Импорт основных средств и валютные операции
"Импортную" тему мы начали рассматривать в N 6, 2008 нашего журнала. Речь шла о таможенном оформлении, общих вопросах уплаты и вычета НДС при ввозе строительных материалов. Сегодня мы поговорим об особенностях отражения в учете основных средств, ввозимых из-за рубежа, о приобретении валюты и валютном контроле.
Покупаем основные средства по импортному контракту
Строительные организации нередко приобретают строительные машины и оборудование за границей. Причины этого могут быть самые разные - российская промышленность не производит аналогичного, импортное оборудование превосходит по качеству российское, ситуация с валютным курсом складывается таким образом, что основное средство дешевле ввезти, чем купить отечественное. Бухгалтеру же в данном случае необходимо знать некоторые особенности отражения в учете операций по ввозу основных средств, а также исчисления и уплаты НДС.
В бухгалтерском учете оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(1)). В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Оборудование, требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 "Оборудование к установке". Затраты на приобретение объектов, не требующих монтажа (транспортные средства, строительные механизмы, производственный инструмент, измерительные и другие приборы и др.), отражаются непосредственно на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете подлежит пересчету в рубли по официальному курсу этой валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ на дату совершения операции в иностранной валюте (п. 4 - 6 ПБУ 3/2006*(2)). Для составления бухгалтерской отчетности стоимость вложений во внеоборотные активы (в том числе в основные средства) принимается в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой указанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 3/2006).
Обратите внимание: Пересчет стоимости вложений во внеоборотные активы после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).
Что касается таможенных пошлин и сборов, то порядок их определения мы подробно рассматривали в предыдущем номере журнала и сегодня лишь вкратце напомним основные моменты. При ввозе основных средств на территорию РФ организация-импортер уплачивает ввозную таможенную пошлину и таможенный сбор за таможенное оформление. Размеры ввозных таможенных пошлин установлены Таможенным тарифом РФ*(3). Уплата ее производится только в рублях не позднее 15 дней со дня предъявления оборудования в таможенный орган в месте его прибытия на таможенную территорию РФ.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление фиксированные и зависят от таможенной стоимости товаров. Уплата этих сборов производится в рублях до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.
Пример 1.
Организация ввозит на территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления автобетономешалку. По условиям контракта право собственности переходит в момент оформления ГТД. Таможенная стоимость автобетономешалки составляет 100 000 долл. и соответствует контрактной стоимости.
Автотранспортное средство было доставлено на территорию РФ 26 июня 2008 г. Таможенное оформление и внесение всех таможенных платежей произведены 27 июня 2008 г. Оплата иностранному поставщику осуществлена 11 июля 2008 г.
Курс Банка России (условный) на дату принятия ГТД составил 23,5 руб./долл., на 30 июня - 24 руб./долл., на дату оплаты товара - 23,7 руб./долл.
Таможенная стоимость в рублях равна 2 350 000 руб. (100 000 долл. х 23,5 руб./долл.).
В соответствии с Таможенным тарифом РФ автобетономешалка имеет код ТН ВЭД 8705 40 000 0, ставка пошлины по этому коду равна 15%.
Таможенные платежи составят:
- таможенная пошлина 352 500 руб. (2 350 000 руб. х 15%);
- сбор за таможенное оформление 5 500 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863);
- НДС 486 450 руб. ((2 350 000 + 352 500) руб. х 18%).
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Содержание операции |Дебет |Кредит|Сумма, руб. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------/
| 27 июня 2008 г.
|--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Отражен переход права собственности на вво зимую автобетономешалку | 08 | 60 |2 350 000 |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Уплачена ввозная таможенная пошлина | 76 | 51 |352 500 |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Уплачен таможенный сбор за оформление | 76 | 51 |5 500 |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Уплачен НДС |68-НДС| 51 |486 450 |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Отражен НДС, уплаченный таможенному органу | 19 |68-НДС|486 450 |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Включены в стоимость ввезенного имущества таможенная пошлина и| 08 | 76 |358 000 |
|таможенный сбор (352 500 + 5 500) руб. | | | |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Принят к вычету НДС, уплаченный таможенному органу |68-НДС| 19 |486 450 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------/
| 30 июня 2008 г.
|--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Отражена отрицательная курсовая разница на отчетную дату (24 - 23,5)|91-2 | 60 |50 000 |
|руб./долл. х 100 000 долл. | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------/
| 11 июля 2008 г.
|--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Произведена оплата иностранному поставщику (100 000 долл. х 23,7| 60 | 52 |2 370 000 |
|руб./долл.) | | | |
|-----------------------------------------------------------------------+------+------+------------|
|Отражена положительная курсовая разница (23,7 - 24) руб./долл. х| 60 |91-1 |30 000 |
|100 000 долл. | | | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
В бухгалтерском учете таможенная пошлина и таможенный сбор включаются в первоначальную стоимость ввозимого основного средства. Что касается налогового учета, то по вопросу, куда относить таможенные платежи в целях исчисления налога на прибыль, нет единого мнения. С одной стороны, в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств - это сумма расходов на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. При этом ст. 257 НК РФ не содержит перечня расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств. С другой стороны, возможность единовременного включения в состав прочих расходов таможенной пошлины предусмотрена пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в котором таможенная пошлина поименована как отдельный вид расхода.
К сожалению, Минфин в своих письмах излагал различные точки зрения. В одних он настаивал на включении этих сумм в первоначальную стоимость объекта (письма от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101, от 09.11.2005 N 03-03-04/1/349, от 27.12.2005 N 03-03-04/1/451), в другом (Письмо от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130) сообщил, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть включены одновременно в несколько групп расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты, предусмотрев такую возможность в учетной политике.
Понятно, что предприятию выгоднее единовременное включение в расходы таможенных платежей, нежели постепенное их списание через амортизацию, особенно если речь идет о внушительных суммах. Возможно, это приведет к спорам с налоговыми инспекторами, поэтому налогоплательщикам придется отстаивать свою позицию в суде.
Предъявление НДС к вычету
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно гл. 21 НК РФ. Вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, оборудования к установке, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, на основании абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке. При этом возникает вопрос, когда должен быть предоставлен вычет - в момент отражения на счете 08, 07 (если речь идет об оборудовании к установке) или 01.
По мнению Минфина (Письмо от 21.09.2007 N 03-07-10/20), которое налоговые органы зачастую поддерживают, НДС подлежит вычету после принятия имущества на учет в качестве основных средств, то есть отражения на счете 01. Многочисленная арбитражная практика показывает, что суды данную точку зрения не разделяют. Приведем примеры, касающиеся только ввозимых основных средств и оборудования.
Постановление ФАС СКО от 27.02.2008 N Ф08-582/08-204А: довод налоговой инспекции о том, что вычеты сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств, производятся по мере постановки их на учет в качестве таких средств, то есть в момент постановки на счет 01 "Основные средства", не соответствует закону.
Определение ВАС РФ от 17.03.2008 N 2862/08: порядок принятия на учет основных средств, оборудования к установке (в том числе и то, на какой счет принимается оборудование, требующее монтажа) налоговым законодательством не установлен. Таможней подтвержден факт оплаты обществом сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; учет приобретенного обществом оборудования на счете 07 "Оборудование к установке" свидетельствует о его правильном оприходовании.
В силу п. 2 ст. 171 и ст. 172 НК РФ ввозной НДС можно принять к вычету при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога. Если налог при ввозе товаров уплачивается с использованием микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), то, по мнению Минфина (Письмо от 07.12.2007 N 03-07-08/353), доказать его уплату можно, представив подтверждение уплаты таможенных пошлин и налогов в письменной форме. Форма такого подтверждения установлена Методическими указаниями о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам*(4).
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при исчислении НДС и порядок реализации этого права установлены ст. 171 - 173 НК РФ. По смыслу названных норм право возмещения НДС при ввозе товаров на территорию РФ обусловлено фактами уплаты налогоплательщиком сумм налога, исчисленных таможенным органом в составе таможенных платежей, и оприходования товаров, ввезенных на территорию РФ в соответствующем таможенном режиме. Других условий для применения вычета НДС в Налоговом кодексе не указано. Однако налоговые органы зачастую неправомерно отказывают налогоплательщикам в вычетах. Одна из самых распространенных причин - наличие кредиторской задолженности перед иностранным партнером.
Данная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 13.08.2007 N А56-30504/2006. Суть спора заключалась в следующем. Организация представила к возмещению НДС, уплаченный на таможне. Однако налоговый орган отказал в вычете, мотивируя это тем, что в ходе камеральной проверки декларации были выявлены обстоятельства, которые, по мнению налогового органа, свидетельствуют о признаках недобросовестности организации как налогоплательщика.
Суд указал, что решение налоговой инспекции в вычете оспариваемой суммы НДС не соответствует нормам НК РФ и нарушает права предприятия. Общество представило в налоговый орган документы (контракты, дополнительные соглашения, грузовые таможенные декларации, коносаменты, инвойсы, платежные поручения, договоры поставки импортированных товаров, товарные накладные, счета-фактуры, книги покупок и продаж, карточки счетов), подтверждающие факты ввоза товаров по представленным контрактам на территорию РФ в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, оприходования и реализации этих товаров. То обстоятельство, что на момент налоговой проверки оплата товаров инопартнеру произведена не в полном объеме, что обусловлено контрактом и договором поставки, не имеет правового значения в рамках применения ст. 171 - 173, 176 НК РФ. Кроме того, ФАС СЗО сослался на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, в котором, в частности, говорится, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В другом своем постановлении (от 05.10.2005 N А56-16551/2005) по аналогичной ситуации тот же суд отметил следующее. Довод о том, что общество не оплатило импортированные товары иностранному поставщику, следует признать ошибочным, поскольку в случае ввоза товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС уплачивается не поставщику, а таможенному органу. Поэтому расчеты налогоплательщика с иностранным поставщиком не влияют на право применения налоговых вычетов.
Как указал КС РФ в определениях от 16.10.2003 N 329-О и от 04.11.2004 N 324-О, в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Покупка валюты и валютный контроль
В большинстве случаев организация, импортирующая товары, расчеты со своими иностранными партнерами осуществляет в валюте. Валютные операции в нашей стране являются объектом валютного контроля*(5), который осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ст. 22 Закона о валютном регулировании*(6)).
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН)*(7). В качестве агентов этого контроля выступают уполномоченные банки, Внешэкономбанк, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.
Основным документом, регламентирующим процедуру валютного контроля при импорте товаров, является Закон о валютном регулировании, согласно которому купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11). Таким образом, первоначальный контроль за проведением валютных операций ведут именно банки.
На каждый импортный контракт резидент должен оформить паспорт сделки (ПС) в уполномоченном банке. Составление его не требуется только в исключительных случаях, в том числе если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта (п. 3.2 Инструкции ЦБ РФ N 117-И*(8).
Для оформления ПС резидент представляет в банк два экземпляра заполненного ПС и внешнеторговый контракт. Если резиденту требуется разрешение органа валютного контроля на осуществление валютной операции, то для его оформления он представляет в банк и это разрешение (п. 3.5 Инструкции ЦБ РФ N 117-И). Паспорт сделки должен содержать следующие данные:
- полные реквизиты российского импортера (наименование, адрес, ИНН, КПП, ОГРН, дату государственной регистрации, номер счета в уполномоченном банке, через который будут производиться расчеты по контракту);
- реквизиты иностранного контрагента (наименование и код страны резидентства);
- реквизиты уполномоченного банка импортера, в котором оформляется ПС;
- сведения о контракте (номер, дата подписания, сумма и валюта контракта, дата завершения исполнения обязательств по контракту, особые условия контракта).
Если ПС оформлен правильно, то его оба экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью. При этом один экземпляр его возвращается резиденту (вместе с оригиналом контракта), а другой - помещается банком в досье по паспорту (вместе с копией контракта). Если после оформления ПС и подписания его банком во внешнеторговый контракт вносятся изменения, касающиеся сведений, указанных в ПС (порядок расчетов, сроки поставки товаров и т.д.), то резиденту необходимо его переоформить.
Не имея на руках подписанного ПС, импортер не сможет осуществить платеж своему иностранному контрагенту, что чревато финансовыми санкциями, предусмотренными импортным контрактом. После того, как обе стороны внешнеторгового контракта исполнят свои обязательства по договору, банк закрывает ПС.
Пример 2.
Организация заключила контракт с иностранным поставщиком на покупку товара на сумму 100 000 долл., для оплаты которого она приобретает валюту.
Валюта куплена 09.07.2008 по курсу 24 руб./долл., зачислена на валютный счет 10.07.2008, произведена оплата поставщику 11.07.2008.
Курс ЦБ РФ (условный) составил:
- 09.07.2008 (дата покупки валюты) - 23,8 руб./долл.;
- 10.07.2008 (дата зачисления валюты на валютный счет) - 24,2 руб./долл.;
- 11.07.2008 (дата оплаты поставщику) - 23,7 руб./долл.
Комиссионное вознаграждение банка составило 500 руб., которые были списаны с расчетного счета организации.
В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Содержание операции | Дебет |Кредит |Сумма, руб. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------/
| 9 июля 2008 г.
|--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|Списаны денежные средства с расчетного счета организации на покупку| 76 | 51 |2 400 000 |
|100 000 долл. по курсу 24 руб./долл. | | | |
|--------------------------------------------------------------------+--------+-------+------------|
|Отражена покупка 100 000 долл. по курсу ЦБ РФ 23,8 руб./долл. |57* | 76 |2 380 000 |
|--------------------------------------------------------------------+--------+-------+------------|
|Отражен убыток от покупки валюты по курсу, превышающему официальный|91-2 | 76 |20 000 |
|курс на дату покупки | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 10 июля 2008 г. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Зачислены на счет 100 000 долл. по курсу ЦБ РФ 24,2 руб./долл. | 52 | 57 |2 420 000 |
|--------------------------------------------------------------------+--------+-------+------------|
|Отражена положительная курсовая разница (24,2 - 23,8) руб./долл. х| 57 |91-1 |40 000 |
|100 000 долл. | | | |
|--------------------------------------------------------------------+--------+-------+------------|
|Отражено комиссионное вознаграждение банка за услугу по покупке|91-2 | 51 | 500 |
|валюты | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 11 июля 2008 г. |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|Произведена оплата иностранному поставщику (23,7 руб./долл. х| 60 | 52 |2 370 000 |
|100 000 долл.) | | | |
|--------------------------------------------------------------------+--------+-------+------------|
|Отражена отрицательная курсовая разница (23,7 - 24,2) руб./долл. х|91-2 | 52 |50 000 |
|100 000 долл. | | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
|* Как правило, день покупки и день зачисления валюты на счет не совпадают, поэтому используется|
|счет 57 "Переводы в пути". |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
В налоговом учете курсовые разницы будут отражены следующим образом. В составе внереализационных доходов - положительная курсовая разница от переоценки имущества в виде валютных ценностей, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю в размере 40 000 руб. (п. 11 ст. 250 НК РФ). Датой получения дохода будет считаться последнее число текущего месяца (пп. 7 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В состав внереализационных расходов будут включены:
- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ, в размере 50 000 руб. текущего месяца (пп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ);
- отрицательная разница вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, установленного на дату (пп. 6 п. 1 ст. 265 НК РФ) и комиссионное вознаграждение банка в размере 500 руб. (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Датой осуществления расходов от покупки иностранной валюты будет считаться дата перехода права собственности на иностранную валюту (пп. 9 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Перевод валюты иностранному контрагенту осуществляется на основании платежного поручения, которое, помимо обязательных реквизитов, должно содержать код вида валютной операции (см. приложение 2 к Инструкции N 117-И), дату и номер ПС. Одновременно с платежным поручением на списание денежных средств с расчетного счета для расчетов с иностранным поставщиком резидент должен представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях (см. приложение 1 к Инструкции N 117-И).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П*(9), должен представить в банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ (копии ГТД, накладные). Документы представляются одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленными в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П в срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ. При этом ЦБ РФ вправе устанавливать иные сроки представления резидентом вышеуказанных документов.
Имейте в виду, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой договорами, обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары. Иными словами, если российская организация в счет поставки товаров перечислила иностранному поставщику аванс, а тот не поставил товар в срок, указанный в договоре, то этот аванс он обязан вернуть.
Наказание за невыполнение резидентом в установленный срок данной обязанности достаточно суровое - наложение административного штрафа на предпринимателей и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).
На практике может возникнуть ситуация, когда внешнеторговым контрактом определен срок отгрузки товара зарубежным поставщиком, к примеру он составляет 30 дней. А отгрузка произведена позже - через 35 дней. Будет ли в таком случае российский покупатель привлекаться к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ?
Вот что по этому поводу говорится в Постановлении ФАС СЗО от 26.02.2006 N А56-30586/2005. Как следует из материалов дела, во исполнение импортного контракта организация в мае перечислила поставщику аванс. Срок ввоза товара (21 июля) определен контрактом. Фактически товар поставлен иностранным контрагентом 30 августа. Управление ФСФБН посчитало, что в установленный срок организация не выполнила обязанность по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, поэтому она была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Суд указал, что по смыслу законодательства сроки по возврату денежных средств определяются в контракте и могут не совпадать со сроками ввоза товара. В заключенном сторонами контракте сроки возврата в РФ денежных средств за не ввезенные товары не определены, а общий срок действия договора установлен до 31 декабря. В действиях общества отсутствует вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, поскольку им предприняты все зависящие от него меры по сокращению срока поставки и товар фактически ввезен.
Аналогичного мнения придерживается и ФАС МО в Постановлении от 20.06.2007 N КА-А40/5136-07: если на момент привлечения заявителя к административной ответственности договорные обязательства были выполнены, товар был ввезен, то основания для привлечения к ответственности отсутствуют.
Что же должна сделать российская компания, если на момент проверки выяснится, что товар на территорию РФ не ввезен и аванс не возвращен? Она должна принять все зависящие от нее меры для соблюдения норм и правил, предъявить претензию, обратиться в суд. Так, ФАС МО в Постановлении от 01.11.2007 N КА-А40/11198-07 признал наложение штрафа правомерным, указав, что российская организация с момента перечисления аванса и до привлечения к административной ответственности никаких мер для соблюдения валютного законодательства и возврата денежных средств не предпринимала, в том числе не велась переписка, не было обращений в государственные органы страны иностранного контрагента, не заявлялись претензии и не предъявлялось требование в судебном порядке.
Отметим, что подобными действиями организация скорее всего не добьется отмены наказания, но есть большая вероятность того, что штраф будет минимальным (то есть не в сумме невозвращенных денежных средств, а в размере 3/4). В частности, ФАС ДВО в Постановлении от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5545 посчитал, что принятие арбитражным судом иностранного государства к рассмотрению заявления российского предприятия (о взыскании с инофирмы денежных средств, ранее перечисленных в счет поставки товара) является обстоятельством, которое в силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания, но не является основанием для освобождения от него.
В заключении обратим внимание читателей на следующее. В соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о валютном регулировании уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ. Таможенные и налоговые органы контролируют соблюдение валютного и налогового законодательства при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. В их компетенцию входит проверка документов и в случае необходимости оформление акта по ее результатам. Составлять же протокол, рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать к ответственности, предусмотренной ст. 15.25 КоАП РФ, полномочны органы валютного контроля (ст. 23.60, пп. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Поэтому налоговые и таможенные органы могут только сообщить в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора о выявленном по результатам проверки административном правонарушении.
Из арбитражной практики в качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 14.06.2006 N Ф03-А51/06-2/1510, в котором говорится об отсутствии у налоговых органов РФ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. Они имеют право, установив в ходе налоговой проверки нарушение валютного законодательства, передать акт в органы валютного контроля, которые и будут составлять протоколы и рассматривать дела о данных правонарушениях.
Е.Л. Ермошина,
редактор журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006, утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.
*(3) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718.
*(4) Утверждены Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р.
*(5) Даже если организация не перечисляет валюту иностранному контрагенту, а осуществляет товарообменную операцию, то она все равно становится объектом валютного контроля (см. Указ Президента РФ от 18.08.1996 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").
*(6) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(7) Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора".
*(8) Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
*(9) Утверждено ЦБ РФ 01.06.2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"