Как оцениваются графические элементы сравниваемых комбинированных обозначений, воспроизводящих образ присутствующего в знаке сильного словесного элемента?
В.Ю. Джермакян,
специалист в области патентоведения и патентного права,
советник юридической фирмы "Городисский и Партнеры", г. Москва
Оценка всегда конкретна и зависит от объектов сравнения, но общий принцип мотивации такой оценки изложен в заключении Палаты по патентным спорам, прекратившей действие регистрации товарного знака N 465147 с приоритетом от 13.05.2011.
Оспариваемый товарный знак представляет собой композицию, состоящую из стилизованного изображения неправильного овала и примыкающего к верхней внутренней части овала рисунка перевернутой вниз головы птицы с клювом и глазом. Над верхней частью изображения контурно проходит стилизованное изображение пера птицы. Под композицией расположено в два ряда фантазийное словосочетание "ВЗГЛЯД доктора Черниковой".
В поступившем возражении одной из ссылок служил более ранний товарный знак N 373901, зарегистрированный в отношении услуг, однородных услугам 44 класса МКТУ.
В оспариваемом комбинированном товарном знаке основным индивидуализирующим элементом является словесный элемент "ВЗГЛЯД", поскольку он акцентирует на себе внимание потребителя, он легче запоминается.
Противопоставленный товарный знак в качестве основного индивидуализирующего элемента содержит словесный элемент "ВЗГЛЯД" и его транслитерацию буквами латинского алфавита - "VZGLYAD".
Различные изобразительные элементы сравниваемых комбинированных товарных знаков являются второстепенными с точки зрения выполнения индивидуализирующей функции знака, поскольку оба графических элемента воспроизводят образ словесного элемента "ВЗГЛЯД", представляя собой стилизованное изображение глаза.
Изобразительные части имеют близкую с точки зрения визуального восприятия форму: стилизованное изображение взгляда (глаз или зрачок, над которым выполнено изображение брови).
В целом, несмотря на некоторые отличия в манере стилизации графических элементов, они в сознании потребителя в отношении услуг, относящихся к медицине (клиники, лечебницы, консультации по вопросам офтальмологии, фармацевтики; услуги бальнеологических центров и т.д.), будут вызывать сходные ассоциации.
Кроме того, Палата по патентным спорам учла более раннюю известность словесных товарных знаков "ВЗГЛЯД" NN 334781, 396092, зарегистрированных в отношении однородных услуг и образующих вместе с указанным комбинированным знаком серию знаков, принадлежащих одному лицу - подателю возражения.
Вынося свое заключение, Палата по патентным спорам, в подкрепление своей мотивации, сослалась на позицию, высказанную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 3691/06, согласно которому угроза смешения противопоставляемых знаков в отношении однородных товаров и услуг широкого (доступного) потребления усиливается тем, что более ранние товарные знаки*(1) имеют доминирующие элементы, объединяющие обозначения в одну серию. В результате основной потребитель идентифицирует товары и услуги, в первую очередь, по привычным ему серийным элементам товарных знаков. Как правило, он руководствуется общими впечатлениями (часто нечеткими) о знаке, виденном ранее, не имеет возможности непосредственно сравнить знаки и проявляет меньшую осмотрительность, чем при выборе дорогих товаров и услуг.
29 апреля 2017 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В рассматриваемом случае приоритет самого раннего противопоставленного знака - 02.02.1999.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Как оцениваются графические элементы сравниваемых комбинированных обозначений, воспроизводящих образ присутствующего в знаке сильного словесного элемента? (Книга Джермакяна В.Ю.)
Извлечение из книги Джермакяна В.Ю. 600 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г.
Продолжаемое издание стереотипно воспроизводит фрагмент хронологически предшествующего. В 2011 году вышло издание "100 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики", в 2012 году оно было дополнено вопросами N 101-200, в 2013 году - вопросами N 201-300, в 2014 году - вопросами N 301-400, а в 2015 году - вопросами N 401-500. В актуальном издании вниманию читателя представлены новые вопросы: N 501-600.