ГАРАНТ: правовая поддержка
Организация создана в 2006 году. Отчитывалась по УСН с объектом "доходы". Хозяйственная деятельность в 2006 году не велась, доходов не было. Книга доходов и расходов распечатана пустая. Каковы штрафные санкции за то, что книга не зарегистрирована в налоговой?
- Как указано в ст. 346.24 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России*(1). При этом не имеет значения избранный налогоплательщиком объект налогообложения. Заверение и скрепление печатью книги учета доходов и расходов осуществляется в день обращения налогоплательщика и в его присутствии*(2).
Вопрос о том, можно ли привлечь налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к налоговой ответственности за отсутствие книги учета доходов и расходов, является спорным.
Так, попытки налоговых органов привлечь налогоплательщика за отсутствие книги учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ как за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения признаны судами неправомерными в связи с тем, что указанной статьей предусмотрена ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета. Книга учета доходов и расходов является регистром налогового, а не бухгалтерского учета (постановления ФАС СЗО от 04.10.2004 N А56-4905/04, от 09.02.2004 N А56-16881/03, от 01.08.2003 N А56-2776/03).
Аналогичный вывод сделан и в п. 1 письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31.03.2005 N 03-02-07/1-85. Вместе с тем в п. 2 указанного письма сделан вывод, что в случае, если книга учета доходов и расходов не заверена в установленном порядке в налоговом органе, данное обстоятельство может рассматриваться как отсутствие у налогоплательщика указанной книги, в связи с чем организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ.
С такой позицией Минфина России трудно согласиться по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако конкретный срок для представления книги учета доходов и расходов налоговому органу в целях ее заверения и скрепления печатью не предусмотрен. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ. Порядок заполнения книги учета доходов и расходов, утвержденный приказом Минфина России, не является актом законодательства о налогах и сборах, в связи с чем нарушение указанного Порядка не влечет за собой привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по данной статье.
По мнению ФАС ВСО, объективной стороной правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ является непредставление документов и сведений. Представление книг учета доходов и расходов хозяйственных операций по запросу налоговых органов в срок, но не заверенных в установленном порядке не образует объективную сторону правонарушения. Следовательно, привлечение к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ не обосновано и неправомерно (постановление ФАС ВСО от 06.02.2007 N А19-18593/06-33Ф02-223/2007-С1).
Л. Карасевич,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
На предприятии работают временно пребывающие иностранные работники (из Узбекистана). Мы выдаем им зарплату, как и всем остальным работникам, в кассе предприятия. Имеем ли мы право выплачивать зарплату иностранным работникам наличными через кассу предприятия или обязаны перечислять ее в банк на карточки?
- Международные договоры, устанавливающие особый порядок выплаты заработной платы гражданам Узбекистана, работающим на территории РФ, нашим государством не заключались*(3). Таким образом, выплата заработной платы указанной категории иностранных граждан производится в общем порядке
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме также определяются коллективным или трудовым договором.
Однако необходимо учитывать, что формально выплаты, производимые иностранным работникам, временно пребывающим на территории РФ, подпадают под определение валютной операции в соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому при выплате заработной платы существует риск привлечения организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за неиспользование организацией счетов в уполномоченных банках согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Позиции о возможности привлечения организации-работодателя к административной ответственности за выплату заработной платы в наличной форме придерживаются ФАС ВСО (постановления от 14.08.2007 N А10-1160/07-Ф02-5255/2007, от 20.07.2007 N А78-5027/2006-С2-28/245-Ф02-4396/2007) и ФАС ЗСО (постановления от 26.04.2007 N Ф04-2592/2007(33774-А03-23), от 15.03.2007 N Ф04-1256/2007(32314-А03-19)).
Однако в судебной практике существует и противоположная точка зрения. Ее занимает ФАС ДО. По его мнению, работодатель вправе производить выплату заработной платы иностранным работникам через кассу предприятия (постановления ФАС ДО от 20.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3365, от 19.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3761, N Ф03-А51/07-2/3629, N Ф03-А51/07-2/3573, N Ф03-А73/07-2/3366).
Этой позиции придерживаемся и мы. По нашему мнению, работодатель в отношениях с работниками должен в первую очередь руководствоваться положениями трудового законодательства, которое обязывает работодателя выплачивать заработную плату работнику по месту работы если работник не сообщил организации расчетный счет. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не обязывает нерезидентов открывать счета на территории РФ. Отсутствие же счета у работника делает невозможным выполнение требования о безналичных расчетах. Это положение учитывалось и ФАС ДО при вынесении вышеуказанных постановлений.
О. Ефимова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
При инвентаризации товаров в розничной торговле недостача правомерно списывается за счет организации. Надо ли учитывать восстановление НДС по списанному товару?
- Вопрос восстановления суммы НДС по товарам, которые при проведении инвентаризации имущества были выявлены как недостающие, является довольно спорным.
С одной стороны, случаи, когда принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Списание недостачи товаров, выявленной в результате инвентаризации, не является таким случаем. Кроме того, первоначально товары приобретались для операций, подпадающих под налогообложение, и, следовательно, имелись все основания применить налоговый вычет.
С учетом того, что налоговое законодательство не содержит указания на обязанность восстановления суммы НДС в ситуации списания выявленной при инвентаризации недостачи товаров, налогоплательщики не обязаны восстанавливать суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету. Данной позиции придерживаются и арбитражные суды (постановления ФАС ЦО от 28.03.2007 N А48-4688/06-19; ФАС СЗО от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29, от 06.06.2005 N А26-12323/04-211).
ВАС РФ в решении от 23.10.2006 N 10652/06 признал, что недостача товара, обнаруженная в процессе инвентаризации имущества, или имевшее место хищение товара к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся.
Однако у сотрудников Минфина РФ по этому вопросу иное мнение.
Финансовые органы рассматривают списание недостачи товаров, выявленной при инвентаризации, как участие имущества в операциях, не подлежащих налогообложению, в связи с чем уплаченные суммы НДС вычету не подлежат на основании п. 2 ст. 171 НК РФ. Соответственно, суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарно-материальным ценностям, необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором они были списаны с учета (письма Минфина РФ от 31.07 2006 N 03-04-11/132; от 21.04.2006 N 03-03-04/1/369; от 18.11.2005 N 03-04-11/308).
Поэтому, если будет принято решение не восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету то нужно быть готовым отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях.
Е. Макаренко,
аудитор, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ООО зарегистрировано в г. Москве и по месту фактического нахождения осуществляет строительную деятельность на основе договоров с заказчиком на территории Московской области в отношении более чем 20 строительных объектов. Создаются строительные площадки с организацией рабочего места на срок более одного месяца. Может ли ООО выполнять строительство без регистрации обособленных подразделений (например, направление работника в командировку)?
- Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации в целях налогового законодательства признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Под "рабочим местом" понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
В рассматриваемом случае стройплощадки обладают всеми признаками обособленного подразделения (созданы рабочие места на срок более одного месяца). При таких обстоятельствах ООО придется пройти процедуру постановки на налоговый учет по месту нахождения его обособленного подразделения, как того требует налоговое законодательство. В соответствии с абз. третьим п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого организацией самостоятельно.
По нашему мнению, направление работников в командировку по месту строительства на срок свыше одного месяца не стоит рассматривать как возможность избежать создания обособленного подразделения, иначе это может привести к налоговым спорам. Приведем ряд примеров из судебной практики, где предметом спора являлся факт подтверждения командировки работников.
ФАС ЗСО в постановлении от 10.03.2004 N Ф04/1209-235/А03-2004 удовлетворил требование налоговых органов о привлечении общества к ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет. Суд пришел к такому выводу, так как общество не представило доказательств, подтверждающих, что работы проводились командировочным методом.
ФАС СЗО в постановлении от 04.02.2002 N А05-9651/01-491/14 принял сторону налогоплательщика, сочтя факт создания обособленного подразделения не доказанным. При этом суд, в частности, сослался на то обстоятельство, что общество выполняло строительные работы силами работников, командированных в другой город на срок более одного месяца.
Отметим, что спорным моментом относительно создания обособленного подразделения является также количество созданных рабочих мест.
В ст. 11 НК РФ законодатель в определении обособленного подразделения употребил понятие "рабочие места" во множественном числе. Следовательно, чтобы говорить о создании обособленного подразделения, их должно быть не менее двух. Мнения по этому поводу разделились.
МНС России в своем письме утверждает, что для возникновения обособленного подразделения достаточно оборудования одного рабочего места (письмо от 29.04.2004 N 09-3-02/1912). Данная точка зрения поддерживается арбитражными судами (постановление ФАС МО от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02).
Между тем есть и противоположная позиция. Так, в постановлениях ФАС МО от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01 и от 05.12.2003 N КА-А41/9770-03 указывается, что, если в обособленном подразделении работает только один человек, постановки на учет не требуется. При этом суд руководствовался тем, что в силу п. 2 ст. 11 НК РФ для признания подразделения обособленным необходимы два и более стационарных рабочих места (множественное число). Значит, при направлении в командировку одного сотрудника на срок более одного месяца создавать обособленное подразделение и соответственно ставить его на учет нет необходимости.
Ю. Карпова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
"Арбитражное правосудие в России", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".
*(2) Приказ ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@.
*(3) В соответствии с частью пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.