Проблемы применения института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих коррупционно-опасные должности, их доходам
Д.Е. Зайков,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г., с. 5-10.
Одним из самых значимых и эффективных инструментов противодействия коррупции является осуществление контроля за соответствием расходов лиц, замещающих коррупционно-опасные должности*(1) (далее - обязанное лицо), их доходам (далее - контроль за расходами). Данный антикоррупционный институт, в отличие от большинства аналогичных, носит двойственный характер: с одной стороны, он представляет собой последующий контроль за приобретением имущества обязанными лицами на незаконные доходы, а с другой - по своей сути является превентивным, так как потенциальная угроза изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы, выступает мерой общей и частной превенции, поскольку обязанное лицо - имея в виду тщательный мониторинг реальных расходов на дорогостоящие объекты гражданского оборота - должно осознавать бессмысленность приобретения имущества на незаконные доходы и соответственно бесперспективность коррупционного поведения*(2).
Правовое регулирование контроля за расходами осуществляется Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ (далее - Закон N 230-ФЗ). Следует указать, что данный правовой акт был неоднозначно оценен юридическим сообществом, что было обусловлено, с одной стороны, введением нового правового института, хотя ранее и не известного отечественной правовой системе, однако потребность в котором была достаточно острой, а с другой стороны, многочисленными юридико-техническими недостатками, значительно снизившими эффективность контроля за расходами*(3).
Так, среди указанных недостатков можно выделить следующие:
- неясность содержания используемой терминологии: "законные доходы"*(4), "расходы"*(5), "три последних года, предшествующих совершению сделки"*(6), "сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства..."*(7);
- отказ законодателя при расчете общего дохода от учета доходов несовершеннолетних детей*(8);
- возможность обхода требований Закона N 230-ФЗ при разделении одной сделки, цена которой превышает общий доход обязанного лица и его супруги (супруга) за установленный период, на две, стоимость каждой из которых менее указанного дохода, совершаемых с незначительным периодом времени, но в разные календарные года*(9);
- отсутствие в Законе N 230-ФЗ ряда объектов гражданского права, в отношении сделок с которыми должен осуществляться контроль за расходами*(10)";
- отсутствие механизма, позволяющего осуществлять контроль за расходами в отношении притворных сделок, прикрывающих сделки, подпадающие под действие Закона N 230-ФЗ*(11).
Отдельные из неупомянутых недостатков были устранены посредством внесения изменений в Закон N 230-ФЗ*(12), в отношении других государственными органами даны разъяснения, позволяющие понять возможное толкование соответствующих норм права*(13).
Однако самым важным и неоднозначно воспринимаемым положением института контроля за расходами являются правовые последствия установления факта несоответствия расходов обязанного лица и соответствующих членов его семьи их общему доходу: обращение в судебном порядке в доход Российской Федерации объектов гражданского права, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ*(14), в отношении которых обязанное лицо не представило сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы*(15).
Реализация указанного положения основывается на подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого допускается принудительное изъятие по решению суда в доход Российской Федерации у собственника имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Вместе с тем практика использования указанных норм выявила неопределенность порядка их реализации и неоднозначное толкование правоприменителями.
Так, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в апелляционном определении от 16 марта 2016 г. по делу N 33-623/2016 указала:
"Вывод суда первой инстанции в части относимости представленных в суд первой инстанции ответчиками в качестве доказательств источников средств, за счет которых совершена сделка купли-продажи жилого дома с земельным участком, расписок о привлечении заемных средств судебная коллегия считает не основанным на требованиях закона и полагает ошибочным суждение суда в указанной части в силу следующего.
В соответствии с положениями ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
М. в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих детей и своей супруги (далее - справки о доходах) не были представлены сведения о финансовых обязательствах по представленным в суд первой инстанции распискам, денежные средства, полученные по которым, значительно превышали 100-кратный размер минимальной оплаты труда".
Тем самым суд фактически ограничил право обязанного лица на представление доказательств приобретения им имущества на законные доходы: доказательства об источниках доходов, не указанных в справках о доходах, признаны судом недопустимыми.
Вместе с тем подобный подход представляется необоснованным.
Так, в силу ст. 1 и 17 Закона N 230-ФЗ основанием для обращения имущества в доход Российской Федерации является непредставление обязанным лицом сведений (здесь и далее курсив мой - Д.3.), подтверждающих их приобретение на законные доходы. В указанном контексте, с учетом положений ст. 3 Закона N 230-ФЗ, под сведениями понимается только информация, представляемая обязанным лицом в составе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена соответствующая сделка.
Согласно подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается принудительное изъятие по решению суда в доход Российской Федерации у собственника имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В качестве доказательств могут выступать любые сведения о фактах, отвечающие требованиям, предъявляемым процессуальным законом*(16).
Таким образом, прокурор принимает решение обратиться в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации соответствующего имущества на основании факта отсутствия сведений, а суд выносит по указанному заявлению решение на основании доказательств, в связи с чем причин ограничивать последние первыми не имеется.
По данному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 26-П указал, что при рассмотрении дел об обращении имущества в доход Российской Федерации в связи с недоказанностью его приобретения на законные доходы необходимо учитывать весь объем законных доходов, которые были получены обязанным лицом и его супругой (супругом) и могли быть использованы для приобретения соответствующего имущества, в том числе законных доходов, не отраженных в представленных обязанным лицом сведениях в справке о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом суд в подтверждение указанных обстоятельств вправе принимать любые допустимые гражданским процессуальным законодательством доказательства.
В вышеуказанном деле судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда выразила следующую позицию:
"В подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отнес обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, именно к мерам гражданско-правовой ответственности.
Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца*(17) не представлено достаточных и допустимых доказательств приобретения ответчиками в целом спорного недвижимого имущества на незаконные доходы".
Следует указать, что Закон N 230-ФЗ не оперирует термином "незаконные доходы", что ставит под сомнение обоснованность его использования судом*(18). Анализ ст. 1, 3 и 17 Закона N 230-ФЗ позволяет прийти к выводу, что указанным правовым актом фактически установлена презумпция незаконности доходов, за счет которых обязанным лицом исполнена соответствующая сделка*(19). При этом бремя доказывания обратного возложено на обязанное лицо*(20)".
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что аналогичным образом должны быть распределены и обязанности по доказыванию в суде: прокурор должен доказать, что обязанным лицом не представлено сведений, подтверждающих приобретение спорного имущества на законные доходы, а обязанное лицо - доказать приобретение такого имущества на законные доходы.
И одной из самых актуальных проблем применения Закона N 230-ФЗ является вопрос о том, имеет ли значение размер денежных средств в общей стоимости приобретенного имущества по соответствующей сделке, в отношении которых обязанное лицо не представило подтверждение законности их происхождения?
Например, обязанным лицом приобретен земельный участок стоимостью 5,0 млн. руб., однако его общий доход и доход его супруги за последние три года, предшествующих отчетному периоду, составил 4,95 млн. руб. На 50,0 тыс. руб. обязанное лицо не представило доказательств, подтверждающих законность их происхождения. Каким образом в указанном случае поступать суду? Обращать в доход Российской Федерации весь земельный участок? Закон N 230-ФЗ других вариантов не предусматривает: размер доходов, в отношении которых обязанное лицо не представило подтверждение законности их происхождения, в общей стоимости предмета сделки не важен, значение имеет лишь сам факт их наличия.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 26-П, по буквальному смыслу подп. 8 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 17 Закона N 230-ФЗ предполагается, что имущество, в отношении которого обязанным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, подлежит изъятию в целом, независимо от того, что в какой-то части затраты на его приобретение могли быть произведены из законных доходов. Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов обязанного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
Цели ограничений конституционных прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватны этим целям и отвечать требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. Применительно к праву собственности это также означает, что его ограничения, вводимые федеральным законодателем, должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), не могут затрагивать само существо данного права.
С учетом изложенного Конституционный Суд Российской Федерации указал на наличие у суда права при выявлении незначительного расхождения размера законных доходов и размера расходов на приобретение соответствующего имущества с учетом фактических обстоятельств конкретного дела определить ту его часть, которая приобретена на доходы, законность происхождения которых не доказана, и потому подлежит обращению в доход Российской Федерации.
Такой подход представляется оправданным, исключающим возможность нарушения права собственности обязанных лиц и соответствующих членов их семей, а также подтверждающим гарантию неприкосновенности частной собственности.
Кроме того, следует указать и на важный шаг, который был сделан Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 26-П в целях исключения возможности обхода закона: в случае реализации собственником имущества, в отношении которого не доказана законность происхождения доходов, направленных на его приобретение, на полученные от указанной сделки денежные средства может быть обращено взыскание в порядке, предусмотренном ст. 17 Закона N 230-ФЗ. Таким образом, отсутствие в настоящее время соответствующего правового регулирования не исключает возможности применения к обязанному лицу указанной меры государственного принуждения.
Изложенное свидетельствует о наличии ряда проблемных вопросов применения в деятельности по противодействию коррупции такого правового института, как контроль за расходами, и необходимости дальнейшего его совершенствования.
Библиографический список:
1. Миронов О.И. Обязанность военнослужащих по предоставлению сведений о расходах как инструмент профилактики коррупции в военных организациях [Текст] / О.И. Миронов // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2013. - N 11.
2. Зайков Д.Е. Противодействие коррупции: несовершенство правового регулирования и правоприменительной практики [Текст] / Д.Е. Зайков // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2014. - N 2.
3. Зайков Д.Е. Правовое регулирование контроля за соответствием расходов работников их доходам в целях противодействия коррупции [Текст] / Д.Е. Зайков // Законодательство. - 2014. - N 8.
4. Цветков А.С. Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению [Текст] / А.С. Цветков // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2015. N 3.
5. Бессчасный С., Скорик В. Реализация института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [Текст] / С. Бессчасный, В. Скорик // Законность. - 2015. - N 11.
6. Корякин В.М. Полномочия военного прокурора по контролю за расходами военнослужащих и иных лиц, обязанных представлять сведения о расходах [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2015. - N 11.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Коррупционно-опасные должности в Министерстве обороны Российской Федерации и подведомственных ему организациях определены приказом Министра обороны Российской Федерации "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" от 4 апреля 2016 г. N 175.
*(2) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан" от 29 ноября 2016 г. N 26-П (далее - Постановление N 26-П).
*(3) См., напр.: Зайков Д.Е. Противодействие коррупции: несовершенство правового регулирования и правоприменительной практики // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 2; Цветков А.С. Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению // Там же. 2015. N 3; Бессчасный С., Скорик В. Реализация института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам // Законность. 2015. N 11; Корякин В.М. Полномочия военного прокурора по контролю за расходами военнослужащих и иных лиц, обязанных представлять сведения о расходах // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 11.
*(4) По мнению автора, это доходы, источник происхождения которых обязанным лицом подтвержден, при этом отсутствие таких доказательств автоматически переводит соответствующие доходы в разряд незаконных, а имущество, приобретенное на них, обращается в доход государства.
*(5) Подробнее, см.: Миронов О.И. Обязанность военнослужащих по предоставлению сведений о расходах как инструмент профилактики коррупции в военных организациях // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.
*(6) Указанный термин Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" был заменен на "три последних года, предшествующих календарному году, предшествующему году представления сведений" от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ.
Проблемы толкования, которые создала предыдущая дефиниция, в основном разрешились, однако предложенный законодателем вариант замены термина сам по себе представляется чрезмерно усложненным для восприятия.
*(7) Какие сделки в указанном случае имеет в виду Закон N 230-ФЗ: только вещные, направленные на приобретение права собственности на соответствующий объект, или в том числе и обязательственные (например, договор аренды)?
Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" от 23 июня 2014 г. N 460 (далее - Указ Президента Российской Федерации N 460) предусматривает возможность представления сведений исключительно по расходам, в результате которых имущество приобретено в собственность (индивидуальную, долевую, общую).
*(8) Расходы несовершеннолетних детей учитываются, а их доходы - нет, что представляется необоснованным. При этом в отношении несовершеннолетних детей - наравне с супругой (супругом) - обязанное лицо подает сведения об их доходах, что позволяет публично контролировать такую информацию и учитывать доходы несовершеннолетних детей в общем доходе при определении оснований для возникновения обязанности подать сведения о расходах.
*(9) Например, 28 декабря 2016 г. и 17 декабря 2017 г. В таком случае обязанность подать сведения о расходах не возникает, как отсутствуют и основания для принятия решения об осуществлении контроля за расходами обязанного лица.
*(10) Например, ювелирные украшения, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, также соответственно договор купли-продажи, договор цессии, договор подряда и договор возмездного оказания услуг.
Указанные договоры являются распространенными в гражданском обороте и вполне могут использоваться недобросовестными обязанными лицами в целях обхода закона.
*(11) Например, сделка дарения, прикрывающая сделку купли-продажи, в котором обязанное лицо выступает в качестве одаряемого (покупателя).
*(12) Например, в части установления соотношения общей суммы сделок, а не стоимости одной (каждой) сделки, подпадающих под действие Закона N 230-ФЗ, с общим доходом лица, замещающего коррупционно-опасную должность, и его супруги (супруга).
*(13) Указ Президента Российской Федерации N 460 не предусматривает возможность отнесения договора участия в долевом строительстве к сделкам, подпадающим под действие Закона N 230-ФЗ, однако п. 58 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный 2015 год), утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, такой "недостаток" устраняет. Данное обстоятельство позволяет соответствующим образом оценить толкование ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ в части определения сделок, подпадающих под действие указанного правового акта.
*(14) Земельный участок, другой объект недвижимости, транспортное средство, ценные бумаги, акции (доли участия, пан в уставных (складочных) капиталах организаций).
*(15) Статья 17 Закона N 230-ФЗ.
*(16) Так, в качестве доказательств будут выступать и сведения, но не только они.
*(17) Прокурором.
*(18) Ср. с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 1 февраля 2016 г. по делу N 33-282/2016.
*(19) Данная позиция, высказанная автором в 2014 г. (Зайков Д.Е. Правовое регулирование контроля за соответствием расходов работников их доходам в целях противодействия коррупции // Законодательство. 2014. N 8), изложена в п. 5.2 Постановления N 26-П.
*(20) Подобное решение, на взгляд автора, вряд ли можно назвать правильным, особенно с учетом публично-правового характера отношений, связанных с противодействием коррупции. Такой подход можно обосновать только нежеланием законодателя возлагать на прокурора трудновыполнимую обязанность по доказыванию факта приобретения имущества обязанным лицом (соответствующими членами его семьи) на незаконные доходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Зайков Д.Е. Проблемы применения института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих коррупционно-опасные должности, их доходам
Zaykov D.E. Problems Institute of control over the compliance of individual costs, replacing corrupt dangerous positions, their earnings
Д.Е. Зайков - кандидат юридических наук
D.E. Zaykov - PhD
В статье автором анализируются недостатки правового регулирования правового института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих коррупционно-опасные должности, а также дается оценка соответствующей судебной практики.
In the article the author analyzes the shortcomings of the legal regulation of the legal institution of control over the compliance of individual spending, replacing corrupt dangerous positions, as well as an assessment of the relevant jurisprudence
Ключевые слова: противодействие коррупции, расходы, доходы, имущество, сделки.
Key words: fight against corruption, expenses, income, property transactions.
Проблемы применения института контроля за соответствием расходов лиц, замещающих коррупционно-опасные должности, их доходам
Автор
Д.Е. Зайков - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г.