"Всего полтора века назад гужевой транспорт был
символом технического прогресса"
(интервью с Н. Пироговым)
Начало и середину XX века можно назвать эпохой технологий, когда казалось, что они могут полностью вытеснить роль человека в экономике. Как бы Вы оценили современный этап развития экономики? Как изменилась роль человеческого фактора?
- Вне зависимости от названий прошедших, текущих и предстоящих периодов, которые суждено прожить человечеству, роль человека в экономике возрастала и будет возрастать. Меняться будет лишь качество тех, кто играет в ней роль двигателя. Всего полтора века назад гужевой транспорт был символом технического прогресса, затем ямщиков сменили водители автомобилей и паровозные машинисты, позже к представителям элитных профессий стали относить летчиков, затем космонавтов. В будущем, вероятно, появятся те, кто будут совершать межпланетные путешествия, а, возможно, и профессии, о которых мы сейчас и не помышляем.
Военная область, как известно, концентрирует самые передовые достижения технического прогресса. А кто был главный фигурой в войсках с самого их зарождения? Воин, побеждающий в рукопашной схватке, вооруженный дубиной, потом мечом, копьем... Затем - лучшие стрелки из лука, из ружья, артиллеристы, танкисты, летчики. Сегодня развивается беспилотная авиация. Наши дети и внуки, сейчас играющие в компьютерные игры, в очень недалеком будущем станут элитой вооруженных сил и, в случае необходимости, будут вести борьбу с противником, управляя беспилотными кораблями с помощью компьютерных программ.
Какую бы отрасль экономики вы не взяли для примера, очевидно, что происходит возрастание роли не какого-то абстрактного человека, а человека, вооруженного передовым знанием, выработанным человечеством.
Что подсказывает Вам опыт работы в Госплане СССР в решении проблемы сочетания рыночной и плановой экономики?
- Я считаю, что проблема сочетания рыночной и плановой экономики, скорее, надумана. Ее сочинили не очень грамотные или конъюнктурно-настроенные экономисты, которым довелось в теории и на практике рулить нашим хозяйством в конце 80-х и 90-е годы прошлого века. Я не имею в виду период стихийного развития капитализма, который закончился с приходом к власти президента США Т. Рузвельта в 30-е годы XX века. В то время плановое начало в государственном масштабе, действительно, практически отсутствовало. Но планирование в рамках предприятия было всегда. Вспомните хотя бы "Дело Артамоновых" М. Горького, описавшего период зарождения капиталистических отношений в России. Артамонов планировал развитие своего дела и жестко выполнял этот план.
Планирование событий - это имманентно присущее человеку свойство. Немодный сейчас К. Маркс (под влиянием идей которого, однако, человечество жило минимум 100 лет) писал, что пчела построит свои соты искусней любого архитектора, но даже самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы тем, что прежде, чем построить дом, он сначала создаст его в своей голове. Т.е. человек еще до начала дела составляет план.
В наше время деятельность ни одной компании невозможна без четко разработанного плана. И все экономики в любом государстве на сегодняшний день являются плановыми, оставаясь при этом рыночными. Вопрос может идти только о качестве и глубине проработки этих планов, системе контроля их выполнения.
В России период кокетничанья на эту тему закончился. Плановое начало в народном хозяйстве укрепляется на глазах... разрабатываются и принимаются государственные программы развития: долгосрочные, среднесрочные и текущие (на год) в виде государственного бюджета. Вместо слова "планирование" приобрело права определение "бюджетирование", хотя по сути бюджет и мероприятия, обеспечивающие его выполнение - это и есть планирование на государственном уровне в современных условиях.
"Ахиллесова пята" российского бизнеса - контроль исполнения поручений. Был один случай, когда директор российского филиала крупной немецкой компании отказался работать, так как ему приходилось 5 раз контролировать исполнение одного и того же поручения. Можно ли решить эту проблему и как?
- Исполнение поручений - проблема нашей экономики на всех уровнях. Один из способов ее решения - четкий и жесткий контроль за выполнением принятых решений и строгие экономические и административные меры в отношении нарушителей, вплоть до увольнения. Персонал быстро привыкает к строгости, если она справедливая, и воспринимает ее как должное. Снисходительность и всепрощение по отношению к нарушителям обычно объясняются слабостью руководителей, которые больше пекутся о своем спокойствии, не желая тратить нервную энергию, наказывая нерадивых.
В одной из газет я прочел интервью еврея, вернувшегося из эмиграции из Израиля, который с возмущением рассказывал об ужасах капитализма. В качестве примера "бесчеловечного" отношения к нему он поведал о том, что однажды ночью был вызван начальником на работу. Проехав километров 40 до места работы, выяснилось, что цель его поездки заключалась в выключении оставленных работать электроприборов. Наш иммигрант от возмущения чуть не лопнул. Но, думаю, после этого он всегда выключал свет, уходя из помещения. Если мы не будем так же жестко наказывать за невыполнение производственных правил, требований и принятых решений, у нас ничего не получится. Мы останемся с репутацией разгильдяев, с которыми деловым людям лучше дело не иметь.
В крупных холдингах часто возникают конфликты из-за "пересечения" подчиненных, например, финансовый директор филиала подчиняется своему директору, но при этом финдиректор центрального офиса может требовать от него обратных действий. То же самое с отчетностью salesов, бухгалтерии, маркетологов. Можно ли решить эту проблему и как?
- Сколько бы мы ни пытались найти универсальную для всех схему управления, обеспечивающую автоматическое решение проблемы пересечения подчиненных, сделать этого мы не сумеем. Проблема решается в каждом конкретном случае и почти целиком зависит от воли руководителя. Именно он выстраивает эффективную систему отношений между подразделениями коллектива и отдельными работниками для решения главных задач.
Как бы Вы оценили систему и состояние преподавания дисциплины "Управление персоналом" в российских вузах?
- Я имею многолетний опыт преподавания "Управления персоналом" в вузе и на курсах повышения квалификации, знаком с содержанием многих учебников по этому предмету, и вопрос о качестве преподавания данной дисциплины - моя боль. Мне видятся два недостатка в области преподавания этого предмета. Первый - перегруженность техническими вопросами работы с персоналом, типа документов по оформлению на работу, технологий проведения аттестации персонала, и др. вопросами документационного сопровождения работы с людьми. Конечно, эти знания нужны, но они легко усваиваются при самостоятельном изучении. В доперестроечный период такие проблемы решались отделами кадров предприятий, но многие современные преподаватели вузов в своих курсах главное внимание уделяют именно этим вопросам. На мой взгляд, это неправильно. Современным менеджерам больше нужны знания проблем формирования философии предприятия, теорий конфликтов, проблем формирования деловой карьеры, качеств менеджера, оценки эффективности деятельности персонала и т.п.
Но этот недостаток поправим. Гораздо хуже, что практически все без исключения преподаватели читают курс "Управление персоналом" только как квинтэссенцию зарубежного опыта. Да, в нашей стране эта дисциплина преподается сравнительно недавно, не более 20 лет, но это не значит, что у нас в стране не было опыта руководства людьми и теоретических разработок этой проблемы. Подобное пренебрежение собственными достижениями восходит еще к древним летописям, в которых утверждалось, что племена, населяющие наши земли, обратились к варягам с просьбой, что, дескать, все у нас есть - и земли, и леса, а вот управлять мы не умеем, поэтому приходите и правьте нами. Еще М.В. Ломоносов подвергал сомнению суть этой истории, воспринимая ее как оскорбление.
Полувековые раскопки в древнем Новгороде позволили академику Янину доказать, что варяги нанимались на работу для выполнения управленческих функций по договору и не обладали правом собирать налоги и иметь собственность, т.е., говоря современным языком, были менеджерами у хозяина.
Наши лучшие практики и теоретики управления известны многим. Это Орджоникидзе, Керженуев, Гастев, Ванников, Королев, Курчатов, Федоров и многие другие. Молодое поколение должно знать об их достижениях в области теории и практики управления персоналом. Пока же им рассказывают лишь о том, что дали миру Форд, Тейлор, Файоль, Адамс и т.д. Здесь на должно быть перекосов. Опыт иностранцев велик, но и вклад наших соотечественников весит немало.
Чем занимается сегодня Институт Микроэкономики?
- Микроэкономика - это экономика предприятия, народнохозяйственного комплекса, отрасли и экономика отдельного региона. Вопросами разработки этого круга проблем и занимается наш институт, выполняя по договорам заказы государственных органов и коммерческих компаний.
Институт издает научно-практичный журнал одноименного названия, который входит в перечень ВАК, где публикуются статьи по материалам докторских и кандидатских диссертаций.
Практикуется выпуск специальных номеров, посвященных какой-то одной важной проблеме. Журнал рассылается в ведущие министерства и ведомства, имеющие отношение к решению экономических вопросов.
"Управление персоналом", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.