Несколько вопросов об административных штрафах
Д.Ю. Гусаров,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 4, апрель 2017 г., с. 58-61.
На должностных лиц организации могут быть наложены административные штрафы за нарушения в финансовой сфере. Поводов для этого предусмотрено несколько. В данном материале мы поговорим о некоторых нюансах привлечения должностных лиц к административной ответственности.
За нарушение срока сдачи отчетности по страховым взносам могут наказать в течение года
Ответственность за нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам во внебюджетные фонды определена ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ. За подобное деяние должностные лица страхователя могут быть оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб.
Долгое время в правоприменительной практике было принято считать, что срок давности привлечения к административной ответственности по обозначенной норме в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца. Иными словами, если с момента совершения указанного правонарушения прошло более трех месяцев, то применение административных санкций незаконно. Отметим: такого мнения придерживались не только нижестоящие суды (см., например, Решение Севастопольского городского суда от 03.02.2016 по делу N 12-122/2016, постановления Самарского областного суда от 25.03.2014 N 4а-156/2014, Иркутского областного суда от 13.08.2014 N 4а-490/2014, Челябинского областного суда от 04.03.2014 N 4а14-128), но и Верховный суд (см. Постановление от 11.05.2012 N 41-АД12-5).
Однако в Постановлении ВС РФ от 13.02.2017 N 80-АД16-7 на этот счет высказана иная точка зрения: в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в течение года со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении - года со дня его обнаружения.
Таким образом, срок привлечения должностного лица общества к административной ответственности за несвоевременное представление формы РСВ-1 с учетом крайней даты ее представления за 2015 год - 20 февраля 2016 года (в электронной форме) - истек лишь 21 февраля 2017 года.
Полагаем, данной позицией не преминут воспользоваться ревизоры внебюджетных фондов. Ведь за ними и в 2017 году сохраняется право осуществлять контрольные мероприятия в сфере страховых взносов за периоды, предшествующих этому году.
Кто может быть наказан за неисполнение законных требований налоговиков?
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы могут письменным уведомлением вызывать для дачи пояснений в связи с уплатой налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах:
- налогоплательщиков;
- плательщиков сборов;
- налоговых агентов.
Невыполнение таких требований является административным правонарушением в соответствии с ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Напомним: данная норма предусматривает наказание за неисполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), включая налоговых инспекторов, в виде штрафа: для граждан - в размере от 500 до 1 000 руб., для должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.
В Письме от 15.02.2017 N ЕД-4-2/2785 ФНС дала пояснения о субъектах административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой. Суть такова.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговики вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) для дачи пояснений касательно исполнения обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
/-----------------------\ /-----------------------\
|Если требование о дачи | | Административную |
|пояснений направлено в | | ответственность за |
| адрес головной |----------------------| уклонение от дачи |
| организации | | пояснений несет |
| | | руководитель головной |
| | | организации |
\-----------------------/ \-----------------------/
/-----------------------\ /-----------------------\
|Если требование о даче | | Административную |
|пояснений направлено по| | ответственность за |
|адресу места нахождения| | уклонение от дачи |
| филиала или | | пояснений несет |
| представительства |----------------------|законный представитель |
| организации, | |(руководитель, а также |
| руководитель которого | |иное лицо, признанное в|
| осуществляет функции | |соответствии с законом |
|законного представителя| | или учредительными |
| юридического лица | | документами органом |
| | | юридического лица) |
\-----------------------/ \-----------------------/
Таким образом, если запрос налоговиков был сделан в связи с деятельностью филиала (подразделения) юридического лица, руководитель которого осуществляет функции законного представителя, то привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, руководителя головной организации неправомерно.
Контроль соблюдения требований к бухучету и бухгалтерской отчетности не является целью налогового контроля
Как сказано в п. 2 ст. 87 НК РФ, целью налоговых проверок является контроль соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. А установление единых требований к бухучету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, как и создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, - предмет Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Причем Законом N 402-ФЗ не предусмотрена обязанность налоговиков проводить проверки соблюдения налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) требований к бухучету и бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть контроль за соблюдением требований к бухучету и бухгалтерской (финансовой) отчетности не является целью налоговых проверок.
Однако они наделены полномочиями составлять протоколы о выявленных в процессе налогового контроля административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ. Напомним: на основании указанной нормы возможно наложение административного штрафа на должностных лиц (руководителя или главного бухгалтера) в размере от 5 000 до 10 000 руб. за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. При повторном нарушении штраф составит от 10 000 до 20 000 руб. (или дисквалификация на срок от года до двух лет).
Как подчеркнул Минфин в Письме от 20.02.2017 N 03-02-08/9641, при отсутствии у налоговых органов полномочий по осуществлению контроля соблюдения требований к бухгалтерскому учету (бухгалтерской (финансовой) отчетности) и одновременном наличии у этих органов полномочий по составлению протоколов о выявленных при реализации функций по налоговому контролю административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, никаких противоречий нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"