Управление риском, капиталом и ликвидностью
Суть управления финансами заключается в том, чтобы свое предприятие-корабль держать на плаву при любой погоде. Причем можно заходить в порт и пережидать финансовые бури, если в море кораблю угрожает гибель. Это ежедневная работа: от выстраивания карт финансовых маршрутов (так называемый платежный календарь) до заправки баков краткосрочной ликвидностью. Мы обязаны идеально владеть навигацией, знать места надежных тихих бухт, а также быть готовыми к схватке, если мировой кризис ликвидности настигнет нас.
В настоящей статье попробуем рассмотреть вопрос об управлении рисками с помощью диалектического понятия риска, которое дается в китайской экономической теории. Как правило, в традиционной трактовке речь идет о минимизации разного рода рисков, то есть во внимание принимается одна их сторона - угроза, опасность. При этом другая, безусловно не менее важная, - благоприятная возможность - просто опускается. А между тем риск включает в себя обе эти составляющие*(1).
По мнению автора, рассматривать риски потери ликвидности именно как неблагоприятное последствие неправильно методологически. Здесь речь должна идти о возможностях ликвидности в борьбе с потерями (банкротством). За снижение рисков, как правило, приходится платить излишней ликвидностью, что на практике является платным бременем. Если риски реализуются, ликвидность резко снижается. Сама по себе ликвидность также подвержена риску в результате неверного управления денежными средствами. Но этот риск лишь связан с профессиональным мастерством финансового директора, который по сравнению с внешними обстоятельствами предсказуем и управляем.
Необходимость управлять ликвидностью возникает в разных областях: личных, корпоративных, государственных финансов. Наиболее убедительные доводы, по мнению автора, приведены в книге Бодо Шефера "Путь к финансовой свободе": знаете ли вы, в каком случае деньги приобретают особую важность? Когда их постоянно не хватает. Если у человека проблемы с деньгами, то он думает о них слишком много. Вы не должны допускать, чтобы финансовое положение подрывало вашу уверенность в себе. Ведь без этой уверенности вы будете жить на минимальном потребительском уровне. Вы никогда не пойдете на риск.
Практика создавать запасы ликвидности среди американских корпораций сформировалась после массовых банкротств в период Великой депрессии (достаточно вспомнить такую крупную компанию, как General Motors, которая извлекла уроки из катастрофы 1929 года и создала большие запасы наличных денег). Или другой пример запаса ликвидности, но уже на государственном уровне - создание стабилизационного фонда.
Итак, после осознания необходимости иметь запас ликвидности неизбежно возникает вопрос: в какой форме ее держать? По мнению автора, запас ликвидности должен находиться в труднодоступном месте (остаток на расчетном счете не подходит). Это могут быть высоколиквидные ценные бумаги, золото, рублевая наличность, валютные ценности. Лучше, если запасы ликвидности сосредоточены в руках собственников компании или третьих лиц (так называемая внебалансовая ликвидность).
Международный опыт управления внебалансовой ликвидностью подтверждает вышесказанное, но на более высоком организационном уровне. Например, существует специальный вид страхования, когда страховые взносы платятся в обмен на право, по которому страховая компания должна купить привилегированные акции компании какого-то вида во время будущего периода экономических трудностей: Страховая компания получает акции с привилегированным режимом, а компания получает гарантированный доступ к капиталу в случае значительного ухудшения бизнеса, то есть именно тогда, когда привлечение капитального финансирования было бы особенно затруднительно2.
Созданный вне баланса запас ликвидности призван смягчить тяготы работы в условиях кризиса общего характера, чтобы получить конкурентное преимущество по сравнению с другими организациями. Он не должен страховать собственные ошибки управления ликвидностью (то есть последние не являются основанием для расходования такого запаса). Но и допустить ситуации, при которой главный бухгалтер или финансовый директор в срочном порядке ищет деньги по всему городу тоже нельзя.
Итак, первое: предлагается осознать необходимость формирования "труднодоступной" ликвидности, выбрать форму хранения денежных средств, принять конкретные меры.
Управление риском банкротства...
...производится с помощью показателя достаточности капитала. Существует два подхода к определению достаточности капитала - когда сравнивают капитал (собственные средства) и привлеченные средства и когда сравнивают капитал (собственные средства) и активы.
В экономической литературе наряду с термином "капитал (собственные средства)" используют "чистые активы", которые рассчитываются путем вычитания из активов обязательств.
Рассмотрим очевидные последствия применения первого и второго методов.
Первый подход
Отношение капитала к привлеченным средствам - это консервативный способ управления риском, нацелен в первую очередь на избежание нежелательных последствий и уже во вторую - на управление доходностью бизнеса. Его, как правило, применяют к нефинансовым организациям. В частности, данный способ оценки финансового состояния предложен Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов*(3) с помощью коэффициента финансовой устойчивости. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании, финансируемых за счет собственного капитала. Он равен отношению суммы источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов к итогу актива баланса. В качестве рекомендуемого стандарта для данного коэффициента используется интервал значений 0,5-0,7.
При данном способе регулируется величина финансового рычага. В статье "Финансовый рычаг - мое основное оружие в организации" (N 4, 2008) только лишь на одном примере прибыльной (убыточной) работы предприятия были показаны возможности и угрозы этого инструмента. Ограничив финансовый рычаг, компания минимизирует риски, связанные с генерацией убытков, досрочного изъятия кредиторами предоставленных ссуд, кассовых разрывов. Вместе с тем доходность бизнеса определяется качеством активов и их способностью приносить доход. А этот показатель при данном методе анализа не исследуется. Получается, что, даже не имея заемных средств, организация может быть несостоятельна, если рыночная стоимость ее активов стремится к нулю.
Второй подход
Применяется, как правило, в отношении финансовых организаций. Идеологом при оценке рисков в банковской деятельности выступает Базельский комитет по банковскому надзору*(4).
Особенностью данного метода является то, что активы взвешиваются с учетом риска. Например, риск обесценения денег в кассе - 0%, риск по дебиторской задолженности - от 2 до 100%. Когда нас не сдерживает кредитное плечо, можно развиваться гораздо более высокими темпами. Однако ухудшение качества активов может лишить нас капитала в считанные дни. Сейчас такая ситуация возникла на рынке международных финансов. Значительная часть финансовых активов (ипотечные облигации) была переоценена в худшую сторону, что заставило ведущие мировые банки признать убытки в балансе и привело к кризису ликвидности в мировом масштабе.
Пример расчета упоминаемых показателей приведен в таблице:
Баланс | Сумма, тыс. руб. | Риск потери,% | Номера строк |
A | B | C | D |
Денежные средства | 1 000 | 0 | 1 |
Оборотные активы (кроме денежных средств) | 8 000 | 90 | 2 |
Внеоборотные активы | 6 000 | 50 | 3 |
Итого актив | 15 000 | 4 = 1 + 2 + 3 | |
Капитал (собственные средства) | 5 000 | 5 | |
Краткосрочные обязательства | 7 000 | 6 | |
Долгосрочные обязательства | 3 000 | 7 | |
Итого пассив | 15 000 | 8 = 5 + 6 + 7 | |
Чистые активы | 5 000 | 9 = 4 - 6 - 7 | |
Собственный капитал в обороте | 2 000 | 10 = 5 + 7 - 3 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | 0,53 | 11 = (5+7)/4 | |
Активы, взвешенные с учетом риска | 4 800 = 1 000 + 800 + 3 000 |
12 = 1B х (100% - 1C) + 2B х 2C) + 3B х (100% - 3C) |
|
Достаточность капитала | 0,96 | 13 = 12 / 5 |
Второе: предлагается выбрать способ управления капиталом, установить показатели достаточности капитала исходя из индивидуальных особенностей бизнеса, при любом способе тщательно отслеживать (с регулярным мониторингом) рыночную стоимость активов.
Управление ликвидностью...
...также предполагает два подхода: с точки зрения активов и с точки зрения пассивов. Иными словами, при нехватке ликвидности можно:
- досрочно взыскать активы;
- отложить выплату пассивов.
Основные способы мобилизации активов в целях пополнения ликвидности:
1. Ускорение взыскания дебиторской задолженности. Факторинг, прием в оплату векселей, экономическое стимулирование ранней оплаты, переуступка долгов, мониторинг долгов. Не пренебрегайте звонками должникам с просьбой досрочно погасить долг.
2. Проверка остатков на расчетных и иных счетах с целью консолидации денежных средств.
3. Сокращение запасов товарно-материальных ценностей.
4. Лизинг оборудования позволяет равномерно распределить платежи за дорогостоящее оборудование.
5. Продажа непрофильных активов.
Основные способы генерации пассивов в целях создания источников финансирования:
1. Заключение генеральных кредитных договоров с банками в целях получения лимитов финансирования.
2. Использование кредитов в форме овердрафт. Неиспользованные лимиты овердрафтов также являются резервами ликвидности. Это беззалоговые кредиты, величина которых привязана к денежному поступлению на расчетный счет и не связана с иным имуществом фирмы.
3. Продление сроков погашения займов и кредитов. Банки ввиду негативного отношения Центробанка к изменению условий кредитных соглашений обычно предлагают перекредитование.
4. Задержка оплаты кредиторской задолженности. Переговоры с кредиторами, изменение условий отсрочек платежей.
5. Получение займов от собственников, топ-менеджеров, прочих кредиторов.
6. Размещение акций. Выпуск облигаций.
Третье: предлагается получить полную (вплоть до контрагента) картину восполнения ликвидности, провести встречи, переговоры, выяснить возможности оперативного реагирования при кризисе ликвидности.
Заключение
Ликвидность несет высокую репутационную нагрузку. В случае преодоления кризиса неплатежей (если таковой стал достоянием кредиторов и других контрагентов) придется потратить много времени и денег на снижение рисков. Поэтому, как и любую другую, проблему нехватки ликвидности легче предотвратить, чем разрешить, когда уже возник технический дефолт.
Современное состояние мировых финансов таково, что даже благополучные компании могут почувствовать негативные последствия сжатия ликвидности, которое уже сейчас имеет место в США. Глобализация национальных экономик, а также экспортный характер влияния финансов США на финансы России позволяют предположить, что и в нашей стране возможет краткосрочный кризис ликвидности. Защитите финансы вашей компании!
О.Е. Орлова,
эксперт журнала "Актуальные
вопросы бухгалтерского учета
и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 14, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также статью "Сущность дисконтирования", N 6, стр. 93.
*(2) Стивен Брег. Настольная книга финансового директора. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006, стр. 310.
*(3) Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ от 21.06.1999 N ВК 477.
*(4) Практически каждая страна с активными рынками банковских услуг требует от банковских организаций поддержания, по крайней мере, минимального уровня достаточности капитала: Эффективно управляемые банки с адекватной величиной капитала более устойчивы в отношении потерь и в большей степени способны (по сравнению с недостаточно капитализированными банками) предоставить кредиты розничным клиентам и субъектам бизнеса на протяжении всего цикла деловой активности, в том числе в периоды ее спадов: (Пресс-релиз ЦБ РФ "О Новом соглашении по оценке достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору и перспективах его реализации в России", размещенный на сайте ЦБ РФ www.cbr.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"