Нарушения требований пожарной безопасности
А. Павелин,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 38-47.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Напомним, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляет МЧС. В статье мы поговорим о типовых нарушениях, выявляемых органами пожарного надзора.
Напомним, что требования пожарной безопасности установлены:
- Законом о пожарной безопасности;
- Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- Правилами противопожарного режима, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390);
- Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденными Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (далее - Приказ N 645);
- Методическими рекомендациями "Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре", утвержденными Управлением государственного пожарного надзора МЧС РФ 04.09.2007 N 1-4-60-10-19 (далее - Методические рекомендации);
- Инструкцией о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС РФ от 16.03.2007 N 140;
- другими нормативными документами.
Далее рассмотрим типовые нарушения требований пожарной безопасности.
Невыполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
Отсутствие организационно-распорядительных документов о соблюдении требований пожарной безопасности. В каждом учреждении здравоохранения должна быть утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения (п. 2 Правил N 390). Указанная инструкция должна отражать, в частности:
а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;
б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
в) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ;
г) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны;
д) допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте;
е) сведения о лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Кроме того, в силу п. 12 Правил N 390 на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.
В учреждениях здравоохранения с ночным пребыванием людей должна быть разработана инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; обеспечено наличие телефонной связи, электрических фонарей (не менее одного фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Руководитель учреждения должен обеспечить (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится учреждение с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время).
Непроведение противопожарного инструктажа и непрохождение пожарно-технического минимума. Согласно п. 31 Приказа N 645 руководители, специалисты и работники учреждений, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Обучение пожарно-техническому минимуму проводится в течение месяца после приема на работу с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а обучение руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, - один раз в год.
В силу п. 3 Правил N 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Отметим, что по характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный (на рабочем месте), повторный, внеплановый и целевой. Об их проведении делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Рекомендуемая форма такого журнала приведена в приложении 1 к Приказу N 645.
Прочие нарушения, связанные с невыполнением организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Указанные нарушения имеют место при отсутствии:
1) лица, ответственного за пожарную безопасность (п. 4 Правил N 390);
2) пожарно-технической комиссии. Согласно п. 5 Правил N 390 в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на объектах, на которых может одновременно находиться 50 человек и более, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию;
3) табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Правил N 390);
4) специально обозначенных мест для курения.
Кроме того, руководитель учреждения обязан обеспечить наличие в зданиях и сооружениях организации, в которых находятся пациенты, не способные передвигаться самостоятельно, носилок из расчета одни носилки на пять пациентов (инвалидов).
Палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей следует размещать на первых этажах зданий.
В медицинских организациях запрещается (п. 136 Правил N 390):
- обустраивать и использовать в корпусах с палатами для пациентов помещения, не связанные с лечебным процессом (кроме помещений, определенных нормами проектирования);
- устанавливать кровати в коридорах, холлах и на других путях эвакуации;
- устанавливать и хранить баллоны с кислородом в зданиях медицинских организаций;
- устраивать топочные отверстия печей в палатах;
- размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады и кладовые.
В лабораториях, отделениях медицинских организаций и кабинетах медицинских работников допускается хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий, относящихся к легковоспламеняющимся и горючим жидкостям (спирт, эфир и др.), общим весом не более трех килограммов с учетом их совместимости в закрывающихся на замок металлических шкафах.
Запрещается размещать в зданиях медицинских организаций V степени огнестойкости, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с печным отоплением более 25 человек больных (взрослых и (или) детей).
Объекты медицинских организаций, расположенные в сельской местности, должны быть обеспечены приставными лестницами из расчета одна лестница на здание.
Неготовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара. В соответствии с п. 12 Правил N 390 на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок персонала по эвакуации людей при пожаре. Кроме того, в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.
Отметим, что во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, работу по его тушению, правильно применять средства пожаротушения.
В силу п. 1.2 Методических рекомендаций в каждом учреждении в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем. В графике необходимо указать: месяц проведения, вид тренировки, тренирующуюся смену или структурное подразделение.
Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.
Несоблюдение требований к содержанию зданий и помещений
Такое несоблюдение предполагает, в частности:
- отсутствие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначений их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с гл. 5, 7 и 8 Федерального закона N 123-ФЗ;
- присутствие повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад;
- непроведение проверок состояния огнезащитной обработки (пропитки). Указанные проверки должны проводиться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). При отсутствии в инструкции такая проверка должна осуществляться не реже одного раза в год;
- непроведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями;
- изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- загромождение дверей, переходов в смежные секции и выходов на наружные эвакуационные лестницы мебелью, оборудованием и другими предметами;
- непроведение (не реже одного раза в пять лет) эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодических освидетельствований состояния средств спасения с высоты;
- неочищенность приямка у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) от мусора и посторонних предметов;
- отсутствие исправных электрических фонарей из расчета один фонарь на 50 человек;непроведение работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта. При этом такие работы должны проводиться не реже одного раза в год.
Невыполнение требований к эксплуатации эвакуационных выходов
Такое невыполнение предполагает:
- отсутствие планов эвакуации людей при пожаре (п. 7 Правил N 390). На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения. Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанным на плане. В частности, планы следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, обозначенным на самом плане эвакуации. Требования к планам эвакуации приведены в ГОСТ Р 12.2.143-2009 *(1);
- неприкрепление ковров, ковровых дорожек и других покрытий полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации к полу;
- несоблюдение требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях, установленных ст. 84 Федерального закона N 123-ФЗ;
- необеспечение у запоров на дверях эвакуационных выходов возможности их свободного открывания изнутри без ключа;
- пороги на путях эвакуации, установку раздвижных и подъемно-опускных дверей и ворот без возможности вручную открыть их изнутри, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
- загромождение эвакуационных путей и выходов различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировку дверей эвакуационных выходов;
- хранение инвентаря и материалов в тамбурах выходов;
- фиксацию самозакрывающихся дверей лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре); снятие дверей лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров;
- изменение направления открывания дверей эвакуационных выходов.
Нарушение требований к эксплуатации электроустановок и электроприборов
В силу п. 42 Правил N 390 запрещается:
а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
в) эксплуатировать светильники (на лестничных клетках, в подвалах, электрощитовых) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
г) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
д) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
е) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;
ж) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
Кроме того, запрещаются прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.
Нередки случаи отсутствия:
- отчета по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления;
- сертификатов пожарной безопасности на кабельную продукцию, противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапаны системы вентиляции и другую продукцию, подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности;
- на лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения надписей (маркировки) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименования электроприемников.
Несоблюдение требований к обеспеченности средствами пожаротушения
В силу п. 70 Правил N 390 руководитель учреждения обязан обеспечить учреждение огнетушителями по нормам согласно приложениям 1 и 2 к Правилам N 390, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Каждый огнетушитель должен иметь паспорт и порядковый номер. При этом запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пломбой.
Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также на территории предприятий (организаций), не имеющих наружного противопожарного водопровода, или при удалении зданий (сооружений), наружных технологических установок этих предприятий (организаций) на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения должны оборудоваться пожарные щиты. Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности согласно приложению 5 к Правилам N 390.
Пожарные щиты должны быть укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Отметим, что использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, запрещается.
Прочие нарушения
Кроме всего вышеперечисленного, нередки случаи несоблюдения требований к автоматическим системам противопожарной защиты, установленных в п. 61 Правил N 390, а также случаи нарушения требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, предусмотренных в п. 55, 57 Правил N 390.
* * *
В заключение напомним, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (ст. 38 Закона о пожарной безопасности):
1) собственники имущества;
2) руководители федеральных органов исполнительной власти;
3) руководители органов местного самоуправления;
4) лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
5) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
6) должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"