Насколько правомерно установление и введение в действие земельного налога в течение переходного периода до 1 января 2009 года на территории вновь образованных поселений нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения? Могут ли федеральные органы государственной власти оказывать влияние на решение представительных органов муниципальных образований по установлению ставок земельного налога?
Согласно части 4 статьи 12 НК земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи.
При установлении земельного налога на территориях поселений представительными органами данных поселений определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с положениями частей 1.1-1.3 статьи 83 Федерального закона в переходный период до 1 января 2009 г. законом субъекта РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
В этом случае, согласно нормам статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" земельный налог, обязательный к уплате на территории указанных поселений, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с главой 31 НК и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения. При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что в переходный период земельный налог, обязательный к уплате на территориях указанных поселений, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов указанных поселений.
Таким образом, решение вопроса о закреплении данных налоговых полномочий за органами местного самоуправления указанных поселений в период с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления (независимо от их территориального уровня) самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В связи с этим федеральные органы государственной власти не вправе оказывать влияние на решение представительных органов муниципальных образований по установлению ставок земельного налога, в пределах предусмотренных НК. При этом необходимо учитывать, что представительными органами муниципальных образований и законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы по уплате земельного налога, основания и порядок их применения (часть 4 статьи 12 НК).
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно нормам части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 14 и части 3 статьи 17 Федерального закона, а также статьей 12 и 387 НК после окончания переходного периода все полномочия, в том числе налоговые по решению органами местного самоуправления поселений вопросов местного значения должны будут осуществляться ими самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральными законами.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.