Комментарий к письму Минфина РФ
от 27 июня 2008 г. N 03-11-04/3/301
Комментируемое письмо поясняет, как применять ЕНВД к деятельности по оказанию услуг общественного питания. Но и после официального разъяснения остается пища для размышления...
Оцениваем ситуацию
Налоговое законодательство позволяет применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход к деятельности организаций общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров. А если в организации имеется не один зал обслуживания посетителей, сколько в этом случае можно выделить объектов общественного питания и какой из режимов налогообложения использовать?
Обществу с ограниченной ответственностью, оказывающему услуги общественного питания, предстоит работать в школе, которая занимает два здания и имеет, соответственно, два столовых помещения. На обеспечение питанием учащихся в двух столовых заключен один договор.
Вопрос: необходимо ли эти помещения учитывать в целях налогообложения ЕНВД как единый объект организации общепита с суммарной площадью двух залов обслуживания, или каждое из них следует рассматривать по отдельности?
Ответ: при исчислении ЕНВД, при указанных обстоятельствах, площадь залов обслуживания посетителей следует учитывать отдельно.
Залы обслуживания как отдельные объекты общепита
Ниже рассмотрим ситуации, которые похожи на ту, что финансисты разъяснили в комментируемом письме. Как определить число объектов общепита в зависимости от количества залов обслуживания, их взаимного расположения и количества договоров аренды помещений, в которых они находятся?
В письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-05/43 финансисты разъяснили как быть в похожей ситуации организациям торговли. В частности, в этом документе было указано, что в случае если для ведения розничной торговли, осуществляемой в нескольких помещениях, был заключен один договор на все помещения, то в целях применения ЕНВД указанные помещения рассматриваются как один объект организации торговли. Их площадь суммируется, и в зависимости от ее величины применяется тот или иной режим налогообложения. Если по каждому помещению действует свой договор, имеют место отдельные объекты торговли.
Как видим, для организаций торговли у минфиновцев иное мнение по вопросу возможности применения ЕНВД при осуществлении предпринимательской деятельности в нескольких помещениях.
В то же время Управление МНС России по г. Санкт-Петербургу в письме от 16.12.2003 N 07-04/25933 дало разъяснение по применению ЕНВД для организаций общепита, схожее с письмом Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-05/43. Так, финансисты указали, что если на все объекты общественного питания, расположенные в разных помещениях, заключен один договор аренды, то при принятии решения о применении ЕНВД необходимо учитывать суммарную площадь всех помещений, используемых для организации общепита. Если же на каждое помещение заключен отдельный договор аренды, и площадь каждого из отдельно взятых залов не превышает 150 квадратных метров, организация подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход независимо от размера суммарной площади всех торговых залов. Однако если площадь хотя бы одного из залов обслуживания превысит указанный предел, единый налог на вмененный доход применять нельзя.
И, наконец, еще один вариант развития ситуации, когда одна организация арендует на основании двух договоров два зала обслуживания посетителей, площадью менее 150 квадратных метров каждый, расположенных в одном и том же помещении, причем не обособленных друг от друга. Формально они делят одно помещение общей площадью более 150 квадратных метров на два, и в каждой части помещения нужно установить свой аппарат контрольно-кассовой техники. В этом случае финансисты указали на необходимость суммировать площади таких залов обслуживания посетителей несмотря на то что на каждый из них заключен отдельный договор аренды.
Таким образом, логику в разъяснениях проследить можно, но формулировать как: один договор - один объект, не стоит. Лучшее, что можно сделать, это обратиться с запросом в Минфин России.
Спецрежим в учреждениях образования
Еще один вопрос, который может возникнуть практически сразу: а почему ЕНВД?
Подпункт 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ исключает услуги общественного питания, оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения из числа объектов обложения единым налогом на вмененный доход. Тем не менее, коммерсанты, решившие накормить учащихся, спрашивают именно про него.
В Налоговом кодексе РФ говорится об услугах, оказываемых учреждением. Если питание школьников является неотъемлемой частью его функционирования, то речь о применении спецрежима не идет. Если его обеспечивает организация, не являющаяся подразделением образовательного учреждения, на нее указанное в статье 346.26 Налогового кодекса РФ исключение не распространяется.
Компетентные органы проинформируют
Вернемся к разъяснениям Минфина и ФНС России. Конечно, можно рискнуть и воспользоваться ответами налоговых органов, персонально вам не адресованными. Но при этом существует опасность, что налогоплательщик не сможет учесть всех нюансов законодательства и мнений специалистов государственных органов.
Налоговый кодекс Российской Федерации подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 освобождает от ответственности только за выполнение письменных разъяснений на персональный запрос и разъяснений, адресованных неопределенному кругу лиц. Именно поэтому мы все-таки рекомендуем обратиться за разъяснениями по вопросу в свое местное Управление Федеральной налоговой службы или в Министерство финансов РФ.
Напомним, подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика получать от финансового ведомства письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Более подробно об обязанности Минфина России давать разъяснения, касающиеся применения законодательства о налогах и сборах, сказано в Регламенте Министерства финансов РФ (утвержден приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н). Об аналогичных обязанностях, исполняемых Федеральной налоговой службой, указано в Регламенте организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденном Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444.
Но не на всякий запрос плательщик налогов может получить разъясняющий ответ:
- не подлежат рассмотрению неподписанные (анонимные) письма;
- в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Минфина России не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций;
- не рассматриваются по существу обращения и в других случаях, предусмотренных пунктом 11.3 Регламента Минфина России.
Документами по информированию налогоплательщиков установлены единые сроки рассмотрения обращений в течение 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие органы, срок рассмотрения обращения может быть продлен руководством Министерства финансов РФ не более чем на 30 дней, с уведомлением направившего обращение о продлении срока его рассмотрения.
Р.П. Волков,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 14, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.