Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 309-КГ16-20478
В.И. Горюшина,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2017 г., с. 46-49.
В Определении ВС РФ от 16.02.2017 N 309-КГ16-20478 был рассмотрен спор о доначислении страховых взносов на суммы дотаций, которые выдавались сотрудникам для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам, а также на дополнительные тарифы лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Прежде чем рассматривать подробно комментируемое определение ВС РФ, скажем, что арбитры и в этот раз встали на сторону организации - плательщика страховых взносов.
Почему не надо начислять страховые взносы на суммы дотаций, которые выдавались сотрудникам для возмещения затрат по уплате части первоначального взноса по ипотечным кредитам?
Позиция сотрудников ПФР. Сотрудники контролирующего ведомства указывали, что такие дотации не поименованы в перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установленном в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(1). Кроме того, эти выплаты:
- непосредственно связаны с трудовой деятельностью работников;
- выплачиваются на основании приказа директора работникам, которые вносят значительный трудовой вклад в решение задач, стоящих перед предприятием.
Таким образом, они полностью подпадают под действие ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, в которой сказано, что объектами обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются любые выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, так как они относятся к трудовым выплатам.
Организация не согласилась с данными выводами сотрудников контролирующего органа и обратилась в суд.
Позиция арбитров. Арбитры в очередной раз указали на то, что наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками само по себе не говорит о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому что не предусмотрены трудовыми договорами.
Судами было установлено, что коллективным договором определены дотации при ипотечном кредитовании. Они представляют собой денежную выплату, которая предоставляется организацией для частичного возмещения расходов работника (пенсионера) в связи со строительством (приобретением) жилья на условиях ипотечного кредитования, но не более предельного размера дотаций по уплате процентов по ипотечным кредитам, определяемого в соответствии с положением, закрепленным в организации.
Арбитры подтвердили, что спорные дотации, предусмотренные коллективным договором, не являются выплатами в рамках трудовых отношений, они носят социальный характер, не зависят от количества и качества труда и не включены в трудовой договор, а следовательно, не должны входить в базу для исчисления страховых взносов.
Дополнительный тариф лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда
В ходе процесса арбитры напомнили, что согласно ст. 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ*(2) работодатели должны начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда. Для начисления взносов должны соблюдаться два условия:
- работник занят на видах работ, перечисленных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ*(3), до 31.12.2014 и с 01.01.2015 на видах работ, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ*(4);
- условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на тот же объект обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Кроме того, арбитры обратили внимание на то, что федеральным законом определены условия для назначения пенсий по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда. В настоящее время действуют Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Согласно п. 5, 6 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
При этом судом не было установлено, что в организации была непосредственная занятость сотрудников на работах с вредными и опасными условиями труда, следовательно, отсутствуют основания для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу. Кроме того, арбитры обратили внимание на то, что выводы о начислении страховых взносов по дополнительному тарифу, производимые независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, неправильны, так как основаны на неверном толковании вышеуказанных норм.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"