Минфин России шагает впереди...
Сначала необходимое предисловие. Автор является последовательным и жестким критиком тех решений и действий Минфина России, которые представляются (мягко говоря) недостаточно экономически и логически обоснованными, тех положений документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которые сформулированы двусмысленно, а также тех, за которыми при желании можно усмотреть интересы отдельных групп юридических и физических лиц. Однако время от времени появляются информационные поводы, реакция на которые не может не быть положительной. И во имя справедливости подобные поводы, по нашему мнению, не должны оставаться без внимания.
В "Российской газете" от 4 июня 2008 г. официально опубликовано Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008 (утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н). Наверно, не стоит обольщаться и надеяться, что это ПБУ произведет эффект разорвавшегося боеприпаса объемного взрыва (который размазывает тех, кто не успел спрятаться). Но то, что в работе главного финансового ведомства наметились тенденции к смене приоритетов, - это несомненно.
Ситуация представляется более чем неожиданной. Должностные лица, чиновники и бюрократы федеральных министерств и ведомств (включая экономический и силовой блоки), похоже, находятся в состоянии глубокой задумчивости о судьбах новых этапов административной реформы; записные спорщики разнообразных ток-шоу ломают деревянные копья в дискуссии о том, как бы так сделать, чтобы и с коррупцией побороться, и никого не обидеть; депутаты Государственной Думы все заявляют и заявляют о своей непримиримости: А Минфин России - работает!
Да, проект ПБУ 11/2008 появился не вчера и не месяц назад. Тем не менее он как нельзя более органично вписывается в процесс решения сформулированной новым Президентом РФ задачи по борьбе с коррупцией. Законы и постановления можно еще долго обсуждать, но когда они будут приняты, заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности (в соответствующей ее части) смогут с достаточной степенью точности и оперативности получить информацию о состоянии доходов той части населения, которая и может пострадать в результате такой борьбы.
Прежнее ПБУ 11/2000 *(1) регулировало порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об аффилированных лицах (определение аффилированных лиц содержится в Законе РФ 22 марта 1991 г. N 948-I, в котором в настоящее время действует только одна статья). Сфера действия ПБУ 11/2008 несколько шире: теперь будет подлежать раскрытию информация и о расчетах между участниками совместной деятельности, и об отношениях с негосударственными пенсионными фондами, в которых застрахованы работники организации (представляющей отчетность).
Одни нормы ПБУ 11/2000 перенесены в ПБУ 11/2008 практически дословно, другие немного уточнены и скорректированы. Наверное, можно было бы подробно проанализировать эти уточнения. Например, обратить внимание на то, что правила раскрытия информации о совместной деятельности подробно урегулированы ПБУ 20/03 *(2), или на то, что расширен перечень операций со связанными сторонами - за счет распространения его, в частности, на все случаи предоставления и получения обеспечения обязательств.
Однако, по нашему мнению, наиболее важными представляются новации, сформулированные в п. 11 и 12 ПБУ 11/2008.
Так, в п. 11 приведено определение основного управленческого персонала организации, которое, по существу, значительно расширяет аналогичное определение аффилированных лиц из упоминавшегося Закона N 948-I. Начиная с 2008 г. хозяйствующие субъекты будут обязаны раскрывать информацию о расчетах не только с руководителями (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), но и с их заместителями, а также с иными должностными лицами, наделенными полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля деятельности организации.
Иными словами, раскрытию подлежат выплаты, производимые практически всем представителям топ-менеджмента организаций. Значит, фактически расширяется и круг организаций, обязанных представлять отчетность на основании требований ПБУ 11/2008: из буквального прочтения норм ПБУ следует, что соответствующие данные должны будут раскрывать все хозяйствующие субъекты, использующие наемных работников. Проще говоря, наличие наемного персонала предполагает наличие основного управленческого персонала (руководителя, заместителей и главных или старших специалистов), а это уже является обязательным условием для применения норм ПБУ 11/2008. Заметим также, что данное Положение не исключает из числа организаций, обязанных раскрывать информацию о связанных сторонах, унитарные предприятия или РАО.
Состав информации, подлежащей раскрытию, изложен в п. 12 ПБУ 11/2008. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности будут отражаться не только суммы ежегодных (ежеквартальных, ежемесячных или "по случаю") бонусов, но и данные об оплате труда управленческого персонала, о выплатах и доплатах при уходе в отпуск, при выбытии на лечение и т.п.
Таким образом, можно предположить, что в недалеком будущем возможен отказ от излишней щепетильности, которая у нас (в России) выражается формулой "нехорошо считать деньги в чужих карманах", в пользу более точной и логичной точки зрения "мы не считаем деньги в чужих карманах, мы в своих недосчитываемся".
Разумеется, сбор соответствующей информации, ее детализация и группировка согласно требованиям ПБУ 11/2008 не могут считаться инструментом непосредственной борьбы именно со взяточничеством. Ведь выплаты, размер и получатели которых подлежат раскрытию, производятся, как правило, в полном соответствии с действующим законодательством. Тем не менее подход, использованный Минфином России, фактически реализует те направления борьбы, которые (пусть и не всегда явно) обозначены Президентом РФ, т.е. в части противодействия мерам стимулирования отдельных лиц не посредством передачи взятки, а иными способами и методами. В конечном счете непосредственно со взяточниками должны бороться правоохранительные органы. Однако в этих отраслях законодательства никакой активности органов государственной власти пока не замечено.
Таким образом, можно сделать вывод, что новое ПБУ 11/2008 имеет четко обозначенный практический аспект, а реализация новых требований может выйти за рамки отношений по поводу составления и представления бухгалтерской отчетности и анализа ее показателей.
В заключение обратим внимание на то, что ПБУ 11/2008 вступает в силу с отчетности за 2008 г., а необходимая информация раскрывается в пояснительной бухгалтерской отчетности (которая в обязательном порядке должна прилагаться только к годовой отчетности). Иначе говоря, новые требования нужно будет учитывать при составлении отчетности за 2008 г. Если же учетной политикой организации предусмотрено представление пояснительной записки к промежуточной отчетности (чего бухгалтерское законодательство не запрещает), соответствующая информация должна быть раскрыта уже в отчетности за первое полугодие.
Еще одной стороной, заслуживающей внимания, по нашему мнению, является то, что пояснительная записка необязательна к опубликованию даже теми организациями, для которых установлена обязательность публичности бухгалтерской отчетности. Другими словами, информация о доходах основного управленческого персонала хозяйствующих субъектов неопределенному кругу пользователей доступна не будет. С нею смогут ознакомиться только внутренние и внешние пользователи бухгалтерской отчетности (руководители, учредители, участники и собственники имущества организации, а также инвесторы, кредиторы и т.п.).
В.Р. Захарьин,
эксперт по учету и налогообложению,
канд. экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000 утверждено приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н.
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03 утверждено приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru