо существенных изменений не внесено.
Однако следует обратить внимание, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6.05.08 г. N 359 формы бланков, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.05 г. N 171, могут применяться до 1 декабря текущего года, а формы бланков, утвержденные в соответствии с названным постановлением, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены. В связи с этим следует обратить внимание на судебную практику (которая, к сожалению, неоднозначна).
Оформление бланков
Учитывая, что на билетах, выдаваемых водителем маршрутного такси ООО, было указано наименование организации, которая не участвовала в перевозке, в то время как обязанность выдачи бланков возложена на организацию, непосредственно оказывающую услуги, ООО было привлечено к административной ответственности за осуществление наличных расчетов без применения ККТ и выдачи бланков строгой отчетности (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.07 г. N А56-13516/2007).
В соответствии с постановлением ФАС Дальневосточного округа от 19.12.07 г. N Ф03-А04/07-2/5698 неприменение ККТ и выдача талона, не содержащего реквизитов бланка строгой отчетности, при оказании услуги по предоставлению в аренду торгового места являются основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем в постановлении ФАС Поволжского округа от 18.12.07 г. N А65-18000/2007 отмечается, что положения Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт" на получение арендных платежей не распространяется.
Неотражение индивидуальным предпринимателем в билетах ряда сведений, являющихся обязательными для утвержденных бланков строгой отчетности, не влечет привлечение его к административной ответственности за неприменение ККТ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.07 г. N Ф04-7541/2007).
В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 7.03.07 г. N Ф03-А51/07-2/123 определено, что отсутствие в квитанции сведений о лице, ее выдавшем, а также подписи лица, получившего деньги за копировальные услуги, является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 6.12.27 г. N Ф08-7797/07-2922А указано, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков строгой отчетности, при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт используют ККТ.
Услуги по перевозке
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.06.07 г. N Ф08-2964/2007-1229А отмечается, что, поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения ККТ. В постановлении суда от 15.01.08 г. N Ф08-8585/2007-3226А определено, что при осуществлении денежных расчетов с населением за оказанные услуги по перевозке пассажиров автотранспортом, работающим в режиме легкового таксомотора, применение ККТ обязательно, а в соответствии с постановлением от 7.03.07 г. N Ф08-1030/2007-434А перевозка пассажиров как один из видов услуг, оказываемых населению, может осуществляться либо с применением ККТ, либо с использованием бланков строгой отчетности (билетов).
В части использования при расчетах приходного кассового ордера судебная практика исходит из того, что:
приходный кассовый ордер не является бланком строгой отчетности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.05.07 г. N Ф08-2551/2007-1050А);
приходный кассовый ордер не может быть приравнен к кассовым чекам и соответственно рассматриваться в качестве надлежащего документа, предназначенного в соответствии с действующим законодательством для осуществления наличных денежных расчетов (постановление ФАС Поволжского округа от 4.12.07 г. N А12-12127/07-С30).
В соответствии с постановлением ФАС ЗСО от 27.09.07 г. N Ф04-6586/2007 организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности (в данном случае речь идет о наличных денежных расчетах за аренду помещения путем оформления приходно-кассовых ордеров унифицированной формы N К-1, установленной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г.).
Г. Титова,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71