Бухгалтерское дело - сфера деятельности профессиональных бухгалтеров
Л.А. Свиридова,
канд. экон. наук, доцент
Журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 1, январь-февраль 2017 г., с. 26-33.
Актуальность. В связи с повышением значимости бухгалтерской (финансовой) отчетности как государственного информационного ресурса проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и понимания ими сущности бухгалтерского дела требует своевременных решений.
Степень разработки. Многие авторы уделяют внимание вопросам профессиональной компетенции, профессионального суждения и понимания требований к бухгалтерскому учету и отчетности, но остается недостаточно исследованной взаимосвязь указанных аспектов с требованиями профессионального стандарта, регламентирующего трудовые функции бухгалтера.
Объект. В статье уделено внимание качеству подготовки профессиональных бухгалтеров в свете различных аспектов бухгалтерского дела.
Предмет. Автор поставил перед собой цель раскрыть сущность и содержание бухгалтерского дела, определить его составляющие элементы, которые необходимо осуществлять в процессе функционирования экономического субъекта, продемонстрировать важность подготовки специалистов в области бухгалтерского дела.
Выводы. Представлены составляющие элементы бухгалтерского дела и его этапы в процессе функционирования хозяйствующего субъекта с учетом непрерывности его деятельности. Проанализирована специфика подготовки профессионального бухгалтера в современных условиях высшего образования.
Бухгалтерское дело стало объектом научных исследований достаточно давно, но особую актуальность это направление получило в связи с развитием рыночной экономики и пересмотром роли и функций бухгалтера в хозяйственной жизни экономических субъектов. В конце 90-х годов прошлого века в стандарты высшего образования была введена соответствующая дисциплина, призванная обеспечить понимание выпускниками сущности профессиональной деятельности бухгалтера во всех ее проявлениях.
Раскрывая понятие бухгалтерского дела, важно делать акцент на том, что это компетенция профессионального бухгалтера. При этом необходимо обращаться к таким терминам, как "профессия", "профессионал", "профессионализм" и "деловитость". Современный экономический словарь дает следующие их определения:
- профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ;
- профессионал - мастер своего дела, а профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение;
- деловитость - деловая активность, умение вести дело, предприимчивость в работе, толковость. Качество, свидетельствующее о способности человека к энергичным действиям, о его исполнительности, умении вникнуть в новое дело, разобраться в нем, доводить дело до конечного результата [13]. Учитывая содержание приведенной терминологии, можно с уверенностью сказать, что бухгалтерское дело, с одной стороны, представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера, связанную с определенными видами работ, которые ему приходится выполнять, используя свои знания, умения и опыт, деловито и профессионально. Но, с другой стороны, бухгалтерское дело нельзя назвать исключительно трудовой функцией профессионального бухгалтера, так как это непрерывный процесс, неразрывно связанный с этапами жизненного цикла существования экономического субъекта.
Формулированию понятия бухгалтерского дела пристальное внимание уделено в трудах М.Д. Акатьевой [1, 2, 3]. В своих исследованиях автор основывается на работах многих ведущих ученых нашей страны. Я.В. Соколов, Н.Н. Гиляровская, Л.И. Куликова, В.Б. Ивашкевич, Н.Н. Хахонова и др., давая определение понятия "бухгалтерское дело", идут по пути терминологической привязки к ранее широко используемым понятиям "счетоводство", "бухгалтерия" и "книговедение".
Данный подход, по мнению М.Д. Акатьевой, представляется в корне ошибочным, так как происходит очевидная подмена понятия "бухгалтерское дело" понятием "бухгалтерский учет". Она предлагает считать предметом бухгалтерского дела организацию процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. На наш взгляд, организация процесса ведения бухгалтерского учета - это лишь один составляющий элемент бухгалтерского дела из числа многих других, приведенных нами на рис. 1.
Рис. 1. Составляющие элементы бухгалтерского дела, входящие в компетенцию профессионального бухгалтера
/--------------------------------------------\
| Бухгалтерское дело |
\--------------------------------------------/
/-------------------+----------------------------\
/------------------\ /---------------------\ /----------------------\
| Учетная работа и | | Организационные | | Профессиональная |
| формирование | | мероприятия и | |подготовка и повышение|
| информации | | коммуникации | | квалификации |
\------------------/ \---------------------/ \----------------------/
Все перечисленные выше авторы придерживаются следующего подхода: бухгалтерское дело состоит из теоретических основ бухгалтерского учета (наука), прикладной бухгалтерской деятельности (практика) и собственно бухгалтера, имеющего необходимый этический и профессиональный уровень, с чем, безусловно, нельзя не согласиться. Именно поэтому в статье затрагиваются вопросы качества подготовки профессиональных бухгалтеров в свете различных аспектов бухгалтерского дела и анализируются этические нормы поведения практикующих бухгалтеров с оценкой их профессиональных навыков.
Если более подробно анализировать содержание трудовых функций бухгалтера в процессе бухгалтерского дела, безусловно, нужно обратиться к профессиональному стандарту "Бухгалтер"*(1). Данный нормативный документ, выработанный Министерством труда и социальной защиты РФ, вызвал бурную волну обсуждения в профессиональном сообществе.
Н.Б. Болдырева, например, анализирует изменения, которые на основании профессиональных стандартов внесены в Трудовой кодекс РФ, и утверждает, что нужно особое внимание уделять квалификационным требованиям к работникам, грамотно составлять должностные инструкции, трудовые договоры и локальные нормативные акты. К локальным нормативным актам, в частности, можно отнести положение по оплате труда, положение о проведении аттестации, положение о повышении квалификации и др.
Правительству РФ предоставлено право устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности [5]. А это означает, что именно в учреждениях такого типа будет более требовательное отношение к подбору персонала, в том числе и бухгалтерских работников.
А. Анищенко и Т. Маслова в своем исследовании обращают внимание на наличие соответствующего образования у работников, претендующих на должность главного бухгалтера, и анализируют требования действующих законодательных и нормативных актов в отношении данного вопроса [4]. В итоге авторы резюмируют, что знания главного бухгалтера, составляющего обычную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отличаются от знаний главного бухгалтера кредитной организации, управляющей компании инвестиционного фонда или ФГУП и госкомпаний, которые должны составлять консолидированную финансовую отчетность. Следовательно, и подготовка соответствующих специалистов предусматривает использование различных профессиональных программ, которые предлагаются учебно-методическими центрами, в частности, аккредитованными при ИПБ России. Программа подготовки бакалавров в вузе не может обеспечить решение этой задачи.
Такие авторы, как М.С. Коське, Ю.Г. Мишучкова, И.В. Воюцкая, обратили внимание на такую трудовую функцию, как внутренний контроль над фактами хозяйственной жизни, и сделали вывод о том, что эффективный внутренний контроль не может рассматриваться в качестве трудовой функции только главного бухгалтера. Создание системы внутреннего контроля является сложной управленческой задачей, которая может быть решена только совместно усилиями высшего руководства и других представителей менеджмента экономического субъекта. И поэтому в профессиональных стандартах, раскрывающих трудовые функции указанных категорий управленческого персонала, тоже должна быть предусмотрена подобная трудовая функция [7].
А.П. Тишин разбирался в том, что понимать под квалификацией работника и как определяются квалификационные требования к должностям в современных условиях. Как необходимо сейчас применять Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и что представляет собой профессиональный стандарт. И пришел к выводу, что квалификация работника представляет собой уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.
Квалификационные требования к должностям в случаях, предусмотренных законом, должны применяться на основании ЕТКС, ЕКС или согласно профессиональным стандартам. Профессиональный стандарт определяет характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты, с одной стороны, содержат более детальное описание работы, выполняемой по определенной профессии, а с другой - обобщенные требования, которые могут применяться к различным разновидностям специалистов в рамках одной профессии [14].
В нормативных документах общего назначения невозможно предусмотреть решение для разнообразных фактов хозяйственной жизни при специфике функционирования хозяйствующего субъекта в той или иной сфере экономики. Это означает, что профессиональный стандарт "Бухгалтер" регламентирует оценку знаний и умений претендента на должность бухгалтера или главного бухгалтера со стороны работодателя, а бухгалтерское дело - это процесс, в котором уже участвует принятый на должность специалист и он соотносит свою работу с этапами жизненного цикла организации.
При осуществлении бухгалтерского дела в практической жизни бухгалтеру необходимо принимать решения, выбирая оптимальный вариант из нескольких альтернатив развития событий. Кроме того, может возникнуть ситуация неопределенности, которая связана с профессиональным суждением бухгалтера [9], и тогда требуется выработать самостоятельное решение для отражения факта жизнедеятельности организации, что требует от специалиста соответствующего уровня подготовки и квалификации.
Конкретные трудовые функции специалиста бухгалтерского дела раскрываются в профессиональном стандарте "Бухгалтер", однако упоминания о профессиональном суждении и фактах неопределенности в этом документе нет. Следовательно, эта особенность бухгалтерского дела находится в компетенции профессионального бухгалтера.
В свою очередь, практически во всех профессиональных сферах вырабатываются правила профессионального поведения в целях организации социального контроля и управления профессиональными группами [8], и несоблюдение установленных правил считается грубым этическим нарушением. Специалисты бухгалтерского дела, грубо нарушающие правила ведения учета и составления отчетности, должны быть подвержены всеобщему осуждению.
Характеризуя бухгалтерское дело как процесс систематической регистрации информации о жизнедеятельности экономического субъекта на всех этапах его жизненного цикла, выделим следующие составляющие элементы (рис. 1).
В числе составляющих элементов бухгалтерского дела, входящих в компетенцию профессионального бухгалтера, нами выделяются следующие.
1. Организационные мероприятия. В ходе данных мероприятий бухгалтеру необходимо принимать участие в государственной регистрации юридического лица. Этот этап жизненного цикла характеризуется как начальная стадия жизнедеятельности. Государственную регистрацию необходимо пройти для законного осуществления выбранного вида экономической деятельности. Полученные регистрационные документы, характеризующие существование юридического лица (ОГРН, ИНН, КПП, ОКВЭД и т.п.), свидетельствуют о начале следующего этапа жизненного цикла - становления деятельности. Главный бухгалтер на этом этапе определяет структуру бухгалтерской службы, составляет график документооборота, обеспечивает электронный обмен данными и многое другое.
2. Коммуникации (внутренние и внешние). Внутренние коммуникации предполагают взаимодействие главного бухгалтера с высшим звеном руководящего состава организации, средним звеном управления и непосредственно с работниками. Внешние коммуникации характеризуются взаимодействием с представителями государственных органов, сторонних организаций и инвесторов. Профессиональный бухгалтер не должен меняться в зависимости от уровня коммуникации, в общении на любом уровне он должен быть честным, объективным и уверенным в правоте своих действий.
3. Учетная работа. Этот составляющий элемент бухгалтерского дела является ключевым, предполагает наличие нескольких видов учета и длится на протяжении всего времени существования организации.
В первую очередь, конечно, необходимо рассматривать бухгалтерский учет, так как его ведение определено на законодательном уровне. Определяя место бухгалтерского учета в системе управления, необходимо понимать его содержание, которое приведено в части 1 статьи 1 закона "О бухгалтерском учете"*(2), а именно, что это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерский учет обеспечивает возможность практического сбора и предоставления документально обоснованной информации в системе управления организацией. В бухгалтерском учете существуют четкие правила его ведения, применяются допущения и требования к отражению объектов, соблюдение которых является обязательным условием формирования полной и достоверной экономической информации. Именно данные бухгалтерского учета являются источником для составления соответствующей отчетности, проведения аналитических процедур и статистического наблюдения.
Незнание и непонимание важности системы бухгалтерского учета может оказаться разрушительным фактом в устойчивом и непрерывном осуществлении выбранного организацией вида экономической деятельности. Поэтому очень важно для руководства экономического субъекта принимать на должность главного бухгалтера компетентного специалиста, способного понимать требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, особенно после принятия нового Закона о бухгалтерском учете, учитывая то, что формулировка самих требований названного законодательного акта является дискуссионным вопросом [10].
Во-вторых, у экономического субъекта обязательно должен быть организован налоговый учет как система, направленная на формирование информации о доходах и расходах организации, влияющих на формирование налогооблагаемой прибыли (ведется в целях исчисления налога на прибыль). Однако в рамках налогового учета обычно рассматриваются и все другие налоги, которые организация обязана уплачивать в государственный бюджет.
Важность данной учетной системы очевидна в связи с тем, что налоговое бремя сильно влияет на эффективность хозяйствования экономического субъекта, и необходимо правильно рассчитывать все установленные законом налоги. С другой стороны, государственный бюджет является основой жизнедеятельности всего государства, поэтому необходимо учитывать не только интересы отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и страны в целом.
В-третьих, необходимо организовать статистический учет, который тоже закреплен на законодательном уровне и способствует формированию и оценке информации на макроэкономическом уровне, что необходимо для решения государственных задач развития экономики страны.
На четвертое место мы поставили управленческий учет, так как эта система хоть и необходима для эффективного управления предприятием, при которой формируется внутренняя информация о деятельности организации для удовлетворения потребностей внутренних пользователей, управленческого персонала различного уровня управления, но не закреплена на законодательном уровне и поэтому применяется на усмотрение руководства экономического субъекта, что и обусловливает ее место в иерархии учетной работы.
Периодичность внутренней отчетности определяется только динамичностью каждого центра ответственности и сроками принятия управленческого решения [15] и никак не регламентируется на уровне законодательного и нормативного регулирования.
4. Формирование информации. Данный составляющий элемент бухгалтерского дела сопровождается составлением различных видов отчетности в зависимости от запросов пользователей. Например, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, внутренняя (управленческая) отчетность, консолидированная отчетность. Могут составляться прогнозная финансовая информация, эмиссионные проспекты и др.
Формально формирование информации, удовлетворяющей потребностям заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации, которое несет ответственность за достоверность этой информации для представления. Фактически же ее формированием занимается главный бухгалтер, а руководителю остается только доверять специалисту бухгалтерского дела, которого он принял на работу. Именно поэтому подбор профессиональных кадров имеет очень большое значение для успешного решения поставленных задач в формировании полной и достоверной информации.
Однако и главный бухгалтер несет ответственность за достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании информации, сгруппированной специалистами, которые находятся у него в подчинении. Поэтому приходится доверять работникам, принятым на работу по согласованию с главным бухгалтером.
Специалист, подготавливающий комплект финансовой отчетности, должен основываться на целях компании, существенности раскрываемых данных для пользователей, а также понимании сущности базовых подходов МСФО, ранжировать качественные характеристики отчетности по их приоритетности в конкретной ситуации и для конкретной компании. При этом можно констатировать, что фактически на практике реализуется бихевиористический подход к учету и отчетности [11, 12].
В действующем в настоящее время стандарте предусмотрены только два уровня квалификации, что совершенно не оправдано. Одно дело составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность по отдельно взятому экономическому субъекту, другое дело провести консолидацию данных.
Также необходимо выделить квалификацию главного бухгалтера, работающего в соответствии с требованиями МСФО по составлению отчетности.
Если руководствоваться только шестым уровнем квалификации для главного бухгалтера, тогда необходимо использовать только централизованную форму ведения учета и составления отчетности и ее же для управления финансами организации. Также в этом случае большое внимание должно быть уделено организации службы внутреннего контроля, без которой главный бухгалтер физически не может контролировать факты жизнедеятельности (например, 40 своих филиалов).
5. Профессиональная подготовка. Данный составляющий элемент бухгалтерского дела является самым важным и продолжительным. Начинается он с обучения в высших образовательных учреждениях. Однако не всегда, приходя в высшее учебное заведение, студент имеет представление о требованиях, предъявляемых к будущей профессии. В таком случае, преподавая дисциплину "Бухгалтерское дело", в учебном процессе необходимо использовать такой вид интерактивного обучения, как деловая игра. Имитация и моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме воспринимается студентами легко и охотно. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений. Оценивая результаты деловой игры, преподаватель имеет возможность дать оценку способностям обучающихся студентов, сделать выводы об их соответствии профессии или, наоборот, указать на то, что им необходимо заняться другим видом деятельности. Только такой подход может обеспечить подготовку специалистов должного уровня квалификации, в том числе и тех, которые будут способны заниматься бухгалтерским делом.
Однако имитации реальной экономической ситуации, безусловно, недостаточно. Для формирования профессиональных качеств бухгалтера необходимо участие в действительной экономической жизни хозяйствующего субъекта. В этой связи актуальными являются стажировка студентов, вовлечение их в выполняемые хозяйственные договоры вузов, прохождение практики, что дает им реальную возможность накапливать практический опыт работы. По окончании высшего учебного заведения выпускнику целесообразно выдать выписку с отметками обо всех местах практической работы, что значительно повысит его статус в глазах работодателя. В противном случае выполнить требования профессионального стандарта "Бухгалтер" о наличии стажа работы при поступлении на должность бухгалтера у молодого дипломированного специалиста просто нет.
Обращаясь к содержанию закона "Об образовании в Российской Федерации"*(3), необходимо привести определение профессионального образования. Это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Закона).
1 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон об образовании, согласно которым формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (ч. 7 ст. 11 Закона). Это означает, что Министерство науки и образования РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ совместно решают вопросы кадровой подготовки дипломированных специалистов. А решение этой задачи заключается, по нашему мнению, в совместной работе высших учебных заведений, профессиональных объединений бухгалтеров и работодателей, осуществляющих контакт с вузами.
Именно поэтому вхождение в профессиональное сообщество с помощью профессиональной подготовки по программам обучения и аттестации профессиональных бухгалтеров является следующим шагом в становлении студента, получившего диплом о высшем образовании, как профессионального бухгалтера.
Необходимо определиться, что следует понимать под деловыми качествами работника. В частности, это его способность выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностные качества (например, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) и другие аспекты его компетентности.
В практической бухгалтерии встречаются случаи, когда на должности бухгалтера или главного бухгалтера назначается специалист, который не может в силу определенных причин соответствовать данной должности. Что необходимо знать, уметь и какими навыками должен владеть главный бухгалтер, подробно рассматривается в карте компетенций, приведенной в учебном издании Н.Н. Хахоновой [6].
Следует также упомянуть о том, что деятельность главного бухгалтера отражается и на деловой репутации организации, в которой он работает. Оценка предприятия со стороны контрагентов, потребителей, партнеров по бизнесу, благоприятствующая ее деятельности и учитываемая в условиях хозяйствования, во многом зависит от профессионального поведения главного бухгалтера. Свое "доброе имя" необходимо сохранять на протяжении всей профессиональной карьеры, независимо от смены мест работы. Подробно модель профессионального поведения бухгалтера представлена в Кодексе этики, принятом Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России*(4).
6. Повышение квалификации. Данный заключительный составляющий элемент бухгалтерского дела сопровождает профессионального бухгалтера на протяжении всей его карьеры. Вступая в профессиональное сообщество, бухгалтер обязан систематически изучать происходящие изменения законодательных и нормативных актов, проходить курсы повышения квалификации, участвовать в семинарах и круглых столах, пробовать свои силы в конкурсе "Лучший бухгалтер России", который ежегодно проводит Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Только такой подход к своей профессиональной карьере является залогом успеха практикующего бухгалтера. Учитывая все вышеизложенное в отношении содержания и составляющих элементов бухгалтерского дела, мы предлагаем выделить следующие этапы бухгалтерского дела, принципиально различающиеся по функциям бухгалтера и объектам их приложения:
- I - создание экономического субъекта;
- II - организация ведения бухгалтерского учета и его постановка;
- III - документирование фактов хозяйственной жизни, обобщение и систематизация информации в регистрах и использование ее для составления отчетности;
- IV - аналитическая работа: оптимизация условий хозяйствования и системы налогообложения, обеспечение непрерывности деятельности либо при необходимости учетное обеспечение реорганизации экономического субъекта;
- V - осуществление процедур, направленных на соблюдение требований архивного дела;
- VI - повышение квалификации и переподготовка;
- VII - выполнение контрольных функций и взаимодействие с внешними контролирующими органами.
В таблице приведем более подробное описание перечисленных этапов бухгалтерского дела, характеризующих его сущность и содержание, которыми должны руководствоваться бухгалтер и главный бухгалтер в своей профессиональной работе.
Излагая сущность бухгалтерского дела, нужно исходить из перечисленных нами составляющих его элементов, наличия определенных компетенций у профессионального бухгалтера - организационных навыков, владения учетными технологиями, систематического повышения квалификации. Поэтому получение документа о высшем образовании - это самая начальная ступень в профессиональной карьере, с которой начинается становление профессионального бухгалтера.
Раскрывая содержание бухгалтерского дела, необходимо обратиться к задачам, которые стоят перед бухгалтерским учетом, оценить этапы деятельности бухгалтерской службы организации и профессиональные компетенции главного бухгалтера как должностного лица, на которое возлагается функция ведения учета и осуществления контроля.
Любые компетенции специалиста формируются на основании полученных им знаний. В бухгалтерском деле необходимы не только теоретические познания, но и прикладные умения. Если в международной практике бухгалтерское дело рассматривается как комплекс знаний экономики, права и математики, то для российской практики характерно рассматривать бухгалтерское дело как комплекс знаний финансового, управленческого и налогового учета, МСФО, аудита, анализа и норм профессиональной этики [3]. Поэтому для отечественного профессионального бухгалтера формирование его компетенций усложняется, а это означает, что процесс подготовки такого специалиста не может ограничиваться только стенами высшего учебного заведения.
Обобщая сказанное в отношении понятия, сущности бухгалтерского дела и его содержания, необходимо заключить, что это не только трудовая функция профессионального бухгалтера, а процесс, который состоит из всей совокупности непрерывного функционирования экономического субъекта. Этот процесс осуществляется в условиях, определенных видом экономической деятельности, отношением государства к субъектам хозяйствования, законностью оптимизации налоговой нагрузки на предприятие, социальной ответственностью и многими другими факторами, расширяющими компетенции профессионального бухгалтера.
Именно поэтому так высока важность подготовки квалифицированного специалиста бухгалтерского дела не только в теории, но и на практике. И нельзя оставлять без внимания личное отношение специалиста к происходящим процессам, которое должно быть ответственным и профессиональным. Бухгалтерский учет нужно любить, только при таком к нему отношении можно стать профессиональным бухгалтером.
Характеристика этапов бухгалтерского дела
Этап бухгалтерского дела | Характеристика этапа бухгалтерского дела |
Создание экономического субъекта | Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель отвечают критериям субъекта бухгалтерского дела. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеет четкие правила и определяет начало хозяйственной деятельности, при осуществлении которой возникает необходимость вести бухгалтерский учет |
Организация ведения бухгалтерского учета и его постановка | Руководитель созданного экономического субъекта решает вопрос организации ведения бухгалтерского учета, выбирая из предложенных вариантов. При этом главный бухгалтер формирует учетную политику, осуществляя постановку бухгалтерского учета |
Документирование фактов хозяйственной жизни, обобщение и систематизация информации в регистрах и использование ее для составления отчетности | Документ является основой ведения бухгалтерского учета, двойная запись - специфический прием систематизации информации в системе счетов бухгалтерского учета, регистры группируют и обобщают однородную информацию, что предоставляет возможность для последующего ее отражения в соответствующих формах отчетности |
Аналитическая работа | Регистрация фактов хозяйственной жизни организации и их систематизация в бухгалтерской (финансовой), статистической, налоговой и других видах отчетности позволяет анализировать результаты хозяйственной деятельности, делать выводы о ее эффективности и принимать оправданные решения, соотнося их с реалиями рыночной экономики |
Осуществление процедур, направленных на соблюдение требований архивного дела | Важная составляющая бухгалтерского дела, без которой невозможно сохранить полезную в будущем информацию и использовать ее по соответствующему назначению |
Повышение квалификации и переподготовка | Динамичное развитие законодательных, нормативных, технических средств регулирования бухгалтерского учета и предоставления отчетности требует постоянной актуализации знаний, умений и профессиональных навыков. Поэтому квалифицированная подготовка профессиональных кадров, понимание ими требований, предъявляемых к учету и отчетности, является залогом успеха функционирования не только отдельно взятого экономического субъекта, но и государства в целом |
Выполнение контрольных функций и взаимодействие с внешними контролирующими органами | Существуют предпосылки для обязательного аудита экономических субъектов, для ревизии со стороны государственных органов, но и проверки по инициативе профессионального бухгалтера тоже должны иметь место в бухгалтерском деле для поддержания эффективной системы внутреннего контроля |
Библиографический список
1. Акатьева М.Д. Категория бухгалтерского дела в системе управления экономического субъекта // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - N 43. - С. 2-6.
2. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело: юридический анализ фактов хозяйственной жизни: монография. - М.: МГУП, 2011. - 130 с.
3. Акатьева М.Д. Значение и роль бухгалтерского дела в условиях совершенствования рыночных отношений // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2011. - N 2. - С. 360-367.
4. Анищенко А., Маслова Т. Образование главбуха: "костлявая рука" прошлого и современные требования профстандарта // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии ("720 часов"). - 2015. - N 3. - С.3-12.
5. Болдырева Н.Б. Изменения в ТК РФ: новое о профстандартах // Отдел кадров коммерческой организации. - 2015, - N 6. - С. 37-40.
6. Бухгалтерское дело: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Н. Хахоновой. - М.: КНОРУС, 2010. - 576 с. ISBN 978-5-406-00203.
7. Коське М.С., Мишучкова Ю.Г., Воюцкая И.В. Внутренний контроль как трудовая функция главного бухгалтера // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - N 6. - С. 14-27.
8. Панкова С.В. Проблемы систематизации требований к бухгалтерскому учету // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - N 40. - С. 2-9.
9. Панкова С.В., Саталкина Е.В. Профессиональное суждение бухгалтера: неопределенность, риски и этические требования // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - N 27. - С. 10-17.
10. Панкова С.В., Саталкина Е.В. Профессиональное суждение бухгалтера и аудитора: сходства и различия // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 21. - С. 10-15.
11. Саталкина Е.В. Концептуальные подходы к определению профессионального суждения в МСФО // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 22 апр. 2011 г.). - Иркутск, 2011. - С. 155-165.
12. Саталкина Е.В. Особенности формирования профессионального суждения в условиях применения принципов учета // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - N 3. - С. 11-18.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 494 с.
14. Тишин А.П. Определение квалификационных требований к замещению должностей // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - N 1. - С. 52-59.
15. Туякова З.С., Свиридова Л.А. Учет доходов и расходов в рекламных компаниях: теория и практика. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2010. - 160 с. ISBN 978-5-7410-1051-8.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Профессиональный стандарт "Бухгалтер" утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н.
*(2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) " О бухгалтерском учете".
*(3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016. с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
*(4) Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов НП "ИПБ России" (https://www.ipbr.org/about/documents/statutes/code-of-ethics/).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров" издается НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Журнал посвящен вопросам развития бухгалтерского и управленческого учета, финансового менеджмента и аудита.
Выпускается с 2007 года.
Включен в новый перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
ISSN 2308-9407.
Периодичность - 1 раз в 2 месяца (6 раз в год).
В журнале предусмотрены следующие рубрики для публикации научных статей:
- экономическая теория;
- экономика и управление народным хозяйством. В этой рубрике публикуются статьи по отраслям и сферам деятельности, в том числе:
- экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
- управление инновациями;
- региональная экономика;
- логистика;
- экономика труда;
- экономика народонаселения и демография;
- экономика природопользования;
- экономика предпринимательства;
- маркетинг;
- менеджмент;
- ценообразование;
- экономическая безопасность;
- стандартизация и управление качеством продукции;
- землеустройство;
- рекреация и туризм.
- финансы, денежное обращение и кредит;
- бухгалтерский учет, статистика;
- математические и инструментальные методы экономики;
- мировая экономика.