Комментарий к Бюджетному посланию Президента РФ
Федеральному Собранию РФ
от 23.06.2008 "О бюджетной политике в 2009-2011 годах"
Бюджетное послание Президента РФ (далее - Послание) направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году (ст. 170 БК РФ). В этот раз Послание было направлено Федеральному Собранию с некоторой задержкой, связанной, по-видимому, с мартовскими перевыборами Президента страны.
Структура Послания следующая:
1. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года.
2. Цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу.
Итоги бюджетной политики
в 2007 году и в начале 2008 года
В качестве основополагающих принципов бюджетной политики, с помощью которых удалось достичь улучшения качества жизни населения, а также позитивных изменений в экономике и социальной сфере, Президент называет:
- модернизацию бюджетного процесса;
- внедрение механизмов бюджетирования по результатам;
- корректировку налогового законодательства;
- социально-экономическую ориентацию бюджетных расходов;
- совершенствование межбюджетных отношений.
В результате модернизации бюджетного процесса:
1. Законодательно определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.
2. Установлены параметры формирования нефтегазового трансферта.
3. Установлены ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
4. Стабилизационный фонд РФ выполнил возложенные на него задачи поддержания стабильности и защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешне-экономической конъюнктуры рынка.
5. Сформированы Резервный фонд (на случай недостаточности нефтегазовых доходов) и Фонд национального благосостояния (в целях обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы).
6. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ формируются и утверждаются на 3-летний период. Это позволит обеспечить преемственность и предсказуемость бюджетных проектировок, заключение многолетних государственных контрактов, формирование среднесрочных ориентиров для бизнеса.
Инструментами внедрения механизма бюджетирования по результатам явились долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты. При этом их практическое внедрение затянулось по причине невыполнения Правительством РФ сроков утверждения порядка формирования, реализации и оценки эффективности целевых программ. Кроме того, не создана в должном объеме нормативная и методическая база функционирования автономных учреждений.
Между тем Бюджетным кодексом более четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей и получателей бюджетных средств. С 2008 года внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета.
Корректировка налогового законодательства проведена с целью стимулирования инновационной деятельности. Так, с 2008 года освобождена от обложения НДС передача исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.
В 2007 году введены единая декларация по НДС и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по нему. Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введен новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.
В части бюджетных расходов отмечено увеличение фонда оплаты труда федеральных государственных учреждений, денежного довольствия военнослужащих, базовой и страховой частей трудовой пенсии, заработной платы врачей первичного звена, а также высокая степень оснащенности современным медицинским оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений страны и обеспечение населения высокотехнологичными видами медицинской помощи.
В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство и предоставлялись гранты лучшим учителям. Все школы подключены к международной компьютерной сети Интернет. Производилось обеспечение сельских школ автотранспортом.
Выполнены государственные обязательства по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.
В то же время в целом бюджетные учреждения слабо ориентированы на повышение качества оказываемых ими услуг, эффективное использование бюджетных ассигнований и закрепленного за ними государственного имущества. В ряде случаев сложилась практика взимания разного рода поборов с населения за оказание гарантированных государством и уже оплаченных бюджетом услуг и увлечения "внебюджетными" доходами в ущерб основной деятельности.
Оправдало себя совершенствование межбюджетных отношений в форме:
- механизма делегирования федеральных полномочий субъектам РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета;
- изменения подхода к порядку обеспечения федеральной поддержки осуществления инвестиций в объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, то есть отказа от утверждения детализированного перечня этих объектов на федеральном уровне;
- стимулирования сокращения дотаций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам за счет расширения их бюджетных полномочий.
Отрицательными моментами межбюджетных отношений названы:
- отсрочка реформы местного самоуправления в ряде субъектов РФ;
- несоблюдение органами государственной власти субъектов РФ установленных БК РФ принципов финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе закрепления за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;
- приверженность традициям "централизованного регулирования" доходов и расходов местных бюджетов.
Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и
дальнейшую перспективу
Бюджетная политика
1. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
2. Расширение горизонта бюджетного прогнозирования с целью повышения эффективности расходов бюджета и одновременного сдерживания их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.
3. Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу путем упорядочения источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
4. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования, а также ускорения процесса реорганизации бюджетных учреждений в автономные.
5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.
6. Переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.
7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.
8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.
9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора: завершение процесса акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий; создание правовой базы для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия; расширение практики представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих; полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.
10. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.
11. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.
Налоговая политика
1. Создание равных условий для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от обложения НДС социально значимых услуг и расширение перечня освобождений от обложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры.
2. Признание при исчислении налога на прибыль расходов на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения и пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников.
3. Одновременно соответствующие доходы граждан в виде материальной выгоды должны быть освобождены от обложения НДФЛ и ЕСН.
4. Освобождение от уплаты НДФЛ социально незащищенных слоев населения при получении ими средств от благотворительных организаций.
5. Применение социального налогового вычета на оплату лечения подопечных опекунами и попечителями.
6. Увеличение не менее чем в два раза предельного размера дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета.
7. Применение ускоренной амортизации технологического оборудования и введение дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
8. Повышение качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
9. Введение налога на жилую недвижимость граждан, который должен исчисляться от рыночной цены объекта недвижимости. При этом система вычетов должна обеспечить снижение налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан.
10. Совершенствование системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров, в том числе установление более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.
Основные приоритеты бюджетных расходов
1. Переход федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счет средств федерального бюджета, с учетом увеличения с 01.01.2009 минимального размера оплаты труда до 4 330 рублей.
2. Повышение среднего размера социальной пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, а среднего размера трудовой пенсии по старости - до 130% от прожиточного минимума пенсионера.
3. Индексация пособий гражданам, имеющим детей, в том числе увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами.
4. Учет увеличения потребности в средствах материнского капитала в связи с динамикой рождаемости.
5. Обеспечение очередников из числа ветеранов и инвалидов специальным автомобильным транспортом или же предоставление им возможности получения адекватной денежной компенсации. К 1 мая 2010 года государство обязано решить проблему обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Кроме того, предполагается увеличение расходов на реализацию действующих и принятие новых федеральных целевых программ, предлагается сосредоточиться на следующих приоритетных направлениях: развитие транспортной инфраструктуры, формирование здорового образа жизни и расширение возможностей духовного развития, обеспечение обороноспособности страны и др.
Политика в сфере межбюджетных отношений
Основной целью политики в сфере межбюджетных отношений должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах РФ, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"