Государственная поддержка развития рынка органических товаров
О.О. Сикачева,
аспирантка кафедры коммерческого права
и основ правоведения юридического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Журнал "Право и экономика", N 3, март 2017 г., с. 23-27.
Ни для кого не секрет, что есть отрасли производства, развитие которых невозможно без государственной поддержки. Причиной, по которой государство идет на такие действия, является то значение, которое придается той или иной отрасли с точки зрения обеспечения интересов государства, а значит, и населения. Подобную роль играет и сфера производства органических товаров. Органическое сельское хозяйство строится на гармонизации сельскохозяйственной деятельности человека с природными процессами, позволяя поддерживать природное равновесие и получать высококачественную продукцию. Оно позволяет обеспечить потребность населения страны в экологически чистых и безопасных продуктах питания, а также является средством обеспечения устойчивого развития России.
Меры государственной поддержки органического сельского хозяйства можно отнести к стимулирующим развитие конкуренции. Поддержка конкуренции на данном отраслевом товарном рынке является необходимым условием, чтобы предотвратить серьезные нарушения прав потребителей, нанесение вреда эффективности производства и т.д.
1. Участие государства возможно в нескольких основных направлениях.
Во-первых, это финансовая поддержка. Необходимость в ней вызвана несколькими причинами. Прежде всего, при принятии решения о переходе к органической системе земледелия необходима перестройка производства с химизированного сельского хозяйства на органическое, что занимает 2-3 года. В это время запрещена обработка земли химическими удобрениями, ускорителями роста и т.д., а, следовательно, количество урожая сокращается, при этом увеличивается необходимость в ручном труде. В переходный период продукция не может маркироваться как органическая, соответственно, увеличение стоимости такой продукции будет необоснованной мерой и вряд ли найдет положительный отклик у населения. Тогда особенно важными становятся источники внешнего финансирования. Кроме того, финансовая поддержка может понадобиться в качестве помощи для освоения новых современных технологий или продовольственных культур.
Разница в стоимости "обычных" продуктов питания и органических в России составляет от 50 до 650%. В то же время в мире реальная цена компенсируется за счет государственной поддержки, и тогда продукты становятся дороже только на 30-50*(1).
К этой же категории можно отнести уменьшенные ставки по кредитам или льготные налоговые режимы, страхование рисков, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, получение грантов, а также возмещение части затрат на сертификацию продукции и др.
Меры поддержки, относящиеся к производству органической продукции, включают в себя предоставление земли и складских помещений на льготных условиях, субсидий на приобретение необходимого оборудования и высококачественного посадочного материала.
К мерам, способствующим организации сбыта на внешний и внутренний рынки, можно отнести развитие инфраструктурных элементов, как, например, транспортной сети, организацию ярмарок и выставок - все это способствует становлению и развитию рынка органических товаров.
Консультирование и информационная поддержка может оказать существенную помощь для тех, кто только решил выйти на рынок органических товаров, или кто нуждается в модернизации уже существующего производства.
Деятельность государства в области сотрудничества с другими странами и международными сообществами по вопросам снижения административных барьеров входа экспортируемых товаров на внешние рынки с определенной долей условности также можно рассматривать в качестве условия, способствующего развитию рынка органических товаров, увеличивающего конкурентоспособность отечественной продукции.
Еще одну классификацию можно провести в зависимости от того, являются ли меры государственной поддержки непосредственно направленными на становление рынка органических товаров, или же косвенно способствующими его развитию.
Как можно увидеть, вариантов оказания поддержки сельскохозяйственным производителям может быть множество, и рассмотреть их все в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание на меры государственной поддержки, характерные исключительно для рынка органических товаров.
2. На уровне государства не разработано единых для всех производителей органических товаров в России программ развития рынка, где закреплялись бы конкретные механизмы его государственной поддержки. Тем не менее, в нормативно-правовых актах, закрепляющих основные направления государственной политики РФ, мы можем обнаружить особое внимание к производству органической сельскохозяйственной продукции.
Так, Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, являющаяся основой для формирования и реализации государственной политики, указывает на сферы, в которых должны быть достигнуты высокие показатели состояния национальной безопасности и социально-экономического развития. Среди них: повышение качества жизни граждан, в том числе путем обеспечения продовольственной безопасности, экономический рост в результате модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды. Средствами обеспечения реализации стратегии являются: повешение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение их доступа на рынки сбыта продукции, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, стимулирование внедрения инновационных технологий и развития экологически безопасных производств и др.
Основной тенденцией развития агропромышленного комплекса в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года значится активное развитие рынка органической продукции
В качестве механизма обеспечения продовольственной безопасности граждан Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности" определяет необходимость развития технологии органического производства пищевых продуктов.
Таким образом, мы можем видеть, что разработка мер государственной поддержки является приоритетным направлением государственной политики, направленным на повышение качества жизни граждан, обеспечение их безопасными и экологически чистыми продуктами питания, а также повышение конкурентоспособности отечественных отраслей производства.
Но, к сожалению, законы в сфере поддержки органических производителей принимаются лишь на региональном уровне, и то не повсеместно.
К настоящему моменту в субъектах РФ приняты следующие нормативно-правовые акты: Закон Воронежской области от 30.12.2014 г. N 226-ОЗ "О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области", Закон Краснодарского края от 01.11.2013 года N 2826-КЗ " О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае", разработана долгосрочная Программа "Развитие органического земледелия, производства экологических продуктов питания и агротуризма в Краснодарском крае на 20113-2016 годы", Закон Ульяновской области от 05.07.2013 года N 106-ЗО "О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области", Долгосрочная целевая программа "Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 годы", утвержденная Постановлением Правительства области 29.08.2011 N 324-пп.
Законы Воронежской области и Краснодарского края идентичны по содержанию и предусматривают следующие направления государственной поддержки: реализация мероприятий государственных программ, информационное и методическое обеспечение, государственная поддержка страхования рисков, иные направления.
Программа развития органического земледелия Краснодарского края предусматривает субсидии производителям органической продукции, субсидирование затрат на приобретение посадочного материала, на прохождение экологической сертификации, проведение рекламных мероприятий, ярмарок, конкурсов и т.д.
Согласно закону Ульяновской области помимо предоставления субсидий из областного бюджета, возможны также налоговые льготы для производителей, информационная и методическая поддержка.
Программа Белгородской области более детально регулирует характер поддержки сельскохозяйственных производителей, предусматривая определенный объем финансирования, а также целевые показатели программы по площади посева тех или иных сельскохозяйственных культур.
Тем не менее, несмотря на декларирование необходимости поддержки производителей со стороны субъектов РФ, нет каких-либо систематизированных данных относительно того, осуществлялись ли в действительности какие-либо меры, и насколько их можно считать эффективными для развития рынка и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров.
К сожалению, следует констатировать, что на этом специальные меры государственной поддержки, характерные исключительно для рынка органических товаров, заканчиваются. Остается надеяться, что законодатель и органы государственной власти обратят большее внимание на эту сферу производства, и результатом будет принятие и реализация федеральных программ, которые позволят обеспечить одновременный подъем и поддержку сельскохозяйственных производителей и создать благоприятные условия для формирования конкурентной среды как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
3. Что же касается косвенных мер государственной поддержки производителей органических товаров, то их гораздо больше.
Так, интересно обратить внимание на механизм государственной поддержки сельскохозяйственных производителей Дальнего Востока. В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданам на безвозмездной основе может быть предоставлен земельный участок в размере не более 1 гектара. При этом возможно также получение грантов на развитие сельского хозяйства в дальневосточном регионе, например, грант по программе "Развитие крестьянского фермерского хозяйства", "Начинающий фермер", компенсация страховых взносов. Чукотский автономный округ предлагает также субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана в размере до 500 000 руб., субсидии в размере до 50% для приобретения необходимого оборудования и т.д.*(2)
Для нашей темы возможность на безвозмездной основе получить земельный участок для сельскохозяйственного производства имеет особое значение, поскольку земли, находящиеся на территории Дальневосточного федерального округа, в течение длительного времени не были подвержены загрязняющему воздействию от химизированных удобрений, ГМО и т.п., в связи с чем нет никаких препятствий к тому, чтобы с момента получения первого урожая сертифицировать свою продукцию как "органическую".
Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ определены основные меры поддержки сельскохозяйственных производителей без учета особенностей ведения органического земледелия, среди которых: предоставление бюджетных средств, применение особых налоговых режимов, осуществление государственных закупок, антимонопольное регулирования, иные меры. Порядок реализации этих мер раскрывается в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих определенную сферу оказания поддержки.
Так, например, Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" устанавливает правовые основы оказания поддержки производителям в области страхования.
Для целей финансового обслуживания агропромышленного комплекса, реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей было создано ОАО "Россельхозбанк". В связи с этим в литературе даже высказывались опасения, что благодаря финансовой поддержке в агробизнес могут прийти субъекты, не заинтересованные в результатах своей деятельности*(3).
4. Необходимо указать на определенные ограничения в объеме прямого финансирования производителей сельскохозяйственной продукции. В соответствии с Протоколом о мерах государственной поддержки сельского хозяйства, являющегося частью Договора о Евразийском экономическом союзе, возможны три варианта оказания мер воздействия на торговлю. В литературе их принято относить к "зеленой", "желтой" или "голубой" корзине.
Соответственно, к "желтой" корзине относятся те меры, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, и поэтому они ограничены в применении: в пределах согласованных со странами-членами ВТО уровней. К таким мерам относятся прямое финансирование, а также меры поддержки, которые создают преимущество для отечественных товаров при ввозе в другие государства.
"Зеленая" корзина - это те меры поддержки, которые могут применяться без ограничений. Среди них - меры, направленные на поддержание и создание инфраструктуры, на компенсацию потерь в случае природных катаклизмов, направленные на страхование доходов сельхозпроизводителей; меры, поддерживающие научные исследования, консультирование товаропроизводителей, подготовку кадров и т.д. Основное условие их применения - это финансирование из государственного бюджета, и результатом финансирования не должно стать поддержание цен производителей.
В рамках "желтой" корзины Россия имеет возможность осуществлять меры прямой государственной поддержки сельского хозяйства до 2017 г. в сумме, не превышающей 9 млрд. долл*(4).
Поскольку возможность финансирования в рамках "желтой" корзины ограничена, то в литературе предполагается возможность осуществления поддержки в рамках "зеленой". Следовательно, путем такой косвенной поддержки можно обеспечить помощь в прохождении сертификации, лабораторных исследованиях, информационных услугах и т.д.*(5)
Резюмируя все вышесказанное, следует еще раз обратить внимание на недостатки законодательного регулирования предоставления производителям органической продукции государственной поддержки.
К настоящему моменту отсутствует единая стратегия развития данного товарного рынка, как нет единых для всех производителей органической продукции механизмов использования определенных мер поддержки. Вместе с тем, развитие данного рынка позволяет значительно продвинуться в решении проблемы продовольственной безопасности и устойчивого развития, способствует созданию прослойки мелких предпринимателей и увеличению рабочих мест, а также развитию конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке*(6).
Библиографический список:
1. Васюкова М.В. Опыт государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф: в 3 ч. Омск: Изд-во ОмГАУ, Ч. 3. 2006.
2. Зиновьева О. Рынок органического продовольствия: период становления / Мосты. Выпуск 8: [Электронный ресурс] // 2013. Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0813/0813.pdf. (Дата обращения: 19.12.2016).
3. Коноваленко Л.Ю. Опыт производства органической продукции в России: научный аналитический обзор. М.: Росинформагротех, 2015.
4. Кошелев В.М., Пешкова А.В. Органическое сельское хозяйство: экономические аспекты трансформации. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2013.
5. Меры поддержки граждан: [Электронный ресурс] // На Дальний Восток.рф. 2016.Режим доступа: https//надальний-восток.рф/support-measure/category?id=19. (Дата обращения: 19.12.2016).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Коноваленко Л.Ю. Опыт производства органической продукции в России: научный аналитический обзор. М.: Росинформагротех, 2015. С. 24.
*(2) Меры поддержки граждан: [Электронный ресурс] // На Дальний Восток.рф. 2016. Режим доступа: https://надальнийвосток.рф/зиррог1-теазиге/ category?id=19. (Дата обращения: 19.12.2016).
*(3) Васюкова М.В. Опыт государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф: в 3 ч. Омск: Изд-во ОмГАУ, ч. 3. 2006. С. 28.
*(4) Кошелев В.М., Пешкова А.В. Органическое сельское хозяйство: экономические аспекты трансформации. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2013. С. 39-40.
*(5) Кошелев В.М., Пешкова А.В. Указ. Соч. С.39.
*(6) Зиновьева О. Рынок органического продовольствия: период становления / Мосты. Выпуск 8: [Электронный ресурс] // 2013. Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0813/0813.pdf. (Дата обращения: 19.12.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сикачева О.О. Государственная поддержка развития рынка органических товаров
Olga O. Sikacheva State support of development of the organic products market
О.О. Сикачева - аспирантка кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Обеспечение продовольственной безопасности населения в результате доступа к высококачественным и безопасным для здоровья человека и окружающей среды продуктам питания является важным направлением государственной политики. Рынок органической продукции динамично развивается за рубежом. Для Российской Федерации он является довольно новым и находится в стадии становления. Между тем то внимание, которое все больше придается ему как еще и способу повысить конкурентоспособность отечественных товаров, позволяет говорить о необходимости разработки и применения по отношению к производителям органических товаров мер государственной поддержки. В статье приводится классификация мер государственной поддержки и дается их краткая характеристика.
Providing population food security as a result of access to food products which are high quality and safe for human health and the environment is an important area of public policy. The organic products market is developing dynamically abroad. It is pretty new for the Russian Federation and is still under development. Meanwhile, the attention which is increasingly given to it as another way to increase the competitiveness of domestic goods allows us to speak about the necessity of development and application in relation to producers of organic products of the state support measures. The article provides a classification of measures of state support and provides their brief description.
Ключевые слова: отраслевой товарный рынок, органические товары, меры государственной поддержки
Keywords: sectoral commodity market, organic products, government support measures
Государственная поддержка развития рынка органических товаров
Автор
О.О. Сикачева - аспирантка кафедры коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор родилась 18 октября 1990 года.
Сфера научных интересов: коммерческое право, гражданское право
Журнал "Право и экономика", 2017, N 3