В чем заключается решение вопросов местного значения в сфере обращения с отходами?
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Новая редакция указанного пункта вступила в силу с 1 января 2016 года.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). При этом указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
При этом следует учитывать, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Необходимо также отметить, что аналогичные полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемых вопросов местного значения закреплены и отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
При этом сама организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (подпункты 7-7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Тем самым, в настоящее время законодательно закреплено только участие органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. При этом организация указанной деятельности отнесена к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должна устанавливаться соответствующими правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах обращения с отходами потребления, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Минстрой Пермского края) (пункт 1.1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18 февраля 2014 г. N 90-п (далее - Положение о Минстрое Пермского края). Минстрой Пермского края осуществляет ряд функций в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.18 Положения о Минстрое Пермского края), в том числе и организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 3.18.11 Положения о Минстрое Пермского края).
Кроме того, по мнению Комитета, при осуществлении органами местного самоуправления всех видов муниципальных образований полномочий в области обращения с отходами необходимо учитывать положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П).
Согласно пункту 4.2 указанного Постановления, в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся проведения очистки территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на его территории земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.
Конституционный Суд Российской Федерации уже обращал внимание на то, что содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N 2-П). В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым - вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных публично-правовых образований (пункт 5.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что анализ отнесенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами в их сопоставлении с вопросами в той же сфере, закрепленными за городскими округами, свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 7) и "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория "организация" (в прежней редакции) и, соответственно, на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Это тем более относится к действующей редакции рассматриваемых законоположений, где говорится об "участии в организации" (пункт 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район").
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.