Организация безопасности и гигиены труда
в учреждениях здравоохранения
На основании ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а согласно ст. 41 Конституции РФ - право на охрану здоровья и медицинскую помощь, отвечающую требованиям установленных санитарных норм. При этом условия труда, как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, определяют гл. 34-36 Трудового кодекса РФ. Один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям, непосредственно связанным с охраной здоровья на рабочем месте. Данная статья освещает вопросы безопасности и гигиены труда работников учреждений здравоохранения, а также особенности бухгалтерского и налогового учета расходов, произведенных в целях их обеспечения.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Формулировки основных понятий, связанных с охраной труда работников, приведены в ст. 209 ТК РФ.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Личная гигиена медперсонала. В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал учреждений здравоохранения в соответствии с п. 11.7 и 11.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров " СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124, обязан перед осмотром каждого больного (роженицы, родильницы) или выполнением процедур, после выполнения "грязных процедур" (к примеру, уборки помещений, смены белья больным, посещения туалета) мыть и дезинфицировать руки, а также использованный медицинский инструментарий. Право работников на использование средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств закреплено положениями Трудового кодекса РФ. В частности, абз. 1 ст. 221 ТК РФ определено, что на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Обязанность работодателя приобретать и выдавать выше упомянутые средства предусмотрена также ст. 14 Федерального закона N 181-ФЗ*(1).
На сегодняшний момент Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи утверждены Постановлением Минтруда РФ от 04.07.2003 N 45. Данными нормами определено, что на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается мыло, а на работах, сопряженных с трудносмываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, клеями, химическими веществами раздражающего действия, - защитные, регенерирующие и восстанавливающие кремы, очищающие пасты для рук. Однако следует отметить, что эти нормы являются общими и не содержат конкретного упоминания о работниках здравоохранения.
В связи с тем, что медицинские работники осуществляют свою деятельность в особых условиях, данные нормы не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Поэтому Правительством РФ с 22.04.2008 на Минздравсоцразвития п. 5.2.73 и 5.2.74 Положения N 321*(2) возложены полномочия по разработке типовых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств. Однако на момент написания данной статьи такой нормативно-правовой акт еще не утвержден.
В настоящее время работодателю предоставлено право самостоятельно устанавливать нормы, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (абз. 2 ст. 221 ТК РФ).
Дезинфекция различных объектов и уборка помещений. Статьей 223 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием в соответствии с требованиями охраны труда. К примеру, требования, предъявляемые к проведению дезинфекции различных объектов и уборке помещений при работе с микроорганизмами, предусмотрены п. 2.12 Санитарно-эпидемиологических правил "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней "СП 1.3.2322-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2008 N 4, а порядок обработки салона автомашины скорой медицинской помощи, мебели, клеенчатого покрытия носилок при попадании инфицированного материала установлен п. 8 Методических рекомендаций по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи от 14.04.2004 N 21.
Обязанность юридических лиц осуществлять профилактические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнять требования санитарных правил и иных нормативно-правовых актов РФ к организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию в целях предупреждения травм, профессиональных, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, предусмотрена также п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Бухгалтерский учет
В целях реализации требований санитарно-эпидемиологических норм для обеспечения личной гигиены работников и осуществления профилактических мероприятий по обработке (уборке) помещений, учреждения здравоохранения приобретают необходимые хозяйственные материалы (ведра, мыло, кремы, растворы дезинфицирующих средств, клеенчатые мешки и др.).
Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 49 Инструкции N 25н*(3)), на основании первичных учетных документов (накладных поставщиков). Аналитический учет осуществляется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.
Отражение в учете операций по перемещению хозяйственных материалов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0315006) и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), а их списание оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Следует отметить, что п. 55 Инструкции N 25н предусмотрено два метода определения фактической стоимости материальных запасов при их списании: по фактической стоимости каждой единицы и по средней стоимости. Выбранный учреждением метод закрепляется положениями учетной политики.
Пример.
Учреждением здравоохранения приобретены моющие средства на сумму 1 100 руб. (в том числе НДС - 167,8 руб.), а именно: по цене 20 руб. за штуку - 20 шт., по цене 30 руб. - 10 шт., по цене 40 руб. - 10 шт. Они были доставлены на склад и оплачены за счет средств федерального бюджета. Из них выданы на нужды учреждения моющие средства в количестве 10 шт. В учреждении при списании материальных запасов применяется метод определения фактической стоимости по средней стоимости.
В бухгалтерском учете данные операции следует оформить следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили на склад моющие средства (40 шт.) |
1 105 06 340 кладовщик |
1 302 22 730 | 1 100 |
Оплачены поставщикам моющие средства (40 шт.) |
1 302 22 830 | 1 304 05 340 | 1 100 |
Выданы со склада моющие сред- ства старшей медицинской сес- тре (10 шт.) |
1 105 06 340 ст. медсестра |
1 105 06 440 кладовщик |
275 |
Списаны выданные техперсоналу на нужды учреждения моющие средства (10 шт. х 27,5 руб.)* |
1 401 01 272 | 1 105 06 440 ст. медсестра |
275 |
* Списание осуществляется по средней стоимости: 1100 руб. / 40 шт. = 27,5 руб. |
Налогообложение
Расходы на приобретение чистящих и моющих средств можно считать производственными расходами, потому что гигиена медперсонала, а также поддержание чистоты в помещениях входят в обязанности работодателя по обеспечению гигиены труда. Однако как обосновать правомерность включения в состав расходов затрат на их приобретение?
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. К материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Следовательно, расходы налогоплательщика на покупку хозяйственных товаров и предметов бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и т.д.) относятся к расходам на хозяйственные нужды и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данный вывод сделан Минфином в письмах от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182 и от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229.
Однако, по мнению налоговиков, расходы на хозяйственные нужды (мыло, чистящие средства, швабры и другие) включаются в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики считают, что данные расходы можно отнести к прочим, связанным с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда, при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ (Письмо УФНС по г. Санкт-Петербургу от 03.04.2006 N 02-05/07859@).
Расходы на приобретение чистящих и моющих средств включаются в затраты при исчислении налога на прибыль, если соблюдены требования ст. 252 НК РФ.
По вопросу включения в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на хозяйственные нужды имеется положительная арбитражная практика. Например, ФАС МО в Постановлении от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06 указал, что чистящие, моющие и иные аналогичные средства приобретаются с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии, в связи с чем затраты на их приобретение в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль.
В. Жарова
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
*(2) Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от30.06.2004 N 321 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 248).
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"