Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих-мусульман
С.В. Иванеев,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры конституционного и международного права
Университета "СИНЕРГИЯ" (г. Москва),
президент некоммерческой организации
"Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г., с. 97-102.
Реальность нашего времени при всей сложности своего содержания укладывается в общий фундаментальный принцип эволюционизма: "существовать" всегда означает "развиваться". Для общества, в том числе российского, это требует постоянных поисков ресурсов, способных обеспечивать инновационные изменения. Для постиндустриальной фазы развития общества одним из важнейших ресурсов информационной основы развития становится знание, освоение принципиально новых технологий и универсальная позиция экономии времени.
Данные факторы также имеют и прямое отношение к военной организации государства, так как определяют некий контекст, в котором общей нормой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и основой обеспечения устойчивости общественной среды является нахождение оптимального способа организации, принятие инновационных решений, сокращение промежуточных звеньев, которые неизбежно возникают в процессе перехода от условий к заданным результатам, и др.
Проведенная в феврале 2011 г. дискуссия за круглым столом среди известных конституционалистов*(1), где обсуждались такие вопросы, как соотношение прав человека и интересов общества в целом в современных конституционных системах, универсализация конституционных ценностей, построение международного конституционализма, столкновение секуляризма и клерикализма, наглядно продемонстрировала, что российский конституционализм, к сожалению, является имитационным.
По мнению Н.В. Витрука, "господствующая государственно-политическая элита коррумпирована и признавая незыблемость несправедливой, криминализированной "приватизации", отрицает всякую возможность национализации ряда отраслей производства. Примером этому является отказ от введения прогрессивного налога на доходы, получаемые олигархическим капиталом - хотя бы в условиях финансового кризиса, в то время как растет число миллиардеров"*(2).
По мнению же Б.А. Страшуна, "наш конституционализм можно назвать не только имитационным, но и коррупционным, хотя это и отрицает его сущность"*(3).
Кризис современного конституционализма, как подчеркивают исследователи, обусловлен тем, что в настоящее время значительно возрастает количество угроз правам человека. Примером этому является нарушение конституционного принципа светского государства и равноправия религиозных конфессий, что гарантировано ст. 14 Конституции Российской Федерации.
О.Е. Кутафин ранее отмечал в своей монографии "Российский конституционализм", что "возрастающее влияние церкви в нашей стране чувствуется везде - и в системе образования, и в вооруженных силах, и в пенитенциарной системе". Вывод в своей работе он делает абсолютно правильный: "Надо сказать, что сегодня православие в нашей стране зачастую воспринимается всего лишь как замена прежней коммунистической идеологии. Оно пытается занять пустующую нишу борьбы за справедливость в умах людей, что едва ли служит делу обеспечения идеологического разнообразия в нашей стране"*(4).
Целью настоящей статьи является то, что в ней проводится исследование попытки формирования и развития у военнослужащих-мусульман качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности посредством правового воспитания.
Необходимость обсуждения правового воспитания именно военнослужащих-мусульман связана с тем, что, по словам члена научного совета Московского центра Карнеги и востоковеда А.В. Малашенко, мы наблюдаем несовпадение "исламского и российского гражданского векторов идентичности", что особенно заметно на фоне межнациональных конфликтов в воинских коллективах с участием призывников из республик Северного Кавказа.
Духовный лидер российских мусульман муфтий Равиль Гайнутдин, выступая на X Международном мусульманском форуме "Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности", прошедшем 10-12 декабря 2014 г. в российской столице, заявил:
"Тот процесс, который мы наблюдаем в российской внешней политике сегодня, журналисты уже окрестили как "Разворот на Восток" ... это дает шанс российским мусульманам сыграть одну из ключевых ролей в новой внешнеполитической стратегии Российской Федерации. Что, автоматически, будет означать повышение статуса российской мусульманской общины и на политическом ландшафте внутри Российской Федерации".
При этом муфтий Гайнутдин пояснил:
"Именно мусульмане могут сегодня выступать в качестве консолидирующего общество элемента. Отчасти это связано с тем обстоятельством, что, когда ведущая религиозная организация России - Русская православная церковь выступает с консервативной и традиционалистской повесткой, многими в обществе такая стратегия трактуется как попытка клерикализации общества. Артикуляция практически тех же тезисов со стороны мусульман воспринимается несколько мягче"*(5).
Рассуждая об упомянутом "Развороте на Восток", зададимся резонным вопросом: каким образом возможно формирование позитивного правосознания у военнослужащих-мусульман в условиях глобального наступления ислама на светское пространство?
Ответим на поставленный вопрос прямо: в данный момент это сделать невозможно, так как по результатам социологического опроса от 30 до 40% дагестанской молодежи придерживаются идеологии ваххабизма, более 40 процентов дагестанцев однозначно считают ислам истинной и последней мировой религией, которую должны принять все народы мира добровольно или принуждением*(6).
В настоящее время мусульманский экстремизм разжигает чувства религиозного фанатизма, исключительности ислама и необходимости утверждения его господства во всем мире. При этом на все лады превозносится Коран как "книга книг", пропагандируется система обучения молодежи на его мировоззренческих основаниях, внушаются идеи о превосходстве "мусульманской цивилизации" и отделении ее от остального мира.
Антиобщественная деятельность мусульманского экстремизма многообразна, но едина: превознести ислам как высшую модель духовной культуры, соответствующей интересам человека и мирового человечества в целом. И для достижения этих целей, считают мусульманские экстремисты, все средства хороши. В том числе и терроризм.
К тому же Россия, по мнению известного исламоведа А.В. Малашенко, почти два десятилетия (с коротким перерывом) воюет с мусульманами. Конкретный враг в массовом сознании представляется афганским муджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя "ветеранами мусульманских войн"*(7).
Сложная демографическая ситуация, острота межэтнических и межконфессиональных отношений привели к тому, что одной из основных внутренних военных опасностей в военной доктрине России остается религиозная ненависть, а это означает, что "воину-мусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга"*(8).
Примером является рубрика "Вопрос-ответ" на исламском сайте, где военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, задает вопрос: "Я работаю в армии немусульманского государства, и между ними и мусульманами идет война. Каково постановление, если они посылают меня с подразделением этой армии, чтобы вести войну против мусульман? Мои чувства как мусульманина состоят в том, что я никогда не хочу сражаться против мусульман в любой войне. Что я должен сделать?".
Ответ редакции мусульманского интернет-ресурса поражает своей антигосударственной направленностью:
"Мы хотим указать на обязательность поиска другой работы и оставления службы в армии кяфиров, потому что это является помощью им, усилением и увеличением числа их воинов и помощников. Исключения могут быть в случае, если ваша работа может принести пользу мусульманам, как, например, передача информации и секретов кяфиров мусульманам, с целью помощи мусульманам"*(9).
Имам - хатыб Московской Соборной мечети Равиль Гайнутдин (ныне - шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России) еще в далеком 1991 г. заявил: "В российском республиканском парламенте есть депутаты-мусульмане. Благодаря им мы были в курсе всех решений, принимаемых Верховным Советом и Президентом России"*(10).
Ислам - это не просто религия. Современная светская мысль недооценивает исламскую идентичность, тогда как для мусульманина отречение от веры - не просто религиозный, а политико-юридический акт. Принадлежность к умме важнее для мусульманина, чем гражданство в том или ином государстве. Это недвусмысленно выразил один молодой англичанин, принявший ислам: "Я не англичанин-мусульманин, а мусульманин, живущий в Англии"*(11). Поэтому европейские государства не должны рассматривать обращение своих граждан в ислам как просто осуществление духовного выбора: встает реальная проблема суверенитета*(12).
Вся история ислама свидетельствует о том, что как его отношение к иноверцам, так и способы исламизации населения постоянно изменялись в зависимости от конкретных социально-политических, экономических и прочих условий. Однако во все времена центральной и доминирующей идеей ислама в отношении к немусульманам была идея превосходства мусульман над ними, а общей тенденцией развития этих отношений - обращение их на путь "истинной" религии с применением самых различных форм и методов, начиная от мирных, добровольных и кончая насильственными*(13).
Совершая научные командировки в Республику Дагестан, мне довелось близко ознакомиться с творческой деятельностью профессора С.Ш. Муслимова. Он не кабинетный исследователь. При написании своих работ он реализует себя как социолог-гуманист, религиовед-гуманист, философ-гуманист. Поэтому его книги и статьи выражают жизненный опыт автора, глубоко обеспокоенного жизнью конкретных людей, конкретного человеческого сообщества. Ценность его работ определяется еще и тем, что он тонко чувствует психологию ислама и психологию своих соотечественников, проявляя исключительную проницательность при анализе теневых сторон ислама, показывая причины и истоки заблуждений верующих и критикуя извращенные и экстремистские версии ислама. Салих Шабанович Муслимов принадлежит к тому поколению советских исламоведов, которое продолжает лучшие традиции российского исламоведения XIX-XX вв. При этом профессор С.Ш. Муслимов отмечает, что исламские ценности несовместимы с принципами современного гражданского общества в духовной сфере, т.е. в сфере реализации личностью, гражданином своих прав на свободу совести, убеждений и т.д. По его мнению, обязательность веры в Бога исключает свободу личности иметь убеждения по своему выбору, без чего нет гражданского общества*(14).
Социальное бытие исключительно сложно и динамично, его отличает как многообразие, так и единство. Вместить эту истину никакое религиозное учение не способно. Мы, конституционалисты, убеждены в том, что общие интересы человечества: мир, социальная справедливость, сохранение и защита окружающей среды и т.д., - консолидируют мировое сообщество и стимулируют выработку общемировых стандартов цивилизованного развития и жизни народов. Безусловно, это трудная и долгая дорога к укреплению и установлению надежных основ безопасной и благополучной жизни людей. Жизнь человека и общества никогда не будет идеальной, поскольку экономические, социальные и личные интересы людей различны. Но их можно и необходимо согласовывать и вводить в рамки общих гуманных и разумных норм человеческих отношений. Среди ценностей современного гуманизма большое значение имеют ценности диалога, сотрудничества и партнерства.
Указанные ценности тем выше, чем контрастнее и противоречивее палитра мировой культуры. Умение проводить воспитательную и правовую работу с военнослужащими любых национальностей, вести диалог, искать разумный компромисс и добиваться мирного решения проблем безальтернативно, потому что в мире никогда не было и едва ли установится мировоззренческое единство и единомыслие. Единство и многообразие культуры и образов жизни подталкивает человечество к выработке общемировых гуманных кодексов поведения как для общества, так и для индивида. Эти кодексы не имеют ничего общего с догматическими религиями и каким-либо насилием. Они основаны на разуме, доброй воле и стремлении к миру и благополучию людей.
Объективные процессы интеграции человечества в общепланетарное сообщество обнаруживают уязвимость и в ряде случаев неработоспособность регионально-этнической и религиозно-конфессиональной замкнутости. Поэтому "мусульманская", "христианская", "буддийская" и прочая мораль все больше уступает место общепланетарной морали, основанной на принципах светского, просвещенного наукой миропонимания, светского права и светской гуманистической морали.
Таким образом, в условиях антиконституционного внедрения религии в светское пространство общественной жизни мы, военные юристы, можем и должны предложить обществу систему ценностей, облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.
Это напрямую связано с необходимостью переиздания учебно-методического пособия по работе с военнослужащими-мусульманами, так как Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами*(15), подготовленные в рамках сотрудничества Управления воспитательной работы СВ и Совета муфтиев России при непосредственном участии генерал-майора А.В. Чечетенко и шейха Равиля Гайнутдина неоднократно ранее мною подвергались критике в еженедельнике "Военно-промышленный курьер"*(16).
Данная брошюра является полезной разве что в ознакомительном плане, но не может квалифицироваться как учебно-методическое пособие, т.к. изложенные в ней пожелания антинаучны, поскольку подготовлены специалистами религиозной организации.
Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма, необходимо объединение и создание адекватной институциональной структуры свободомыслящих, их единение с научно-просветительскими и гуманистическими обществами.
Библиографический список
1. Вагабов M.B. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. пособие по спецкурсу науч. атеизма для студентов, аспирантов и преподавателей ун-тов [Текст] / М.В. Вагабов. - М.: Высш. шк., 1984. - 167 с.; 21 см.
2. Григорян С.А., Мельков С.А., Перенджиев А.Н. "Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами". [Текст] // М. 2005, 102 стр.
3. Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы [Текст] DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Une alliance contre I'Europe. - Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. - 360 p. (Книга французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового исламизма и США).
4. Иванеев С.В. Никакая религия Вооруженные Силы не укрепит. Еженедельник "ВПК". [Текст] //N 19 (436) за 16 мая 2012 года.
5. Ислам для России / Алексей Малашенко; [Текст] Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 192 с., илл.
6. Конституционализм: идеал и/или реальность: Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. [Текст] /Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. - М.: Институт права и публичной политики, 2012. - 255 с. - (Серия "Современные конституционные исследования").
7. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. [Текст] М.: Норма, 2008. - 258 стр. // Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 175 с.
8. Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. [Текст] - Махачкала: типография (ИП Магомедалиев С.А.), 2014. - 141 с.
9. Новая миссия российских мусульман. [Текст] Ислам Минбаре, N 13(231)/2015/http://www.ID.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституционализм: идеал и/или реальность: Сб. материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г. / под ред. Б.А. Страшуна, И.A. Алебастровой. M., 2012. 255 с.
*(2) Витрук Н.В. Конституционализм: реальный или имитационный? // Там же. С. 36.
*(3) Страшун Б.А. Конституционализм: идеал, реальность и возможная перспектива // Конституционализм: идеал или реальность. С. 28.
*(4) Кутафин О.Е. Российский конституционализм. M., 2008. 258 с.
*(5) Новая миссия российских мусульман // Ислам Минбаре. 2015. N 13 (231). [Электронный ресурс]. URL: http://www.idmedina.ru/medina/?6230.
*(6) Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. Махачкала, 2014. 141с.
*(7) Ислам для России / А. Малашенко, Моск. Центр Карнеги. М., 2007. 192 с.
*(8) Там же.
*(9) URL: http://fatwaonline.net/?view=question&id=14004.
*(10) Наука и религия. 1991. N 10.
*(11) Дель Валь А. Исламизм и Соединенные Штаты: Союз против Европы [Текст] DEL VALLE A. Islamisme et Etats-Unis: Une alliance contre I'Europe. - Lausanne: L'Age d'Homme, 1999. - 360 p. (Книга французского исследователя А. дель Валя посвящена совместному наступлению на интересы Европы двух весьма разных сил - мирового исламизма и США).
*(12) Там же.
*(13) Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания: Учеб. пособие по спецкурсу научного атеизма для студентов, аспирантов и преподавателей университетов. M., 1984. 167 с.
*(14) Муслимов С.Ш., Миримова А.А. Молодежь о религии и религиозном экстремизме. Махачкала, 2014. 141 с.
*(15) Методические рекомендации офицерам Сухопутных войск по работе с военнослужащими-мусульманами / сост. С.А. Григорян, С.А. Мельков, A.H. Перенджиев. М., 2005. 102 с.
*(16) Иванеев С.В. Никакая религия Вооруженные Силы не укрепит // Еженедельник "ВПК". 2012. N 19 (436).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иванеев С.В. Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих-мусульман
Ivaneev S.V. Modem constitutionalism and its importance in solving the problems of legal education of Muslim soldiers
С.В. Иванеев - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ" (г. Москва), президент некоммерческой организации "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма"
S.V. Ivaneev - PhD, Associate Professor of Constitutional and International Law "Synergy" University (Moscow), president of the nonprofit organization "XXI century citizens of the Association for the development of secularism and humanism"
Автор приходит к выводу, что вся система правового воспитания военнослужащих-мусульман должна базироваться на научном мировоззрении, т.к. в условиях сегодняшнего глобального наступления ислама на светское пространство необходимо предложить обществу облагородить борьбу за свободомыслие, за разум, научное демократическое мировоззрение, за просвещение и человеческое достоинство.
Не допуская рецидивов вульгарного и воинствующего атеизма необходимо разработать и издать учебно-методическое пособие по формированию правовой культуры и правовому воспитанию военнослужащих-мусульман.
The author concludes that the whole system of legal Sun-Power-Muslim soldiers should be based on scientific E rovozzrenii because in today's global offensive of Islam in the secular space is needed to offer society dignify the struggle for freedom of thought, of mind, scientific democratic mirovozzre-set for education and human dignity.
Preventing recurrence vulgar and militant atheism req-Dimo develop and publish a teaching aid for the formation of legal culture and legal education of servicemen-Muslims.
Ключевые слова: ислам, правовое обучение, правовое воспитание, культ, свобода совести, светскость, религия
Key words: Islam, legal education, legal education, worship, freedom of conscience, secularism, religion.
Современный конституционализм и его значение в решении задач правового воспитания военнослужащих-мусульман
Автор
С.В. Иванеев - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ" (г. Москва), президент некоммерческой организации "Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 2, февраль 2017 г.