В 2016 году в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства были внесены сведения об организации как о среднем предприятии на основании данных о среднесписочной численности работников и о доходах за 2015 год. Однако в 2013 и 2014 годах организация признавалась малым предприятием, предельные значения, установленные для малых предприятий, были превышены только по итогам 2015 года.
Сохранился ли в настоящее время порядок, при котором категория малого предпринимательства изменяется только в том случае, если значения выручки и численности работников будут выше предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет?
Правомерно ли внесение в отношении организации сведений о такой категории субъекта малого и среднего предпринимательства в этот реестр при его первоначальном формировании?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Правило, в соответствии с которым категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных законом для соответствующей категории, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, должно применяться и при первоначальном формировании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако порядок такого формирования данного реестра в части, касающейся учета сведений о среднесписочной численности работников и доходов от предпринимательской деятельности за календарные годы, предшествующие 2015 году, законом детально не урегулирован.
Не исключено, что свою правоту организации придется отстаивать в суде.
Обоснование позиции:
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - СМП) определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). В соответствии с ч. 1 этой статьи к СМП относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 той же статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В частности, для отнесения хозяйственных обществ к СМП среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, установленные п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, а доход таких обществ, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 той же статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено этой статьей.
Часть 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ (далее - Закон N 408-ФЗ) предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - Реестр) в соответствии с указанной статьей.
В Реестре содержатся, в частности, сведения о категории субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие) (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр и исключение таких сведений из Реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч. 5 и 6 той же статьи.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о категории СМП в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к СМП, установленным ст. 4 этого федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, установленным ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ), вносятся в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Как определено ч. 6 ст. 10 Закона N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществляется 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.
Основываясь на приведенных нормах, ФНС России в своих разъяснениях указывает, что Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год). При этом впервые категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании этого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 (при ежегодном формировании Реестра в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы) (письма ФНС России от 16.02.2017 N ГД-4-14/2896@, от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@, от 23.08.2016 N СА-4-14-15480, от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@).
Как усматривается из этих разъяснений, ФНС России буквально истолковывает понятие "предшествующий календарный год", содержащееся в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 и ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, как 2015 год применительно к первоначальному формированию Реестра, полагая, что впервые размещаемые в сети Интернет сведения, содержащиеся в Реестре, основаны на данных о среднесписочной численности работников и о доходе от предпринимательской деятельности только за 2015 год, как год, предшествующий первому внесению сведений в этот Реестр.
На наш взгляд, такой порядок первоначального формирования Реестра напрямую не вытекает из требований Закона N 209-ФЗ (в редакции Закона N 408-ФЗ) и Закона N 408-ФЗ. Согласно ч. 10 ст. 10 Закона N 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к СМП и для отнесения их к категориям СМП применяются условия, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 408-ФЗ).
В свою очередь, ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в прежней редакции предусматривала, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1 той же статьи (средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов)), в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
То есть, если хозяйственное общество в 2013 и 2014 годах соответствовало критериям, установленным для малого предприятия, превышение в 2015 году предельных значений, установленных для такой категории, не могло привести к ее изменению и появлению у этого общества статуса среднего предприятия (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N Д05и-1163). А поскольку по состоянию на 01.08.2016 общество признавалось малым предприятием, то эта категория СМП может измениться только в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, то есть в случае превышения предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Что же касается правил ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, то их следует рассматривать в совокупности с нормами п. 1 ч. 5 той же статьи, из которых не следует, что внесение сведений в Реестр на основании данных, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего года, осуществляется с учетом сведений о среднесписочной численности работников и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности только за предшествующий календарный год.
Поэтому, с нашей точки зрения, при первоначальном формировании Реестра в него должны были вноситься сведения о той категории СМП, которой организация соответствовала по состоянию на 01.08.2016. Если на эту дату организация признавалась малым предприятием, в Реестр должны были быть внесены сведения именно об этой категории СМП.
Однако следует признать, что порядок первоначального формирования Реестра Законом N 209-ФЗ (в редакции Закона N 408-ФЗ) и Законом N 408-ФЗ детально не урегулирован. В связи с этим изложенная точка зрения, очевидно, может не совпасть с мнением, которое может высказать по этому вопросу уполномоченный орган. Судебной практики, в которой рассматривался бы данный вопрос, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
31 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.