Произошло затопление нежилого помещения, принадлежащего юридическому лицу. Виновник аварии установлен - это жилец, проживающий на этаже сверху. Вместе с тем управляющая компания отказывается выдавать и предоставлять юридическому лицу для ознакомления акт обследования квартиры виновника затопления, мотивируя свой отказ тем, что у юридического лица отсутствует договор на обслуживание, заключенный с управляющей компанией.
Каким нормативным актом регламентируется обязанность управляющей компании выдать такой акт заинтересованному лицу (ознакомить его с таким актом) в отсутствии у него соответствующего договора с управляющей компанией?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Составление отдельного акта обследования квартиры виновника затопления действующим законодательством прямо не предусмотрено.
Обоснование вывода:
После произошедшего залива нежилого помещения собственнику данного помещения необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или иную службу, указанную управляющей компанией (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила)).
В соответствии с п. 108 Правил время проведения проверки по факту залива помещения назначается не позднее 2 часов с момента получения от собственника сообщения о заливе, если с собственником не согласовано иное время.
Согласно п. 152 Правил в случае причинения ущерба имуществу собственника помещения управляющая компания и собственник помещения (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба имуществу собственника помещения (далее - акт обследования), содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Перед подписанием акта обследования необходимо провести комиссионное обследование поврежденного помещения.
Так, согласно разъяснениям Прокуратуры Калужской области от 29.09.2011 комиссионное обследование поврежденного помещения необходимо провести в присутствии:
- потерпевшей стороны;
- старшего по подъезду (дому);
- представителя управляющей компании.
В случае, если виновником залива квартиры является пользователь расположенной выше квартиры, необходимо обязательное присутствие его или его представителя.
Акт обследования должен быть составлен представителем управляющей компании и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу.
При этом акт составляется в трех экземплярах, подписывается всеми присутствующими при осмотре поврежденного помещения гражданами и вручается по одному экземпляру представителям виновной и пострадавшей сторон. Третий экземпляр акта хранится в управляющей организации.
При отказе виновной стороны от подписания акта обследования об этом до подписей всех остальных лиц, присутствующих на комиссионном обследовании, в акте обследования должна быть сделана соответствующая запись.
Анализ нормативных правовых актов показал, что составление отдельного акта обследования квартиры виновника затопления действующим законодательством прямо не предусмотрено. Вместе с тем п. 152 Правил предполагает установление обстоятельств, которые послужили причиной повреждения имущества, поэтому, по нашему мнению, должны быть осмотрены оба помещения. Соответственно, полагаем, что в акте обследования необходимо указать как причины затопления, выявленные в ходе осмотра вышерасположенной квартиры, так и последствия затопления, выразившиеся в перечне поврежденного имущества и иных негативных последствиях. Копии данного акта обследования следует вручить как виновной, так и пострадавшей стороне. В этой связи смотрите судебную практику, например: апелляционное определение Московского городского суда от 2 сентября 2014 г. N 33-14185/14, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 11 августа 2014 г. по делу N 33-17466/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 сентября 2013 г. по делу N 33-7223/13, решение Ногинского городского суда Московской области от 7 февраля 2013 г. (извлечение).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
2 мая 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.