Проблемы банковской безопасности и отмывания денег
Финансовый сектор был и остается наиболее привлекательным полем как для обычного, так и для виртуального мошенничества. Причем география очень широкая: Америка, Европа, Азия входят в сферу интересов интеллектуальных грабителей (см. табл. 1). И в большинстве случаев преступления совершают сами сотрудники финансовых учреждений, а нередко и топ-менеджмент.
Таблица 1
Наиболее крупные банковские мошенничества*(1)
Пози- ция |
Пострадавший банк | Страна | Характер преступления | Год рас- крытия преступ- ления |
Оценка ущерба, млрд долл. |
1 | Bank of Credit and Commerce International |
Лондон, Люк- сембург |
Уклонение от уплаты налогов, взяточничество, поддержка международного терроризма, при частность к торговле оружием и ядерными технологиями, финансовое мошенничество |
1991 | 10,0 |
2 | Societe Generale | Франция | Спекуляции с акциями | 2008 | 7,1 |
3 | Bank Fuer Arbeit und Wirtschaft AG |
Австрия | Валютные операции, выдача кредитов | 2006 | 2,6 |
4 | Banco Intercontinental | Доминиканская Республика |
Финансовое мошенничество и сокрытие финансовой информации |
2003 | 2,2 |
5 | Barings Bank | Великобрита- ния, Сингапур |
Махинации с фьючерсными контрактами | 1995 | 1,4 |
6-7 | Daiwa Bank | Япония, США | Спекуляции с ценными бумагами | 1995 | 1,1 |
6-7 | Сельскохозяйственный банк Китая |
Китай | Мошенничество с депозитами и кредитами |
2006 | 1,1 |
8 | Allfirst Financial | США, Ирландия | Операции с валютными фьючерсами | 2002 | 0,7 |
9 | Банк Китая | Китай | Похищение денежных средств | 2006 | 0,5 |
10 | Вьеткомбанк, Инкомбанк | Вьетнам | Кредиты подставным фирмам | 1997 | 0,3 |
*(1) В рейтинг не включены операции по отмыванию денег. |
Главным источником кибератак в финансовом секторе остаются Соединенные Штаты (49%). Это существенно выше показателя общемировых атак по интернету в целом (32% за тот же период). Впрочем, этот результат может объясняться тем, что в учреждениях финансового сектора США установлено больше датчиков, чем в любом другом регионе. Вторым по интенсивности исходящих атак на финансовые компании стал Китай (20%). Япония генерирует 3% атак против финансовых учреждений, занимая третье место, как в первом, так и во втором случае (см. табл. 2).
Таблица 2
Кибератаки по странам
Позиция | Страна | Атаки на отрасль, % | Общемировые атаки, % |
1 | США | 49 | 32 |
2 | Китай | 20 | 6 |
3 | Япония | 3 | 3 |
4 | Канада | 3 | 4 |
5 | Великобритания | 2 | 6 |
6 | Германия | 2 | 5 |
7 | Австралия | 2 | 2 |
8 | Франция | 2 | 4 |
9 | Южная Корея | 2 | 2 |
10 | Тайвань | 2 | 3 |
Спам, связанный с финансовыми продуктами и услугами, занимает третье место в мире (15% от всего спама в интернете) после медицинских услуг (32%) и коммерческих продуктов (30%).
В последнее время финансовые киберпреступления перерастают в неприятную тенденцию. Хакерство "из любви к искусству" сменяется хакерством ради наживы. И как ожидается, этот сдвиг мотивации будет только усиливаться: злоумышленники чаще будут переходить от угроз, нацеленных на уничтожение или искажение данных, к краже конфиденциальной, финансовой и персональной информации с целью материального обогащения. Инструменты, которые применяются для совершения подобных действий, часто называют преступным программным обеспечением.
Дальнейшее развитие получит использование взломщиками вредоносного кода, который, проникнув в компьютер пользователя, остается незамеченным. Скрыть его присутствие можно различными методами. По мнению экспертов корпорации Symantec, особенно активно будет развиваться один из наиболее ходовых в настоящее время приемов внедрения вредоносного кода - rootkit. Эта программа (набор программ) не заражает машину сама, как вирусы или "черви", а пытается создать необнаруживаемую среду в которой вредоносный код и угрозы для безопасности смогут выполнять свои функции.
Используя rootkit, киберпреступник сможет еще активнее взламывать системы, так как получит возможность выполнять в них практически любые действия, включая удаленный доступ, кражу и передачу конфиденциальной информации, установку дополнительных угроз для безопасности - рекламного и шпионского программного обеспечения.
За последние годы число уникальных фишинговых сообщений, определенных как фишинг против финансовых учреждений, увеличилось на треть. Мишенью фишинговых атак становились в среднем 20 финансовых учреждений в день.
Возможно, основной целью сетевых атак в ближайшее время станут не одноразовые взломы и информационные диверсии, а создание инфраструктуры, обеспечивающей работу и распространение преступного программного обеспечения.
Рост и разнообразие форм отмывания денег
Отмывание денег позволяет преступникам скрывать и узаконивать незаконные доходы, полученные от преступных действий. Отмывание денег препятствует усилиям регулирующих и правоохранительных служб идентифицировать источники незаконных доходов, прослеживать их связь с определенными преступными действиями и конфисковывать финансовые активы преступников. Кроме того, успешное отмывание незаконных фондов помогает поддерживать и финансировать будущую преступную деятельность, включая любые виды международной преступности. Хотя финансовые эксперты соглашаются, что масштаб незаконных доходов в мире велик и постоянно растет, имеется мало аналитических исследований оценок масштабов отмывания денег. Есть несколько локальных оценок, но нет почти никакого представления относительно величины отмывания денег в глобальном, региональном или национальном масштабах.
Согласно одной недавней оценке экспертов, во всем мире деятельность по отмыванию денег может быть грубо оценена в 1 трлн долл. в год, из них почти половина приходится на отмывание доходов от торговли наркотиками. Масштабы всемирного отмывания денег - от 2% до 5% всемирного ВНП, т.е. приблизительно от 800 млрд долл. до 2 трлн долл.
Инфраструктура, используемая международными преступными группами, чтобы "отстирывать" незаконные доходы, является обширной и всемирной. Имеется много методов для "стирки" денег. Среди них использование тех законных видов бизнеса, которые имеют тенденцию работать с наличными деньгами (гостиницы, казино, рестораны, строительные компании, транспортные агентства и т.д.). В результате для правоохранительных агентств оказывается весьма трудным идентифицировать незаконные доходы. Преступники сознательно объединяют законные и незаконные поступления, чтобы отрицать свою причастность к преступной деятельности.
Чтобы узаконивать и перемещать преступные доходы, обычно используются международные банковские и финансовые системы. Огромные суммы денег "отстираны" на крупнейших всемирных финансовых рынках прежде всего в таких странах, как Гонконг, Япония, Германия, Великобритания и Соединенные Штаты, хотя обширное законодательство и меры контроля делают проведение незаконных финансовых сделок именно в этих странах более трудным и опасным. В отдельных случаях организаторы денежной "прачечной" могут даже "принимать на постоянную работу" служащих банка, чтобы те регулярно проводили от имени преступной организации сделки по отмыванию денег Некоторые организованные преступные группы стремятся получить собственные банки, чтобы облегчить свою деятельность по отмыванию денег
Многие факторы вносят свой вклад в уязвимость страны к отмыванию денег: недостаток адекватного законодательства или соответствующего правоприменения, законы о банковской тайне, слабые или коррумпированные финансовые учреждения, неадекватное или неэффективное регулирующее наблюдение за деятельностью финансового сектора и т.д.
В России и в других странах с переходной экономикой организованные преступные группы использовали программы приватизации промышленности, чтобы получить точку опоры в законной экономике. Слабые банковские инструкции, слабое правоприменение и общий недостаток контроля за отмыванием денег обеспечивают в этих странах благоприятную среду для незаконной финансовой деятельности.
Оффшорные банковские центры типа Лихтенштейна, Багамских островов, Науру и Ливана обычно обеспечивают тайну банковских вкладов и облагают доходы низким налогом. Эти условия стимулируют преступников проводить незаконные финансовые действия именно в этих странах. Кроме того, новые оффшорные центры (это особенно типично для южной части Tихого океана) имеют более слабое законодательство, направленное против отмывания денег и меньше регулируются, чем традиционные оффшорные финансовые центры.
На юго-востоке и юго-западе Азии, а также на Ближнем Востоке неофициальные банковские системы, известные как hawala, hundi, или hui kuan, предлагают альтернативные возможности для отмывания финансовых фондов вне формальной банковской системы. Эти традиционные небанковские системы все более и более используются преступниками, торговцами наркотиками и террористическими организациями, использующими их во всем мире, чтобы отмывать незаконные средства и перемещать их на далекие расстояния, потому что они не оставляют фактически никакого бумажного следа для правоохранительных или регулирующих органов.
Международная организация Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) указывает, что альтернативные системы денежного перевода играют существенную роль в отмывании денег во всем мире.
FATF также отмечает рост незаконных средств, "выстиранных" через небанковские финансовые учреждения вроде организаций по обмену валюты, при помощи денежных переводов или через казино. Эти организации имеют тенденцию быть менее регулируемыми, чем банковские, и они часто используются для переводов денег в законную экономику.
По мнению того же FATF, колумбийский черный рынок по обмену песо - одна из основных систем по отмыванию денег, используемая наркоторговцами. Они продают зелье за американские доллары, которые потом сплавляют со скидкой брокерам, а те, в свою очередь, кредитуют дельцов эквивалентным количеством песо в колумбийских банках. Доллары в Соединенных Штатах затем перепродаются колумбийским бизнесменам по обменному курсу, лучшему, чем официальный курс в их стране, и они используют эти фонды, чтобы финансировать закупку и экспорт оплачиваемых долларами товаров из США. Таким образом, доллары, изначально полученные как доходы от продажи наркотиков, отмываются при помощи процесса, который эффективно обходит и американскую, и колумбийскую системы валютного контроля. Прибыль наркоторговцев, полученная в Соединенных Штатах, "репатриируется" в форме товаров. По оценкам американских правоохранительных органов, при помощи обмена песо на "черном" рынке ежегодно может отмываться до 5 млрд долл. от наркоторговли.
Колумбийские, мексиканские и доминиканские наркокартели подозреваются также в использовании для "отстирки" доходов отправителей денежных переводов. Эти люди переводят деньги в обмен на комиссионное вознаграждение обычно до 10% от стоимости перевода. В США при отправлении денежных переводов теперь требуют сообщать о подозрительной деятельности, включая информацию обо всех валютных сделках, превышающих 10 тыс. долл.
Казино и другие подобные игорные учреждения популярны для отмывания денег из-за большого ежедневные объема наличных сделок, что помогает скрывать незаконную деятельность. Поэтому организованные преступные группы и наркоторговцы открывают новые казино и другие игорные учреждения или приобретают существующие.
Брокеры и дилеры на рынке ценных бумаг также могут быть причастны к "стирке" денег. В ближайшие три года в США планируется принять инструкции, которые будут требовать от брокеров и дилеров ценных бумаг сообщать о подозрительной деятельности их клиентов. Это, впрочем, они могут делать и сейчас, но добровольно.
Международный валютный фонд (МВФ) отметил множество неблагоприятных макроэкономических эффектов, вызванных отмыванием денег, вроде высокой неопределенности ситуации на иностранных валютных рынках и ставки процента, что искажает рыночные ожидания. Хотя текущая деятельность по отмыванию денег в Соединенных Штатах не подрывает экономическую стабильность, это препятствует усилиям правительства страны по сбору налогов и требует больших государственных расходов на регулирование банковского сектора, финансовых рынков и деловой среды.
В развивающихся странах накопление и движение больших незаконных фондов может дестабилизировать экономику. Инвестиции преступных групп в законные деловые предприятия отпугивают честных инвесторов и причиняют неудобства компаниям, принадлежащим законным бизнесменам. Широко распространенная "стирка" денег может подорвать платежеспособность и доверие банков и других финансовых учреждений, разрушить доверие общества к финансовой системе. Это может также отпугивать потенциальных инвесторов и создавать опасность действующим. Малая национальная экономика также уязвима к дестабилизации от сложных мошенничеств, которые связаны с большим количествам свободных наличных денег Наконец, развивающаяся экономика особенно уязвима к попыткам работников денежных "прачечных" развратить учреждения и лиц с большим количеством наличных денег что потенциально подрывает политическую стабильность. Так, широко распространенное отмывание денег и мошеннические схемы инвестиционных пирамид, организованные в середине 1990-х годах итальянскими и албанскими преступными группами, привели к существенной политической нестабильности в Албании, последствия которой ощущаются до сих пор.
Увеличение международного внимания к отмыванию денег заставило многие страны принять специальное законодательство против этого зла и другие профилактические меры. Кроме того, вводятся международные стандарты, которые увеличивают прозрачность банковских операций, уменьшают банковскую тайну и другие факторы маскировки собственности на финансовые активы.
Начиная с 1994 года 55 стран приняли законодательство или инструкции, требующие, чтобы банки давали отчеты о крупных валютных сделках, а число стран, требующих, чтобы банки поддерживали однотипную финансовую отчетность, выросло до 85. Кроме того, все большее количество стран начинает устанавливать контроль и за небанковскими финансовыми учреждениями. В настоящее время 49 стран требуют, чтобы эти учреждения выполняли те же самые стандарты идентификации клиентов, что и действующие в этих странах банки.
В июне 2000 года FATF публично назвал 15 стран - Багамские и Каймановы острова, острова Кука, Доминиканскую Республику, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, Панаму, Филиппины, Россию, Cент-Киттс и Невис, Cант-Винсент и Гренадины - государствами, чьи системы регулирования и методы борьбы против отмывания денег являются несовершенными. В июле 2000 года правительство США выпустило обращение к финансовым учреждениям страны, где отмечалось несовершенство контроля за "стиркой" денег в этих странах. Другие члены "большой семерки" также выпустили подобные обращения.
Основополагающими нормами и правилами, которыми формируется современный комплекс организационных и правовых мер предупреждения и пресечения легализации доходов от криминальной экономической деятельности являются:
- определение понятия легализации (отмывания) доходов как деятельности по приданию правомерного вида доходам, полученным преступным путем, с учетом этого определения при формулировании состава соответствующего преступления;
- признание преступлением любых действий по легализации (отмыванию) финансовых средств, полученных преступным путем, с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств;
- установление требований по регистрации некоторых видов финансовых операций и идентификации лиц, их совершающих, а также требований к хранению этих материалов;
- использование широкого понятия финансовой операции, охватывающего операции с деньгами, ценными бумагами, имуществом, имущественными правами, а также удостоверение и регистрацию таких операций;
- применение широкого понятия организации, осуществляющей финансовые операции, в качестве которой должны признаваться не только кредитные организации, но и все другие хозяйствующие субъекты, а равно учреждения связи, игорные заведения и др.;
- ограничение коммерческой и банковской тайны в целях получения информации, необходимой для выявления и пресечения действий по легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности;
- установление ограничений на финансовые операции с наличными деньгами и перемещение наличных денег через таможенную границу;
- введение категории финансовых операций, подлежащих особому контролю (подозрительных операций);
- установление обязанности работников организаций, осуществляющих финансовые операции, сообщать уполномоченному органу о незаконных операциях и операциях, требующих особого контроля;
- иммунитет работников организаций, осуществляющих финансовые операции, от ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, при сообщении таких сведений уполномоченному органу в предусмотренных законом случаях;
- установление ответственности работников организаций, осуществляющих финансовые операции:
1) за отказ от предоставления уполномоченным органам сведений о незаконных операциях или операциях, требующих особого контроля;
2) за разглашение информации о предоставлении таких сведений;
3) за невыполнение требований о регистрации финансовых операций и лиц, их совершающих, а также за уничтожение таких документов;
4) за нарушение правил работы с наличными деньгами и др.
Методы борьбы с отмыванием денег
В последнее время методы отмывания денег становятся все более изощренными, что требует от банков и других кредитных институтов нового подхода к разработке соответствующей стратегии борьбы со все более изобретательным криминалом. Сегодня для отслеживания рисков отмывания денег и финансового мошенничества уже недостаточно использовать информационные технологии и программное обеспечение, которые являются лишь вспомогательными техническими средствами, работающими на основе заданных параметров.
В мире сложились три основные модели контроля за размещением криминальных средств в систему финансовых институтов.
1. Система контроля, предусматривающая обязательное сообщение в центральное правительственное агентство обо всех сделках, превышающих определенную сумму наличными или их эквивалента. Данная система принята в Австралии и США.
2. Система контроля, предусматривающая запрет крупных сделок с наличными, минуя законного финансового посредника. В Италии, например, где действует эта система, закон не требует, чтобы каждый бизнесмен или профессионал вел учет и сообщал о крупных сделках с наличными, но вместо этого запрещает такие сделки, если они не осуществляются через законного финансового посредника, обязанного вести учет и подлежащего контролю. Единственным выдвинутым возражением против подобного подхода было заявление Европейского союза, считающего, что такая практика препятствует свободному движению капитала в рамках ЕС.
3. Система контроля, предусматривающая сообщение о подозрительных сделках и требующая, чтобы банки учитывали некоторые или все крупные валютные сделки, но сообщали властям о тех, которые вызывают подозрение. Данная система пока не получила достаточно широкого распространения.
Одним из преимуществ первой модели над третьей является то, что она не зависит от определения сделки - какая подозрительна, а какая нет. Определение подозрительности может быть источником трений между властями и банкирами. Таким образом, необходим закон, точно определяющий круг сведений, которые служащие должны сообщать. С другой стороны, существует опасность того, что при определении перечня подозрительных обстоятельств банкиры будут сообщать только о них и не более того. Поэтому было бы полезно побуждать банкиров использовать свое профессиональное суждение для обнаружения случаев, не имеющих законного экономического обоснования.
Для принятия адекватных решений с помощью электронной обработки данных необходим глубокий превентивный анализ и выявление возможных рисков отмывания денег с учетом особенностей того или иного банка. На основе этого анализа должна разрабатываться стратегия и программа конкретных действий по борьбе с отмыванием денег. Анализ возможных опасностей и рисков, разработка и реализация стратегии борьбы с отмыванием денег включают четыре этапа.
На первом этапе определяются организационные рамочные условия для общего анализа возможных рисков и опасных ситуаций, согласовываются конкретные методы анализа, основные характеристики проекта, сроки его реализации и объем необходимых ресурсов.
На втором этапе все сделки банка структурируются на основе возможных рисков отмывания денег. При этом должны учитываться следующие факторы:
- основные группы клиентов;
- сделки, которые должны подразделяться на отдельные категории, связанные с обслуживанием платежного оборота и системы расчетов, предоставлением кредитов и т.д.;
- виды транзакций, осуществляемых в каждой категории сделок. Например, в сделках, связанных с обслуживанием платежного оборота, можно выделить такие виды транзакций, как наличные платежи и безналичные платежи с использованием электронных средств;
- участвующие в сделках отдельные подразделения банка (филиалы и отделения внутри страны и за рубежом), а также банки-корреспонденты.
При анализе названных факторов, позволяющем определить вид и объем возможных рисков отмывания денег, используются все доступные источники информации: официальные материалы (типовые документы и каталог возможных рисков), результаты прежних исследований, а также внешние источники информации (данные СМИ и следственных органов). Как правило, разные группы клиентов используют различные виды сделок внутри страны и за рубежом. Так, корпоративные клиенты имеют множество счетов в различных отделениях банка, переводят суммы в несколько стран, получают кредиты по разным условиям. Это значит что факторы возможных рисков отмывания денег должны рассматриваться только комплексно. Чтобы правильно структурировать сделки, следует сначала определить группы клиентов, а затем установить, какие виды сделок осуществляет каждая группа клиентов внутри страны и за рубежом.
Исходными материалами при определении клиентских групп являются типовые документы, страновые списки, криминальная статистика и собственная база данных о клиентах, которую следует проанализировать в первую очередь. При классификации клиентских групп банка возникают две основные проблемы:
- трудность получения информации о клиентах;
- имеющаяся в банке классификация клиентов (по сферам деятельности или по другим критериям) может быть лишь частично использована для определения клиентских групп с учетом возможных рисков отмывания денег, что требует новой классификации клиентов.
В последующем для каждой группы устанавливаются виды осуществляемых ими сделок и транзакций. С этой целью отслеживается обычный ход сделки в течение определенного промежутка времени и выявляются нетрадиционные для той или иной группы клиентов транзакции, по которым можно заподозрить отмывание денег. Такое отделение сомнительных сделок от обычных позволяет составить специфический для данного банка так называемый каталог подозрительных критериев (КПК) для всех групп клиентов, категорий сделок и видов транзакций. Команда, разрабатывающая проект борьбы с отмыванием денег, должна иметь доступ ко всем системам, относящимся к проекту. Анализ рисков должен проводиться централизованно под руководством управляющего, уполномоченного вести борьбу с отмыванием денег. Сотрудники, обслуживающие клиентов и имеющие с ними личные контакты, должны помогать группе анализа в определении профиля клиента. Появление новых данных о клиенте должно своевременно отражаться в соответствующей базе данных. На основе информации о профиле клиентов, категории сделки и КПК разрабатывается программное обеспечение, адаптированное к условиям данного банка, а также разрабатывается модель признаков возникновения угрожающей ситуации. Поскольку методы отмывания денег постоянно меняются, такая модель должна пересматриваться и адаптироваться. Именно поэтому создание модели признаков возникновения угрожающей ситуации должно происходить не по жестким правилам, а с учетом конкретных условий для каждого банка.
Общим для всех банков является то, что эффективная борьба с отмыванием денег базируется на принципе знания своего клиента (know your customer - KYC). При разработке модели КПК следует не только использовать типовые документы и каталог рисков, но и учитывать имеющийся опыт их предупреждения. При этом должны учитываться количественные, качественные и субъективные оценки. С помощью систематических опросов следует определять объем и структуру сделки для той или иной группы клиентов, например:
- какие денежные суммы сделок (с учетом сезонных колебаний) являются обычными для нормального поведения клиентов;
- какой объем малых наличных платежей является нормальным для данной группы клиентов;
- какая частота платежей обычна для определенной страны;
- какие лица и (или) организации в соответствующей стране вовлечены в сделки клиентских групп.
В процессе создания модели признаков возникновения угрожающей ситуации определяются как статические показатели (величина месячного планового оборота, объемы кредитов и месячных наличных платежей, доля наличного оборота в общем обороте и т.д.), так и динамичные критерии, отражающие изменение объема и структуры сделки за определенный промежуток времени, колебания и отклонения по сравнению со справочными показателями (изменения суммы среднего остатка на счете клиента после сделки, размера оборота по сравнению с предыдущим годом или полугодием). Определяются также сложные (комплексные) критерии, чтобы идентифицировать предприятия, аккумулирующие свободные денежные средства (например, предприятия, у которых сумма месячных наличных платежей превышает предписанную величину и сумма месячного планового оборота не превышает заданную величину). Модель признаков возникновения угрожающей ситуации постоянно изменяется и совершенствуется с учетом опыта борьбы с отмыванием денег, результатов проводимых исследований и мониторинга.
На третьем этапе разработки стратегии осуществляется оценка опасной ситуации и формулируются стратегические задачи по борьбе с отмыванием денег При этом используются результаты анализа возможных рисков, а также принципы и опыт борьбы с отмыванием денег Особое внимание уделяется следующим моментам:
- определению области рисков для каждого вида сделки;
- формулированию требований к технической системе безопасности, оценке адекватности прежней системы и необходимости принятия дополнительных мер для ее совершенствования;
- определению масштабов и цикличности проведения проверки областей рисков для отдельных видов сделок;
- разработке мер по обучению и повышению квалификации сотрудников по вопросам борьбы с отмыванием денег;
- обоснованию мероприятий по проведению внутренних и внешних проверок и доведению их до руководства.
В списке намечаемых мероприятий выделяются функции по обеспечению безопасности системы электронной обработки данных и используемого программного обеспечения. При этом должна даваться оценка достаточности стандартного программного обеспечения для борьбы с отмыванием денег и обосновываться необходимость поиска собственных альтернативных решений.
Наконец, на последнем, четвертом, этапе следует определить данные, подтверждающие принятую концепцию борьбы с отмыванием денег. Такие данные могут быть получены на основе анализа хозяйственной деятельности банка и результатов осуществления соответствующей стратегии. Для этого следует своевременно учитывать новые сообщения и запросы национальных и международных организаций, ведущих борьбу с отмыванием денег Если будет установлено, что проводимые мероприятия недостаточны, анализ рисков должен частично или полностью пересматриваться. Но и независимо от этого общий анализ опасных и угрожающих ситуаций должен регулярно перепроверяться, как правило, ежегодно, так как по нему можно судить, достаточны ли принятые меры безопасности или нужно разрабатывать дополнительные. Такая проверка концепции позволяет добиваться постоянного улучшения внутренних процессов, анализа возможной опасности и стратегии противодействия отмыванию незаконных доходов.
Россия все активнее борется с отмыванием денег полученных преступным путем. По ряду позиций РФ даже превысила те рекомендации, которые ей давались международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями FATF. Ежегодно в Росфинмониторинг банками направляется около 2 млн сообщений.
Банковская тайна в Швейцарии и отмывание денег
Структура банковской системы Швейцарии, в отличие от большинства других стран, характеризуется концепцией универсализма - в ней доминируют универсальные банки, способные предлагать широкий спектр финансовых услуг. В то же время наряду с ними действуют и многочисленные специализированные банки.
В течение длительного времени банковский сектор является важнейшей составной частью экономики Швейцарии. В одних только банках занято более 100 тыс. человек, а добавленная стоимость, создаваемая в целом в финансовом секторе, составляет более 10,5% ВВП страны. Успеху швейцарского банковского дела и превращению страны в один из крупнейших мировых банковских центров в значительной мере способствовал фактор конфиденциальности. Здесь сосредоточено примерно 1,2 трлн долл. активов международных клиентов, что составляет одну треть глобальных транснациональных активов.
Швейцарские правила о банковской тайне запрещают банкам разглашать любые, даже самые незначительные сведения о вашем счете кому бы то ни было - частному лицу или правительству, швейцарскому или иностранному. Этот режим охраны банковской тайны является одним из самых строгих в мире, он имеет давние традиции. Более того, охрана тайны банковских вкладов регламентируется швейцарским законодательством. Банкира, раскрывшего сведения о вас без вашего согласия, могут на несколько месяцев посадить в тюрьму.
Швейцарское банковское сообщество, одно из крупнейших в мире, иногда обвиняют в укрывательстве "грязных" денег, ссылаясь на секретность банковских операций. На самом деле, если имеется достаточно доказательств, что вклад в соответствии с швейцарским законодательством нажит преступным путем, то местный судья может в любой момент отдать приказ о предоставлении ему полной информации о состоянии счета или наложить арест на незаконные средства.
В последнее время швейцарские банки попали под усиленное внимание в связи с проблемами отмывания денег, неактивных депозитных счетов жертв холокоста и уклонения от налогообложения ЕС.
Несмотря на значительные изменения законодательства и кодексов поведения, направленные на предотвращение криминальных операций, а также пропагандистскую деятельность Швейцарской ассоциации банкиров (Swiss Bankers Association - SBA) и других организаций, в мире широко распространены ошибочные представления, связанные с мифом о "секретных" счетах. Причина этого явления - влияние искажающих действительность книг и кинофильмов, различных комментариев, скандалов с сомнительными счетами политических фигур, а также полемика вокруг попыток стран ЕС добиться раскрытия информации о счетах своих граждан.
В США, например, для выяснения восприятия швейцарской практики конфиденциальности банковской деятельности с американской точки зрения и его совпадения с реальным положением дел был проведен опрос. В качестве респондентов были выбраны работники американских компаний, в том числе менеджеры высшего (6%), среднего (30,5%) и низшего (30,5%) звена. Им задавались, в частности, вопросы об их отношении к номерным счетам швейцарских банков, о влиянии конфиденциальности на преступность и практику отмывания денег и т.д., а также об их оценке исторических причин возникновения швейцарской системы конфиденциальности.
Вопреки широко распространенному мнению, которое разделяют большинство респондентов, швейцарские номерные банковские счета не являются анонимными. До 1991 года юристы и менеджеры, осуществляющие доверительное управление, могли открывать счета от имени своих клиентов при условии засвидетельствования, что им известна их личность и что за анонимностью не скрываются криминальные цели. В настоящее время с принятием правила "знай своего клиента", действующего по отношению ко всем счетам швейцарских банков, это стало невозможным. Вкладчик при открытии номерного счета должен предоставить банку ту же информацию, что и при открытии обычного счета, иначе говоря, банк требует идентификации держателя счета и владельца денежных средств. Отличительная черта номерных счетов состоит в том, что эта информация доступна только ограниченному числу высших должностных лиц банка. Хотя Швейцария пользуется в этом наибольшей известностью, возможность открытия номерных счетов существует и в ряде других европейских стран (например, в Австрии и Люксембурге).
Негативное восприятие банковской системы Швейцарии выразилось также в том, что, по мнению подавляющего большинства респондентов, швейцарская практика конфиденциальности препятствует привлечению преступников к ответственности и способствует сокрытию отмывания денег (более 80%). В Швейцарии право на неприкосновенность личной жизни гарантировано федеральной конституцией и законодательством, оно распространяется на отношения банка и клиента и рассматривается как аналог конфиденциальности отношений между врачом и пациентом или юристом и клиентом. В соответствии с гражданским кодексом Швейцарии федеральным законом о банках и другими нормативными актами банки, их служащие, представители, агенты и аудиторы обязаны соблюдать нормы конфиденциальности в отношении любой финансовой и личной информации, полученной банком при обслуживании клиента. Нарушения конфиденциальности являются уголовным преступлением и караются до шести месяцев заключения и (или) штрафом до 50 тыс. шв. франков.
Вместе с тем, вопреки выявленному мнению большинства респондентов, банковская конфиденциальность не является абсолютной. Она может быть прекращена в случае серьезного уголовного и большинства гражданских судебных разбирательств, например, по делам о налоговом мошенничестве, о наследстве, разводе, погашении задолженности, банкротстве, отмывании денег, участии в преступном сообществе, хищениях и вымогательстве. Швейцария является участником многих двусторонних и многосторонних международных договоров и конвенций (в том числе Европейских конвенций 1959, 1990 и 1993 годов), в соответствии с которыми возможно прекращение банковской конфиденциальности. Федеральный закон страны о международной взаимопомощи по уголовным делам также содержит положения о прекращении банковской секретности и предоставлении юридической помощи другим странам при определенных условиях.
Одним из источников недоверия в мире в отношении конфиденциальности являются вопросы, связанные с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством. В Швейцарии налоговое мошенничество (использование ложной и фальсифицированной отчетности) является уголовным преступлением, при котором секретность может быть прекращена. Уклонение от уплаты налогов не считается уголовным преступлением и наказывается административными мерами, при этом банковская конфиденциальность сохраняется. В январе 2003 года был подписан совместный с США документ в рамках Конвенции о предотвращении двойного налогообложения, по которому швейцарские власти могут предоставлять административную помощь налоговым органам США в этой области.
Меры по предотвращению отмывания денег и других криминальных действий с использованием банковской системы базируются, прежде всего, на принятом в 1977 году и периодически пересматриваемом соглашении об особой осмотрительности при принятии инвестиционных решений (Due Diligence Agreement - DDA) и федеральном законе об отмывании денег 1998 года. DDA представляет собой кодекс банковского поведения, содержащий правила, обязывающие подтверждать личность клиента и владельца счета, не предоставлять помощь в случае утечки капитала и уклонения от уплаты налогов. Его соблюдение контролируется независимой наблюдательной комиссией, созданной SBA. В случае нарушений комиссия может налагать штрафы в размере до 10 млн швейц. франков, наименованным получателем которых является Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца со штаб-квартирой в Женеве. Федеральный закон об отмывании денег обязывает все финансовые учреждения соблюдать правило "знай своего клиента", сообщать обо всех случаях подозрений в отмывании денег и замораживать соответствующие счета и активы, а также устанавливает ряд требований в отношении документации и подготовки персонала. Кроме того, указанные нормативные акты содержат меры по борьбе с терроризмом.
Обследование выявило также ошибочные представления об исторических причинах сложившейся практики банковской конфиденциальности. Формы секретности в швейцарском банковском деле существовали в течение многих веков и твердо установились к началу ХХ века. Однако ее нарушение рассматривалось как гражданский проступок и было квалифицировано как уголовное преступление лишь в 1934 году. Во время первой мировой войны благодаря нейтралитету Швейцарии, а также стабильности ее валюты и налоговой системы в период общей экономической и политической нестабильности здесь сложился чрезвычайно благоприятный климат для банковских инвестиций. По мере роста репутации страны как международного банковского центра ее европейские соседи (прежде всего Бельгия, Франция и нацистская Германия) становились заинтересованными в получении информации об источниках утечки капиталов. Это обстоятельство в сочетании с заботой о стабильности собственной экономики и убежденностью швейцарских банковских кругов в важности защиты конфиденциальности операций заставило правительство Швейцарии включить в федеральный закон о банковской деятельности 1934 года статью 47, ужесточившую санкции за нарушения конфиденциальности. Нет сомнения, что помимо указанных факторов этому способствовало также стремление усилить защиту вкладов лиц, преследовавшихся по национальным, политическим и религиозным мотивам.
Задача банковского регулирования в Швейцарии состоит как в защите информации о клиенте, так и в предотвращении ее использования в преступных целях. Хотя в последнее время ряд фактов криминальных злоупотреблений в банковской сфере стали достоянием гласности, это лишь подтверждает, что система работает эффективно. Так, Швейцария была единственной страной, которая публично назвала и осудила свои банки, замешанные в скандале 1990-х годов с хищением 2,2 млрд долл. из казначейства Нигерии ее бывшим диктатором.
В последнее десятилетие банковское законодательство Швейцарии испытало новое давление со стороны ЕС, вызванное опасениями относительно возможности сокрытия гражданами стран - членов ЕС активов и доходов от налогообложения в этих странах с помощью швейцарских банков. Европейская комиссия, работая над проблемой гармонизации налогообложения, заняла позицию, согласно которой швейцарские банки должны прекратить практику конфиденциальности для резидентов ЕС и следовать положениям налоговой политики в отношении прозрачности, совместно принятым странами ЕС. Швейцария, сознавая необходимость сосуществования со своими соседями, тем не менее не пошла на компромисс, угрожающий праву на конфиденциальность и способный подорвать важнейший сектор ее экономики.
В 2003 году после длительных переговоров ЕС и Швейцария заключили предварительное соглашение, согласно которому швейцарские посредники в платежах (банки, посредничающие в выплате процентов и дивидендов) стали соблюдать налоговые обязательства, аналогичные посредникам стран ЕС, и "удерживать" часть процентных и других доходов на иностранные сбережения, выплачиваемых резидентам ЕС. Из этих удерживаемых сумм 75% будут передаваться странам ЕС без указания владельцев и иной информации о счетах. Поскольку Швейцария уже взимает налог в размере 35% на проценты и дивиденды, имеющие швейцарское происхождение, это соглашение касается доходов из заграничных источников, выплачиваемых резидентам ЕС через швейцарских посредников. С января 2005 года налог на эти доходы составил уже 15%, ас 2008 года - 20% и еще через три года будет 35%. Следует отметить, что только 12 стран - членов ЕС договорились раскрывать информацию о счетах нерезидентов, другие страны (на рассматриваемый период - Австрия, Бельгия и Люксембург) имеют договоренности, аналогичные соглашению между Швейцарией и ЕС, сохраняющие конфиденциальность информации, по крайней мере до 2010 года.
Швейцария серьезно восприняла критику в свой адрес и предприняла успешные усилия в рамках законодательства, направленные на защиту финансового сектора от криминальных посягательств, доведения своей позиции до зарубежных финансовых партнеров.
Борьба с организованной преступностью и отмыванием денег - одна из главных задач швейцарских банков. В их интересы отнюдь не входят прием и хранение преступно нажитых средств. Они не нуждаются в прибыли от клиентов, действия которых нарушают законодательство их страны.
А. Саркисянц,
к.э.н.
"Бухгалтерия и банки", N 7, июль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540