Дорога в венчурный рай
Участники венчурного рынка, самого рискового сегмента отрасли прямых инвестиций, собрались в конце июня на II Московском венчурном форуме. На Западе прорыв в экономике знаний был бы немыслим без участия венчурных капиталистов, в России же этот рынок находится в стадии становления. Традиционную заинтересованность в процессе проявляет государство. Заявленный руководством страны курс на инновации и создание госкорпораций для венчурного фондирования вызвал оптимистичные настроения на рынке. На форуме стало ясно, что ученые, бизнес-ангелы, венчурные менеджеры и капиталисты ждут от государства не только и не столько денег, сколько внятных действий по налаживанию инфраструктуры.
История венчурной индустрии в России началась с образования в феврале 1994 года государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника) и после прихода ряда западных инвестиционных фондов с венчурными программами, включая венчурные инициативы ЕБРР. Весной 1997 года была образована Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). После кризиса 1998 года венчурная активность на отечественном инвестиционном рынке фактически прекратилась. Зимой 2000 года РАВИ организовала первую общероссийскую Венчурную ярмарку, в рамках которой был презентован первый российский Венчурный инновационный фонд (с государственной поддержкой). С тех пор венчурная индустрия в России постепенно становится на ноги. В 2006 году президент РФ Владимир Путин акцентировал внимание государства на инновационном развитии страны, тогда же в России были учреждены госкорпорация ОАО "Российская венчурная компания" (РВК), Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) и Национальное содружество бизнес-ангелов (СБАР). РВК является государственной организацией, объединяющей частные венчурные фонды, которая на конкурсной основе предоставляет управляющим компаниям средства для финансирования инновационных проектов на ранних стадиях. НАИРИТ выполняет функции общественного контролера и помощника для инновационных компаний, творческих и научных коллективов. СБАР является объединением частных инвесторов. Наконец, летом прошлого года государство учредило корпорацию "Роснанотех", приступившую к финансированию проектов в области нанотехнологий, а осенью - ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" ("Росинфокоминвест"). Такова на сегодняшний день расстановка сил на отечественном венчурном рынке.
Несмотря на относительную молодость, Московский венчурный форум, по всей видимости, становится на рынке важнейшей площадкой для профессионального общения. Его организаторами выступают Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Москвы и Агентство по развитию инновационного предпринимательства, учрежденное этим департаментом. Участниками форума стали руководители ключевых венчурных организаций страны, чиновники, отвечающие за инновационную политику, ученые и эксперты в различных областях науки и техники, венчурные предприниматели и представители инновационно активных компаний. Всего на форуме было зарегистрировано около 600 участников, из них порядка 100 инвесторов и около 300 представителей инновационного бизнеса.
Круговорот фиаско Пленарное заседание форума открылось секцией инициатив государства по развитию рынка венчурного инвестирования. Первым выступил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев. По его словам, средств для финансирования инноваций у города хватает, а вот обоснованных, интересных проектов недостаточно. Сегодня московский Департамент поддержки и развития малого предпринимательства на конкурсной основе готов предоставлять инновационному бизнесу сравнительно небольшие субсидии - до 1 млн руб., но в перспективе их размер может быть увеличен. Однако еще ни один проект с возможным субсидированием от Москвы не был представлен на дальнейшее софинансирование. Также представитель московского правительства выразил озабоченность ситуацией с технопарками. На сегодняшний день в Москве действует только один технопарк - "Строгино". Из-за недостатка проектов его активность невелика: по словам Вышегородцева, парк заполнен лишь на две трети. Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы также озвучил проблему неэффективного освоения и недостаточного контроля над расходованием бюджетных средств на частные инновационные проекты. По мнению чиновника, серьезной проблемой является "круговорот" провальных проектов, учредители которых использовали бюджетные средства, затем получили частное финансирование, однако, потерпев фиаско, снова обращаются за бюджетными деньгами. Вышегородцев считает, что бороться с злоупотреблениями можно, заставив учредителей вкладывать в проект собственное имущество: чем выше доля участия учредителя в проекте, тем выше доверие со стороны чиновников и инвесторов. Григорий Бунатян, генеральный директор ОАО "Росинфокоминвест", сообщил о том, что фонд, организованный по инициативе Мининформсвязи России и до сих пор находившийся в состоянии наполнения, к середине осени будет сформирован в объеме 2,9 млрд руб. Предварительную инвестиционную оценку в "Росинфокоминвесте" прошли уже более 200 проектов в области информационных технологий. Бунатян привел общую сравнительную оценку мирового венчурного рынка и российских тенденций: сегодня в мире лишь в области высоких технологий венчурные инвестиции составляют порядка $29,1 млрд. Например, в США венчурные инвестиции в биотехнологии составляют порядка $7,5 млрд. В России венчурный рынок начал развиваться по израильской модели - с финансовым участием государства и развитием схем софинансирования с частными компаниями, при этом в США венчурная отрасль представлена практически лишь частным коммерческим сектором. Китай, в свою очередь, бурно развивает венчурную активность полностью на государственной основе: учреждаются десятки технопарков и бизнес-инкубаторов. Вопреки разочарованиям от пузыря "доткомов" в 2000-2001 годах, область информационных технологий восстановилась и преобладает при любой модели венчурного финансирования - в этот сектор инвестируется до 40% от всего объема средств. Главные проблемы отечественного рынка связаны с неразвитостью инвестиционных процессов. С одной стороны, в России пока еще только нарабатывается опыт конвейерного финансирования start-up-проектов - процедуры длятся очень долго, при том что на Западе, по оценке Бунатяна, получение инвестиций до $250 тыс. в экономических зонах высокотехнологичного бизнеса в среднем занимает 5-7 рабочих дней. Объемы также пока оставляют желать лучшего - в настоящее время в распоряжении фондов находится 4-5 млрд руб. По прогнозу генерального директора "Росинфокоминвеста", емкость спроса на финансирование стадии seeds в ближайшие годы достигнет 50 млрд руб. Причем в инвестиционном фонде на практике убедились, каков уже сегодня спрос на инвестиции в начальные стадии бизнеса: Бунатян констатировал избыток предложений по start-up-проектам.
"Рис. 1"
Таблица 1. Основные проблемы инновационно-венчурного сектора российской экономики | |
Сфера | Проблема |
Функционирование ин- новационной инфра- структуры |
Отсутствие взаимодействия между базовыми участниками российской инновационной инфраструктуры |
Отсутствие у российских венчурных предпринимателей опыта работы в условиях свободного рынка и знания механизмов коммерциализации инновационных идей |
|
Отсутствие единого органа, координирующего процесс реализации инновационной политики |
|
Реализация иннова- ционных проектов (при привлечении гос- средств) |
Высокий уровень коррупции в области организации и проведения инновационных конкурсов |
Отсутствие внешней профессиональной экспертизы государственных программ в сфере инновационного Отсутствие контроля за финансовых средств при реализации национальных инновационных проектов |
|
Источник: Презентация президента национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий О. Усковой |
Таблица 2. ТОП-10 регионов РФ по инновационной активности | |
Регион | Количество проектов |
Москва | 867 |
Санкт-Петербург | 93 |
Новосибирская область | 57 |
Пермский край | 48 |
Республика Татарстан | 48 |
Челябинская область | 46 |
Нижегородская область | 42 |
Ростовская область | 32 |
Саратовская область | 28 |
Тюменская область | 21 |
Источник: Презентация президента национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий О. Усковой |
Пора учиться
Умеренную самокритику, прозвучавшую из уст Вышегородцева и Бунатяна, можно назвать прелюдией к выступлению президента НАИРИТ Ольги Усковой. На сегодняшний день она, пожалуй, наиболее яркий представитель всего зарождающегося венчурного сообщества России. НАИРИТ объединяет почти полторы тысячи организаций и активно занимается поддержкой инновационных проектов, участвует в законотворческом процессе. Нельзя сказать, что в России законодательная и экономическая действительность способствует инновационно-венчурной деятельности. По заявлению Усковой, сегодня НАИРИТ приходится заниматься не столько профильной деятельностью, сколько лоббизмом и "наездами" с целью защиты правильных инициатив и перспективных проектов.
Среди системных проблем рынка Ускова называет молодость (часть венчурных механизмов находится лишь на стадии зарождения), а также отсутствие взаимосвязей и координации между ключевыми участниками и государственными ведомствами. "В российской венчурной сфере отсутствует общая идеология и единый ответственный госорган", - констатировала Ускова. Это утверждение сразу прокомментировал Михаил Вышегородцев: по его словам, многие госструктуры не хотят подчиняться друг другу, и объединить разрозненные функции в едином федеральном органе крайне сложно. Президент НАИРИТ заострила внимание на том, что строительство венчурной системы в России уже сейчас сталкивается с проблемой нецелевого расходования выделенных из госбюджета средств, особенно с учетом их планируемых объемов. Речь идет о суммах порядка 3 млрд руб. для "Росинфокоминвеста", 20 млрд руб. для РВК и порядка 100 млрд руб. для "Роснанотеха". Государство должно укрепить юридические рогатки против нецелевого расходования этих денег, в частности ввести жесткую систему требований по экономической эффективности, регламентировать инвестиционные экспертизы. НАИРИТ, со своей стороны, вкладывает усилия в инфраструктурное развитие: уже действует единая библиотека инновационных проектов, существуют планы по созданию системы дистанционного обучения "Всеобуч" и федеральной сети консультационных центров "Советник".
Образовательная инициатива НАИРИТ нацелена на обучение российских разработчиков основам ведения инновационного бизнеса и коммерциализации научных идей, а консультационный проект (за три года - 10 центров в ключевых российских регионах) - для их поддержки в области бизнес-планирования, взаимодействия с инвесторами, управления инновационными проектами. "Всеобуч" и "Советник" в перспективе должны удовлетворить аппетиты венчурных фондов на правильно оформленные проекты, ведь услуги по обучению и консультированию будут бесплатными и общедоступными. Кроме того, в НАИРИТ на центры "Советник" возлагаются надежды как на региональные узлы обеспечения диалога между участниками инновационной инфраструктуры: органами государственной власти, венчурными фондами, инновационными компаниями. Заместитель руководителя Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Балашов, взявший слово вслед за Ольгой Усковой, обратил внимание аудитории на злополучный Федеральный закон от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Закон N 94-ФЗ), который создал ряд трудностей для инновационной деятельности. По информации Балашова, в Закон N 94-ФЗ уже подготовлены поправки, касающиеся инновационной продукции. Большие надежды рынок возлагает на законопроект "О передаче технологий", в котором будут уточнены критерии инновационно активных предприятий. В заключение Балашов развил тезис Вышегородцева о софинансировании, добавив, что в случае с госсредствами нужно преодолеть тенденцию восприятия квалифицированного инвестора как учредителя проекта и заставлять инициаторов идеи искать частных соинвесторов.
Источники капитала
Во второй секции форума представители инвестиционных и управляющих компаний обсуждали преимущества и недостатки разных источников средств для венчурного финансирования. По мнению управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого, из-за одновременного появления корпораций с государственным участием на венчурном рынке скоро может начаться перегрев, особенно если учесть пресловутый недостаток качественных проектов. Вообще, по меткому определению Галицкого, главный критерий любого учредителя или инноватора - качество денег. Самое опасное на стадии seeds - "глупые деньги из глупых рук". Опытный предприниматель от таких откажется, а вот для начинающего - это серьезный риск. Поэтому государству следует больше внимания обращать на инфраструктуру венчурной отрасли, особенно на компании, проводящие консультации.
С другой стороны, успешно преодолев начальную стадию, в том числе и за счет "умных денег" бизнес-ангелов, предприниматель столкнется с венчурным фондом. По замечанию члена совета директоров ФГ "Maxwell Capital" Дмитрия Попова, в России уже достаточно широко распространены закрытые паевые инвестиционные фонды, достоинствами которых являются репутация и длинные дешевые деньги (например, РВК предоставляет средства в доверительное управление под 5% годовых), а недостатком - зависимость от изменчивой законодательной базы. Впрочем, участники дискуссии сошлись во мнении, что частные и государственные фонды различаются лишь по объему инвестиций и степени бюрократизма при принятии решений (показатели обоих факторов - не в пользу госфондов). В завершение секции управляющий директор ГК "Тройка Диалог" Андрей Шаронов подчеркнул общую проблему рынка: для фондов, естественно, важна оценка вклада (или долей) и право собственности (патенты) у инициатора проекта. А при попытках коммерциализации инноваций институтов Академии наук нередко возникают серьезные проблемы. В системе РАН насчитывается порядка 34 тыс. изобретений (в 63 прикладных областях), авторство которых зачастую невозможно определить. Разрешить проблему должно введение Закона "О передаче технологий".
Таблица 3. Прогноз результатов венчурного рынка РФ к 2011 году | |
Показатель | Характеристика |
Объем венчурных инвестиций | $2 млрд |
Количество МИП*(1)/размер инвестиций в 1 МИП | До 2000/$1-2 млн |
Количество МИП, успешно преодолевших "мертвую зону" НИОКР*(2) | 20-25% МИП |
Количество успешных МИП | 200-500 |
Итог | К 2011 году около 350 МИП будут озабочены созданием сборочных или опытно-промышленных производств и выходом на рынки со своей инновационной продукцией |
*(1) МИП - малое инновационное предприятие. *(2) "Мертвая зона" НИОКР - промежуток времени между созданием опытных и изготовлением промышленных образцов. Источник: Презентация генерального директора ИК "ТОНАП" Д. Чухланцева |
"Рис. 2"
Таблица 4. Принципы бизнес-инкубирования | |
Критерий | Характеристика |
Наличие всех участников | Инициаторы проекта - разработчик и предприниматель |
Инвестор - частный, государственный или их партнерство | |
Управляющий - бизнес-инкубатор | |
Поэтапность выполнения проекта | Наличие общей мотивации для всех участников |
Принятие инвестиционного решения по окончании каждого этапа (прекращение проекта, продолжение, изменение плана) |
|
Инициатор проекта | Материальная ответственность за представленный план и его выполнение |
Полномочия в рамках утвержденного финансирования | |
Инвестор | Личное участие в принятии инвестиционных и важных для проекта решений на всех этапах, начиная с отбора |
Мониторинг экономической эффективности проекта | |
Невмешательство в операционную деятельность проекта | |
Источник: Презентация директора по технологиям международного фонда технологий и инвестиций С. Карабашева |
Период инкубации
В оба дня форума бизнес-ангелы, представители технопарков, специалисты бизнес-инкубаторов, ученые и чиновники обсуждали проблемы управления инновационными проектами, их опеки и начального инвестирования. Генеральный директор Ассоциации бизнес-инкубаторов России Андрей Лебедев во многом уповает на инициативы МЭР. Во-первых, ведомство продвигает идею "Фонда ранних посевных инвестиций", в котором доля государства может достичь 75%. Во-вторых, чиновники предполагают ввести льготные ставки аренды на территориях технопарков и бизнес-инкубаторов (предприниматели будут оплачивать до 40% стоимости аренды). Лебедев надеется, что при поддержке государства число бизнес-инкубаторов в ближайшие годы возрастет до 100. При адекватном управлении эта сфера деятельности сама по себе окупается и становится доходной. Так, в Финляндии частные предприниматели полностью выкупили у государства бизнес-инкубатор "Технополис" спустя три с половиной года после начала его функционирования. Безусловно, в различных регионах России очаги венчурной активности будут неодинаковы. Наиболее перспективным участники рынка считают создание кластеров: территориальных образований с концентрацией научного и предпринимательского потенциала. Типичный пример - Силиконовая долина в США. В России бизнес-инкубирование будет становиться все более востребованной деятельностью. К этому подталкивает слабость "самодельных" бизнес-проектов и общемировая тенденция роста числа бизнес-ангелов. Многие инвесторы, в прежние времена предпочитавшие вкладываться на венчурной стадии, в последние годы переориентируют стратегию в сторону инвестирования на самом раннем этапе - стадии seeds. При должной диверсификации это позволяет существенно увеличить доходность инвестиционного портфеля. Российская венчурная индустрия быстро набирает обороты, и наиболее вероятно, что после нескольких громких и успешных проектов труд бизнес-ангелов станет у нас не только выгодным, но и модным.
С. Широков
"Риск-менеджмент", N 7-8, июль-август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020