Вернуть по закону
Торговые организации нередко сталкиваются с проблемой возврата некачественного товара. Не их вина, что производство не в состоянии обходиться без брака, но их проблема - как правильно оформить "возвращенца", чтобы не иметь впоследствии затруднений с налогами.
Качество товара
Рассмотрим случай возврата товара по причине его низкого качества.
Пункт 1 статьи 469 ГК РФ гласит, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В случае соответствующего условия в документе продавец обязуется предоставить клиенту товар, пригодный для целей, в которых продукция такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ). Если же представитель торгового предприятия при заключении договора был информирован клиентом также и о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать пользователю продукцию, пригодную для использования именно в этих целях.
Качество товара, как правило, подтверждается сертификатом. Сертификация бывает обязательной и добровольной. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, установлен законодательством. Это, например, продукты питания для детей, парфюмерно-косметические товары и т.д.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя. Ее целью является подтверждение соответствия товаров требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых самим заявителем. По результатам этого мероприятия также выдается сертификат.
Случается, что продавец должен передать покупателю товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству сравнительно с обязательными нормативами. Это допускается п. 4 ст. 469 ГК РФ.
Стороны вправе установить в договоре порядок приемки товаров по качеству. При этом они могут использовать правила, описанные в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Этот документ утвержден постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7. Данная инструкция не является обязательной. Соблюдать ее нужно только тогда, когда это предусмотрено договором. Об этом гласит пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18.
В том случае, если гарантийный срок (срок годности) не установлен, претензии могут быть предъявлены, если выявленные недостатки были обнаружены в разумный срок, но не более двух лет со дня передачи товара покупателю (п. 2 ст. 477 ГК РФ). Если гарантийный срок (срок годности) все-таки установлен, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками, в течение этого срока (п. 3 и 4 ст. 477 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 470 ГК РФ гласит, что в момент передачи товара последний должен соответствовать требованиям качества, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Кроме того, статья 476 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым продавец несет ответственность за недостатки товара только в том случае, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Когда ждать возврата
В случае передачи товара ненадлежащего качества покупатель может выбрать, что ему потребовать от продавца (статья 475 ГК РФ):
- соразмерное уменьшение покупной стоимости товара;
- безвозмездное устранение недостатков товара в разумный срок;
- возмещение собственных расходов на устранение недостатков.
Но эти требования предъявляются тогда, когда недостатки устранимы. В противном случае покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег. Расторжение соглашения может быть и частичным (по части поставляемого товара). Также можно потребовать замену некачественной продукции новой. Здесь выбор остается за покупателем.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 476 ГК РФ продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента передачи его покупателю либо по причинам, возникшим до указанной передачи. Если подтвердится, что дефекты товара возникли по причинам, существовавшим до его передачи пользователю, то из этого следует вывод, что событие передачи надлежащего товара не произошло. Таким образом, договор не исполнен, и право собственности к покупателю не перешло.
Качество товара не может оставаться неизменным, поэтому важно определить период, в течение которого оно будет достаточным для нормального пользования вещью. Кроме того, со временем качество товара может измениться настолько, что его использование станет опасным для здоровья, жизни или имущества покупателя. Эта проблема решается путем установления гарантийных сроков, сроков годности и сроков службы.
Обычно гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю. Однако если последний не мог использовать купленную продукцию по обстоятельствам, зависящим от продавца (в том числе из-за обнаруженных недостатков), гарантийный срок продлевается на время действия соответствующих обстоятельств.
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, последний определяется законодательством как разумный период времени, но в пределах двух лет со дня передачи товара либо в течение более длительного времени, оговоренного соглашением или законодательством. Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в указанный срок, если иное не установлено законом или договором купли-продажи (ст. 477 ГК РФ).
Документальное оформление
В случае возврата покупатель выписывает в двух экземплярах накладную по форме N ТОРГ-12 и ставит в ней пометку "Накладная на возврат некачественного товара". Кроме того, бумага должна содержать ссылку на реквизиты акта о признании товара некачественным. Это акт унифицированной формы N ТОРГ-2 или ТОРГ-3 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары, а по форме N ТОРГ-3 - на импортные. Указанные документы оформляются при первоначальной приемке товара покупателем и являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику.
Прием возвращаемого розничным покупателем товара оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12) в 2-х экземплярах. Один из них прикладывается к товарному отчету, а другой - вручается покупателю и является основанием для обмена, покупки или возврата денег (п. 10.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга России от 10.07.1996 N 1-794/32-5). Также можно оформить и соглашение о расторжении договора.
Основания причины возврата товара должны быть обоснованными - например, его несоответствие условиям, описанным в договоре. Если покупатель утверждает, что поставленный товар некачественный, а продавец считает обратное, в этом случае разрешить спор может только компетентная организация.
НДС и возврат
А как возврат влияет на налог на добавленную стоимость? Рассмотрим две ситуации: когда товар возвращается частично и когда возвращается полностью.
В соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ при возврате или отказе от товаров у продавца возникает право на вычет. Получить его можно в течение одного года с момента отражения в учете соответствующих корректировок.
В письме от 7 марта 2007 г. N 03-07-15/29 указан порядок внесения исправлений в счет-фактуру. Прежде всего, корректируется количество и стоимость отгруженных товаров (если осуществляется частичный возврат товара). При этом Минфин рекомендует дополнительно указать в документе количество и стоимость возвращенных товаров. Далее исправленный счет-фактура подписывается и заверяется печатью продавца с указанием даты внесения исправлений. Дата в исправленном документе должна совпадать с датой принятия на учет товаров, возвращенных покупателем.
При возврате всего товара оформляется обратная реализация. В качестве основания для вычета продавец некачественного возвращенного товара вполне может указать в книге покупок собственный счет-фактуру на ранее состоявшуюся реализацию.
Налог на прибыль
Очевидно, что обязанность по уплате налога возникает только при наличии у плательщика объекта налогообложения. В соответствии со ст. 38 ч. I Налогового Кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказания услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, - и на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 НК РФ).
При возврате некачественного товара нет объекта налогообложения, поскольку стороны возвращаются в исходное положение: нельзя признать возвращенный товар реализованным, так как обязательство покупателя по приемке товара считается неисполненным. Кроме того, отсутствует обязательный критерий реализации - возмездность передачи, поскольку выплаченные суммы возвращаются покупателю.
В связи с тем, что нет объекта налогообложения, следовательно, не возникает и обязанности по уплате налогов - в частности, налога на прибыль (пункт 1 статьи 248 главы 25 НК РФ). Важно отметить, что в момент отгрузки продавец не знает, будет возвращен товар или нет. Поэтому организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления для целей 25 главы, формирует налогооблагаемую базу на основании первичных документов на дату реализации товаров. Возможны две ситуации:
- товар реализован и возвращен в одном налоговом периоде;
- товар реализован и возращен в разных налоговых периодах.
Если возврат некачественного товара произошел в том же налоговом периоде, что и реализация, то продавцу необходимо уменьшить сумму доходов от продажи, рассчитанную в соответствии со статьями 249 и 316 НК, на сумму возврата денежных средств, которые были получены продавцом за данную продукцию. При этом сумму расходов текущего налогового периода следует уменьшить на покупную стоимость возвращаемого товара. В том случае, если реализация осуществлена в одном налоговом периоде, а товар был возвращен покупателю в другом, то убыток, понесенный из-за возврата некачественных товаров, можно включить во внереализационные расходы как убытки прошлых лет, выявленные в текущем году (подпункт 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ).
Правильный бухучет
Как же возврат некачественного товара сказывается на бухучете?
Прежде чем рассмотреть схему бухгалтерских записей по возврату товара у покупателя и продавца, напомним, что по общему правилу право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи (ст. 223 ГК РФ), отвечающей ряду требований, которые установлены как законом, так и договором.
В случае надлежащего исполнения условий соглашения обеими сторонами момент исполнения продавцом обязанности по передаче вещи (переход права собственности) обычно совпадает с моментом ее фактического вручения покупателю.
Ю. Гудилина
Внимание
Глава 25 Налогового кодекса не содержит прямых указаний о том, как отражать в налоговом учете возврат товара и как его учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль
Внимание
При возврате некачественного товара нет объекта налогообложения, поскольку нельзя признать возвращенный товар реализованным.
Бухгалтерский учет у продавца
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
15 мая 2008 г. | |||
Получены денежные средства за товар | 51 | 62 | 118 000 |
Отражена реализация товара | 62 | 90-1 | 118 000 |
Начислен НДС с реализации товара | 90-3 | 68-НДС | 18 000 |
Списана себестоимость товара | 90-2 | 41 | 80 000 |
20 мая 2008 г. | |||
Красное сторно Сторнирована ранее начисленная выручка от реализации товара на основании акта осмотра товара (рекламации) |
62 | 90-1 | (118 000) |
Отражена задолженность перед покупателем | 62 | 76-2 | 118 000 |
Произведен возврат денежных средств на расчетный счет | 62 | 51 | 118 000 |
Красное сторно Сторнирован начисленный НДС |
90-3 |
68-НДС |
(18 000) |
Красное сторно Сторнирована стоимость возвращенного товара |
90-2 |
41 |
(80 000) |
Бухгалтерский учет у покупателя
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
15 мая 2008 г. | |||
Произведена оплата за товар | 60 | 51 | 118 000 |
Оприходован товар | 41 | 60 | 100 000 |
Выделен НДС | 19 | 60 | 18 000 |
Отнесен на расчеты с бюджетом НДС | 68-НДС | 19 | 18 000 |
20 мая 2008 г. | |||
Красное сторно Возвращен товар, не соответствующий требованиям дого- вора, продавцу |
41 | 60 | (100 000) |
Красное сторно сторнирован НДС, предъявленный продавцом на дату получения товара |
19 |
60 |
(18 000) |
Красное сторно Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету |
68-НДС |
19 |
(18 000) |
Отражена задолженность продавца в расчетах по претензиям |
76-2 |
60 |
(118 000) |
Получены деньги от продавца | 51 | 76-2 | 118 000 |
"Расчет", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru