Оценка финансового состояния торговой организации
Каждая коммерческая организация заинтересована в своем финансовом процветании. Максимизация показателей прибыли, обеспечение необходимого уровня рентабельности активов, текущей платежеспособности и ликвидности - приоритетные задачи в системе финансового и экономического анализа результатов деятельности торговой организации.
Индикаторами финансового состояния торговой фирмы в общем виде выступают следующие группы показателей: рентабельности, рыночной или финансовой устойчивости, ликвидности торговой организации, платежеспособности.
Наряду с прямыми показателями рентабельности, такими как рентабельность активов (или общая рентабельность компании), рентабельность продаж, в торговой деятельности достаточно часто для анализа используются так называемые косвенные показатели. К ним относятся балансовая и чистая прибыль на единицу оборота, капиталоотдача, оборачиваемость товарных запасов и дебиторской задолженности.
Экономический смысл и основное преимущество косвенных показателей рентабельности заключаются в том, что данные показатели позволяют управлять теми или иными активами компании для выхода на необходимый уровень рентабельности, рассчитанный прямыми методами (путем сопоставления результата (прибыли, товарооборота в денежном выражении) и затрат или выбранной базы). Более того, возможность расчета прямых показателей рентабельности становится реальной только по окончании определенного промежутка времени или же отчетного периода. Другими словами, для оперативного контроля и управления наиболее удобны именно косвенные показатели рентабельности, а в целях предоставления отчетности и принятия стратегических управленческих решений используются показатели рентабельности, рассчитанные прямым методом. Рассмотрим некоторые из косвенных показателей рентабельности.
Балансовая прибыль на единицу оборота торговой организации (Rб.п.) представляет собой отношение балансовой прибыли торговой организации за период (Рб) к выручке (доходу) от реализации товаров за тот же период без учета НДС, акцизов, т.е. выраженной в ценах организации (N), и определяется по формуле
Рб
Rб.п. = ----
N
Пример 1. Пусть балансовая прибыль организации А за I квартал 2008 г. составляет 1 415 200 руб. Нетто-выручка от реализации товаров в компании за тот же период составила 6 465 200 руб. Тогда балансовая прибыль на 1 руб. реализованной продукции будет равна 0,22 руб. (1 415 200 руб. : 6 465 200 руб.). Получается, что каждый рубль в цене товара приносит организации 22 коп. прибыли (без учета НДС, акцизов).
Чистая прибыль на единицу оборота представляет собой отношение чистой прибыли торговой организации за определенный период к выручке за этот же период без учета налогов. Принцип расчета тот же, что и в случае с балансовой прибылью на единицу товарооборота, правда, данный показатель характеризует величину не балансовой, а чистой прибыли на 1 руб. реализованной продукции.
Капиталоотдача характеризует эффективность использования всего имущества торговой организации. Она представляет собой отношение выручки от реализации товаров к средней за рассматриваемый период величине имущества организации. В этом случае средняя величина имущества должна быть рассчитана по формуле средней хронологической взвешенной, так как данные о величине имущества торговой организации по своей структуре и содержанию - это моментный ряд динамики с неравными промежутками времени между наблюдениями. Если периоды между наблюдениями одинаковы, средняя величина имущества рассчитывается по формуле средней хронологической простой. Иначе говоря, если имеются данные об имуществе организации на начало и конец отчетного периода, то необходимо сложить начальные и конечные значения показателей и разделить пополам.
Пример 2. Пусть у той же организации А та же нетто-выручка от реализации товаров за I квартал 2008 г. составляет 6 465 200 руб. Данные об имуществе организации на 1 января 2008 г. составляют 3 874 000 руб., на 1 апреля - 4 494 000 руб. Капиталоотдача торговой организации за рассматриваемый период будет составлять 1,55 руб. = 6 465 200 руб. : [(3 874 000 руб. + 4494000 руб.) : 2].
Показатели рыночной или финансовой устойчивости организации характеризуют уровень обеспеченности собственными средствами, а также эффективность использования капитала компании. К таким показателям относятся прежде всего коэффициенты: иммобилизированных активов, автономии, обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, покрытия процентов.
Коэффициент иммобилизированных активов представляет собой отношение величины внеоборотных средств компании к величине ее собственного капитала. Данный показатель рассчитывается на начало и конец рассматриваемого периода в целях контроля доли внеоборотных активов организации в структуре собственного капитала. Как правило, в торговых организациях по сравнению с производственными организациями доля внеоборотных активов ниже, однако не стоит пускать на самотек динамику основных средств организации. Четкое представление о размере внеоборотных активов компании позволит спланировать соответствующие налоговые платежи, а следовательно, воздействовать на величину прибыли.
Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала организации в структуре всего имущества компании, включая источники финансирования, привлеченные извне. Традиционно этот коэффициент считается оптимальным при величине 0,5. До достижения этого предела торговая организация может привлекать дополнительные источники финансирования.
Для более глубокого анализа оборотных средств может быть использован коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Этот показатель характеризует степень достаточности собственных средств для покрытия товарных запасов (если речь идет о торговых организациях). Например, в торговой организации достаточно весомой может быть статья расходов "Авансы, выданные поставщикам". Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами и показывает степень обеспечения таких затрат. Определяется данный коэффициент (n) по формуле
Ес
n = ---- ,
Ез
где Eс - собственный оборотный капитал торговой организации;
Eз - величина товарных запасов.
Если величина коэффициента n менее 0,5 и существует риск непоступления платежей от дебиторов, то торговая организация сама может оказаться неспособной платить по своим текущим обязательствам перед поставщиками.
Коэффициент покрытия процентов характеризует, во сколько раз прибыль, полученная организацией (считая прибыль, в которую входят процентные платежи за кредит), перекрывает величину процентных платежей по кредитам.
Показатели ликвидности и платежеспособности торговой фирмы характеризуют способность компании отвечать по своим обязательствам.
Среди показателей ликвидности выделяют текущий коэффициент ликвидности (отношение величины оборотного капитала к величине краткосрочных обязательств). К краткосрочным обязательствам в данном случае относятся краткосрочные кредиты и займы, а также краткосрочная кредиторская задолженность. В качестве оборотного капитала для анализа текущей ликвидности используется сумма краткосрочной дебиторской задолженности, денежных средств и товарных запасов. Заметим, что для оценки ликвидности и платежеспособности торговых организаций необходимо исключать из рассмотрения просроченную и долгосрочную задолженность организации, поскольку поступления по ним в ближайшем будущем не ожидаются.
Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент общего покрытия не в полной мере отражает способность компании отвечать по своим обязательствам. Для этих целей используется коэффициент абсолютной ликвидности, который характеризует отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам организации. Также в анализе ликвидности торговой организации используется коэффициент промежуточного покрытия, методика расчета которого полностью совпадает с расчетом коэффициента общего покрытия с той лишь разницей, что из числителя исключается величина товарных запасов, поскольку для торговой организации они представляют собой наименее ликвидную часть активов компании.
Платежеспособность торговой организации характеризует ее способность в полном объеме и точно в срок отвечать по своим долгосрочным обязательствам. К основным показателям платежеспособности относятся коэффициенты: ликвидности, соотношения заемного и собственного капитала, долгосрочного привлечения заемных средств, обеспеченности процентов по кредитам, платежной готовности и др.
Финансовое равновесие компании
Сложность определения уровня финансового состояния торговой организации заключается в том, что все перечисленные показатели должны рассматриваться комплексно. Поскольку практически во всех случаях базой для расчета выступают одни и те же величины, то, следовательно, между собой показатели финансовой устойчивости торговой организации взаимодействуют неоднозначно. Поэтому для точного определения уровня финансового состояния торговой организации надо определить финансовое равновесие компании.
Под финансовым равновесием понимается оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности наряду с обеспечением необходимого уровня рентабельности собственных средств. Другими словами, деятельность торговой организации должна быть построена так, чтобы существующая структура и схема движения активов вовремя обеспечивали бы нужные поступления средств для покрытия своих краткосрочных и долгосрочных обязательств с сохранением достаточного уровня эффективности функционирования компании.
Сложность определения финансового равновесия заключается еще и в том, что оно должно быть обеспечено во времени, т.е. в динамике. Значит, для анализа важны прежде всего не статичные (на отчетную дату) показатели, а динамичные, выраженные в темпах роста и темпах прироста.
В общем смысле финансовое равновесие можно представить как балансирование торговой организации между ее имуществом в денежной и неденежной формах (для обеспечения необходимого уровня ликвидности активов) и величинами собственного и заемного капитала компании (посредством регулирования рентабельности собственного капитала при помощи эффекта финансового рычага).
Когда соотношение между собственными и заемными средствами находит свое выражение в действии эффекта финансового рычага, то целесообразно предположить, что в структуре активов действует подобного рода рычаг, который определяет соотношение активов компании в различных формах. Если обратиться к определению имущества организации в двух направлениях - в форме активов и в форме пассивов, то все имущество организации может быть поделено, с одной стороны, как имущество в денежной и неденежной формах, а с другой стороны - как собственное и заемное. При совмещении этих классификаций получается, что все имущество торговой организации одновременно представлено в форме и источнике формирования, т.е. находит место пересечение действия двух указанных рычагов: в структуре активов и в структуре пассивов.
Как уже отмечалось, для обеспечения финансового равновесия важно не статичное состояние имущества торговой организации, а его динамика, поэтому целесообразнее всего разделение имущества по форме и содержанию с выделением начальной величины, размера на конец рассматриваемого периода и изменения в течение периода. В данном случае можно будет видеть, насколько приросла или уменьшилась, допустим, составляющая имущества торговой организации в денежной форме, собственная составляющая капитала компании и т.д.
Для обеспечения такой классификации имущества торговой организации в динамике можно использовать таблицу, приведенную на стр. 87.
После проведения группировки имущества торговой организации в соответствии с описанными принципами необходимо обратиться к показателям финансового состояния и конкретизировать сущность некоторых из них.
Рассматривая ликвидность и платежеспособность организации, руководители, как правило, больше интересуются показателями абсолютной платежеспособности и ликвидности, следовательно, основным элементом в анализе этих показателей должны выступать денежный капитала компании или имущество в денежной форме. Применяя описываемый подход и используя сведения, взятые из таблицы, можно сделать вывод, что все имущество торговой организации в денежной форме делится на собственное и заемное. Из таблицы видно, что имущество организации в денежной форме обеспечено (покрыто) частью собственного капитала компании, заемная составляющая капитала торговой организации полностью финансируется и обеспечивается за счет денежных средств фирмы (погашение процентов и основной суммы долга). Значит, все имущество фирмы в неденежной форме является собственным. Получается, что та часть имущества в денежной форме, которая обеспечена собственным капиталом, является базой для анализа абсолютной ликвидности и платежеспособности торговой организации.
В анализе капитала торговой организации с выделением в нем собственной и заемной составляющей очень важна характеристика именно собственной составляющей имущества компании, поскольку собственный капитал характеризует собой и тот накопленный потенциал для дальнейшего развития организации, который образуется после выплат по всем ее обязательствам. Для этих целей наиболее удобно использовать многофакторный анализ, который находит широкое применение в экономическом анализе.
Сущность многофакторного анализа заключается в том, что одно явление (в данном случае весь капитал организации) разбивается на несколько явлений (составляющих всего капитала торговой организации; это могут быть также и относительные показатели, характеризующие степень и эффективность использования капитала). Затем, анализируя данную систему показателей, можно сделать вывод, за счет каких факторов произошло то или иное изменение имущества торговой организации. Количество и экономический смысл таких показателей определяются целями самого анализа.
Более того, экономическая природа собственного капитала, заемной составляющей капитала торговой организации, имущества в различных формах определяет количественное соотношение между их величинами. Только при соблюдении этого соотношения во времени возможно достичь финансового равновесия торговой организации. Так, темп роста заемного капитала в торговой организации не должен превосходить темп роста имущества в неденежной форме, а прирост имущества в неденежной форме не должен превышать темп роста всего имущества компании. Затем следует более быстрый темп роста имущества в денежной форме, быстрее же всех должен расти собственный капитал торговой организации. Поэтому в каждой торговой организации можно рассчитать темпы роста каждой из рассмотренных составляющих имущества и присвоить этим темпам соответствующие ранги. Совместив фактические ранги темпов роста с нормативными, можно выявить, какие из составляющих имущества торговой организации растут в недостаточной степени.
В заключение отметим: практически во всех торговых организациях нет оптимальной структуры финансов, которая бы обеспечивала поддержание финансового равновесия во времени. Во многом такая ситуация объясняется сложностью учета и ведения рассмотренной системы отслеживания показателей. Однако рост потребности коммерческих организаций в повышении рентабельности и нормы прибыли, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению, делает просто необходимым освоение данного метода финансового контролинга.
Показатели | Активы торговой организации на начало периода |
Собственная составляющая имущества |
Заемная составляющая имущества |
Активы торговой организации на конец периода |
Прирост |
Пассивы торговой организа- ции на начало периода |
|||||
Имущество в денежной форме | |||||
Имущество в неденежной форме |
|||||
Пассивы торговой организа- ции на конец периода |
|||||
Прирост |
В.В. Авдеев,
эксперт
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 8, август 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru