Охрана труда на предприятиях связи
Л.А. Евстратова,
эксперт журнала "Услуги связи:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2017 г., с. 50-58.
Поводом для написания данной статьи послужило Письмо Минтруда РФ от 24.01.2017 N 15-2/ООГ-191, посвященное применению правил охраны труда при работах по обслуживанию опор линий связи. Что же советуют чиновники? Что еще следует знать оператору связи об охране труда на предприятии? Как отразить расходы, связанные с указанным мероприятием, в бухгалтерском и налоговом учете?
О чем поведали чиновники?
Они напомнили, что работы по обслуживанию опор линий связи должны проводиться с соблюдением отдельных норм Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 28.03.2014 N 155н. Документ предписывает применять при работе на высоте различные приспособления, такие как монтерские когти и лазы, которые должны выдерживать определенную нагрузку. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) установлен в документации производителя, но не более пяти лет. Обслуживание и периодические проверки когтей и лазов проводятся на основании эксплуатационной документации изготовителя.
Отметим: это все предписания универсального документа, имеющего общую направленность. Но есть у операторов связи специальный нормативный акт по данной теме - ПОТ Р О-45-006-96 "Правила по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации)", утвержденные Приказом Минсвязи РФ от 25.01.1996 N 8. Минтруд сообщает, что названный документ не зарегистрирован Минюстом и, следовательно, не является нормативным правовым актом и не имеет юридической силы. Его положения могут быть использованы в качестве рекомендаций в части, не противоречащей требованиям правовых актов, в том числе Правил по охране труда при работе на высоте.
Для сравнения: ПОТ Р О-45-009-2003 "Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи", утвержденные Приказом Минсвязи РФ от 10.04.2003 N 39, зарегистрированы Минюстом и являются действующим нормативным правовым актом. Жаль, чиновники не обозначили, какой из действующих документов имеет приоритет, и не рассказали, как же пользоваться названными документами, имеющими нормативный и рекомендательный характер. Попробуем эту недосказанность устранить, систематизировав все документы по охране труда в сфере связи.
Разбираемся с правовой базой самостоятельно
Нужно понимать, что те или иные правила по охране труда - подзаконные акты, утвержденные во исполнение нормативного акта более высокого уровня. В настоящее время таким предписывающим нормативным актом является Трудовой кодекс. Раньше правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, базировались на отдельном федеральном законе, уже утратившем силу.
Неважно, на основе какого документа разработаны те или иные правила охраны труда, они применяются в части, не противоречащей действующему Трудовому кодексу. Причем из всех подзаконных актов нужно выделить те, которые регулируют общие вопросы, и те, которые разработаны для отдельных ситуаций. Это нужно, чтобы правоприменитель понимал, в какой последовательности их использовать.
На схеме ниже обозначим основные акты по охране труда для предприятий связи.