Правомерно ли закрепление в уставе городского округа с внутригородским делением нормы, согласно которой глава местной администрации округа согласовывает кандидатуры своих заместителей и/или глав администраций внутригородских районов с представительным органом городского округа с внутригородским делением?
Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) полномочия представительного и исполнительного органов муниципального образования по решению вопросов местного значения разграничиваются уставом муниципального образования (часть 8 статьи 22, часть 8 статьи 25, часть 3 статьи 34, часть 11 статьи 35, часть 1 статьи 37, пункт 5 части 1 статьи 44). В Федеральном законе N 131-ФЗ установлены отдельные полномочия представительного органа и исполнительно-распорядительного органа с целью обеспечения гарантий осуществления местного самоуправления.
При разграничении полномочий следует руководствоваться принципом разделения функций исполнительных и представительных органов - к полномочиям представительного органа относить нормативное регулирование, утверждение нормативных актов, подготовленных администрацией, контроль и оценку исполнения полномочий администрацией и ее должностными лицами и т.п., а к полномочиям местной администрации следует относить исполнительно-распорядительные функции.
В Федеральном законе N 131-ФЗ не содержится запрета на возможность согласования кандидатуры на должность заместителя руководителя местной администрации с представительным органом муниципального образования. И в данном случае следует исходить из компетенции представительного органа.
К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ). Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ). Следовательно, местная администрация подконтрольна представительному органу муниципального образования. Непосредственно Федеральным законом N 131-ФЗ также закреплена подотчетность и подконтрольность представительному органу главы местной администрации, осуществляющего полномочия на основе контракта (часть 6.1 статьи 37), предусмотрено ежегодное представление главой местной администрации, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, отчетов о результатах не только своей деятельности, но и деятельности местной администрации в целом (часть 11.1 статьи 35, частью 6.1 статьи 37). Глава местной администрации не является самостоятельным органом местного самоуправления, а входит в состав местной администрации в качестве ее руководителя - должностного лица, возглавляющего местную администрацию, обеспечивающего осуществление местной администрацией возложенных на нее полномочий.
Закон также подчеркивает, что глава местной администрации руководит местной администрацией на принципах единоначалия (абзац 2 части 1 статьи 37). Однако это не запрещает согласовывать кандидатуры на должность его заместителей. Единоначалие, в противовес коллегиальности, - такой принцип управления, при котором руководитель лично принимает решения от имени органа в целом и несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого органа. Это означает, что глава местной администрации единолично действует и принимает решения от имени местной администрации, в частности издает правовые акты местной администрации (часть 6 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
На основании вышеизложенного, с нашей точки зрения, наличие в уставах муниципальных образований положения о согласовании с представительным органом муниципального образования кандидатур заместителей главы местной администрации не противоречит действующему законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то, что такое согласование возможно в рамках одного и того же муниципального образования. Например, глава местной администрации городского округа с внутригородским делением согласовывает кандидатуры своих заместителей только с представительным органом городского округа с внутригородским делением.
Что касается согласования кандидатур глав администраций внутригородских районов, сообщаем.
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ городской округ с внутригородским делением и внутригородской район - это два вида муниципальных образований.
Городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. Внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Данные положения закреплены в развитие нормы части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Учитывая изложенное, согласование с представительным органом городского округа с внутригородским делением кандидатур глав администраций внутригородских районов противоречит указанным выше нормам Федерального закона N 131-ФЗ.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 4 апреля 2017 г.