Общая характеристика роли ОБСЕ в обеспечении и защите
прав человека в Европе
Кандидат юридических наук Р.Г. Вагизов рассматривает роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в совершенствовании механизмов международной защиты прав человека.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой общеевропейский орган, занимающийся вопросами безопасности, в состав которого входят 56 государств. ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в регионе своей деятельности*(1). ОБСЕ - уникальная организация, поскольку использует присущий только ей подход к обеспечению безопасности, охватывающий три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое, экологическое и человеческое, в силу чего занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, национальные меньшинства, демократизацию, стратегии полицейской деятельности, противодействие терроризму, а также экономические и экологические вопросы. Исследователями отмечается, что ОБСЕ переживает определенный кризис, однако в ситуациях, когда Совет Безопасности ООН не всегда оказывается в состоянии предотвратить возникающие конфликты, тяжело говорить о конструктивной роли региональных образований, среди которых находится и ОБСЕ*(2). Однако мы поддерживаем точку зрения относительно наличия у ОБСЕ огромного потенциала, возможности которого еще предстоит использовать для реализации заявленных целей и принципов.
Решения в ОБСЕ принимаются консенсусом и носят политический, а не юридически обязательный характер, все члены организации имеют равный статус.
ОБСЕ сегодня представляет собой результат развития Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (СБСЕ), созданного в начале 1970-х гг. в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между государствами Западной и Восточной Европы. 1 августа 1975 г. был подписан Хельсинкский Заключительный акт, в котором закреплены ряд ключевых обязательств в военно-политической области, в сфере экономики и охраны окружающей среды, а также прав человека, которые легли в основу так называемого "Хельсинкского процесса".
Основной формой функционирования СБСЕ были встречи и конференции, впоследствии на Парижской встрече на высоком уровне в ноябре 1990 г. перед Совещанием были поставлены новые задачи, обусловленные изменениями в международной обстановке. Так, в Парижской Хартии для новой Европы перед СБСЕ ставилась задача по внесению своего вклада в управление процессом исторических перемен в Европе, дать ответ на новые вызовы, возникшие после окончания холодной войны, создав постоянные институты и оперативный потенциал. В рамках Парижской встречи был также заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а в последующем заключены такие не менее важные договоры, как Договор по открытому небу 1992 г., венские документы 1990, 1992, 1994 и 1999 гг., а также Документ о легком и стрелковом оружии 2000 г.
Ввиду необходимости создания регулярной основы для проведения встреч в начале 1990-х гг. был создан Секретариат и несколько институтов, развернуты миссии, работа Совещания приобрела более систематический характер. Решение о переименовании Совещания в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе было принято на Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. В дальнейшем на Стамбульской встрече на высшем уровне в ноябре 1999 г. была принята Хартия европейской безопасности, чем был внесен полезный вклад в укрепление оперативного потенциала Организации и развитие ее сотрудничества с партнерами. Начиная с 2000 г., ОБСЕ адаптировалась к новым вызовам 21 века, создавая подразделения и развивая деятельность по вопросам охраны правопорядка и борьбы с терроризмом, незаконной торговли людьми, наркотиками и оружием, ксенофобией и нетерпимостью.
Как уже упоминалось, ОБСЕ является уникальной организацией, что объясняется рядом факторов: количеством членов Организации, относящихся как евроатлантическому, так и евроазиатскому регионам; всеобъемлющем и основанным на сотрудничестве подходом к безопасности; имеющимися инструментами предотвращения конфликтов; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети миссий на местах; наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными организациями.
Структура ОБСЕ включает Постоянный совет, который является основным постоянным органом ОБСЕ для политических консультаций и принятия решений. Его членами являются постоянные представители государств-членов, которые участвуют в заседаниях, проходящих в Вене (Австрия). В Вене также проходят регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, а также встречи Совместной консультативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
В рамках Совета министров происходят ежегодные встречи министров иностранных дел всех государств-членов, за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств.
Один раз в год в Праге (Чешская Республика) проводится Экологический форум, на котором обсуждаются проблемы экономического и экологического измерения.
За исполнительную деятельность отвечает Действующий председатель ОБСЕ, которым является министр иностранных дел, занимающий председательский пост. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации: 1 января 2007 г. он был передан от Бельгии Испании, а в 2008 г. председательствовать будет Финляндия. Эти три страны образуют нынешний состав Тройки ОБСЕ, которая выполняет консультативные функции при председателе. Кроме того, Председатель может назначать личных или специальных представителей, поручая им заниматься теми или иными проблемами и ситуациями.
Административную деятельность Организации обеспечивает Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (с июня 2005 г. - французский посол Марк Перрен де Бришамбо). К функциям Генерального секретаря относится руководство структурами и операциями ОБСЕ, представительство Действующего председателя. Секретариат, который размещен в Вене, также занимается оперативно-административным обеспечением деятельности Организации. Помимо Канцелярии Генерального секретаря с подразделениями по вопросам полицейской деятельности, борьбы с терроризмом и с торговлей людьми, в его состав входят Центр по предотвращению конфликтов, Бюро координатора деятельности ОБСЕ в области экономики и окружающей среды, Департамент людских ресурсов и департамент по вопросам управления и финансов. Пражское отделение выполняет вспомогательные функции документационного, исследовательского и вспомогательного характера.
В рамках системы органов ОБСЕ действуют и иные органы, призванные помочь Организации в осуществлении ее целей. Так, активную роль в наблюдении за проведением выборов и содействии становлению национальных избирательных органов и институтов по правам человека играет Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое также оказывает техническую помощь, способствует формированию неправительственных организаций и построению гражданского общества, занимается подготовкой журналистов и наблюдателей ОБСЕ, следящих за положением в сфере прав человека и проведением выборов; кроме того, оно обеспечивает проведение специализированных семинаров ОБСЕ по человеческому измерению. На данный момент Бюро возглавляет Директор - австрийский дипломат Кристиан Штрогал, а персонал Бюро размещен в Варшаве (Польша).
В настоящее время ОБСЕ имеет 19 миссий или других структур на местах в следующих 17 государствах: Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, бывшая югославская республика Македония, Молдова, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Хорватия и Черногория.
ОБСЕ также обеспечивает основу для принятия мер по контролю над обычными вооружениями, а также мер укрепления доверия и безопасности, которые определены в Венском документе 1999 г. государствами-членами принят Кодекс поведения в военно-политической области (1994 г.), в котором излагаются принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Помимо этого, в рамках СБСЕ/ОБСЕ было создано несколько механизмов мирного урегулирования споров и учрежден Суд по примирению и арбитражу. В 1999 г. ОБСЕ приняло под свою эгиду Пакт о стабильности для Юго-Восточной Европы.
Важным органом ОБСЕ является Парламентская ассамблея, в состав которой входят более трехсот парламентариев из всех государств - членов Организации. Ее задачей является содействие участию парламентских институтов в деятельности Организации посредством обсуждения проблем и принятия резолюций и рекомендаций, относящихся к работе ОБСЕ. Основная ежегодная сессия Ассамблеи проводится в июле, а в течение года проходят другие совещания и встречи. Секретариат Ассамблеи находится в Копенгагене (Дания).
Как отмечают исследователи, уважение прав и основных свобод, демократии и верховенства права занимает центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности. Появлению целого ряда потенциальных угроз могут способствовать также систематические нарушения прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам*(3).
Особо важную роль в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов играет Бюро Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, расположенное в Гааге (Нидерланды), а также наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро Представителя по вопросам свободы средств массовой информации.
Обобщая исследование относительно правозащитных международных институтов, следует отметить, что к их созданию привели различные социально-экономические и политические предпосылки (прежде всего это относится к институтам Совета Европы и ОБСЕ, Европейского Союза), вместе с тем со всей определенностью прослеживается тенденция по совершенствованию механизмов международной защиты прав человека в сторону создания специализированных уполномоченных. Кроме того, специфика организаций определяет приоритеты в сфере деятельности таких уполномоченных (защита прав национальных меньшинств, беженцев и т.д.).
Р.Г. Вагизов,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Гарипов Р.Ш. Правовые основы деятельности ОБСЕ по обеспечению европейской безопасности в рамках военно-политического измерения: Дисс. : канд. юрид. наук: 12.00.10. - Казань, 2004, М.: РГБ, 2006; Ясносокирский Ю.А. Международно-правовые и политические аспекты мирного урегулирования споров в рамках СБСЕ/ОБСЕ: Дисс. : канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 2001, М.: РГБ, 2003; Местников В.А. Проблемы статуса и деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): Дисс. : канд. юрид. наук: 12.00.10. - Москва, 2005, М.: РГБ, 2005.
*(2) Гарипов Р.Ш. Указ. соч. С. 162.
*(3) Местников В.А. Проблемы статуса и деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): Дисс. : канд. юрид. наук: 12.00.10. - М., 2005, М.: РГБ, 2005. С. 176.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общая характеристика роли ОБСЕ в обеспечении и защите прав человека в Европе
Автор
Р.Г. Вагизов - кандидат юридических наук
"Адвокат", 2008, N 6